Психологические факторы адаптации ребёнка в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша _ появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

Содержание

ведение
Глава 1. Психологические особенности младших школьников
1.1 Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
1.2 Познавательная сфера младших школьников
1.3 Развитие личности младших школьников
1.4 Выводы по 1 главе
Глава 2. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников
2.1 Понятие социальной адаптации
2.2 Понятие школьной адаптации
2.2.1 Физиологическая адаптация
2.2.2 Социально-психологическая адаптация
2.3 Выводы по 2 главе
Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации
3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)
3.2 Школьная мотивация (по Лускановой)
3.3 Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
3.4 Выбор парной фигуры (диагностика импульсивности, рефлексивности)
3.5 Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан
3.6 Методика изучения самооценки школьника по Т.В. Дембо
Глава 4. Психологическое сопровождение адаптации первоклассника
4.1 Коррекционные занятия с первоклассниками
4.2 Взаимодействие школы и семьи
4.3 Рекомендации для родителей
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    «Пермский государственный педагогический университет»

    Факультет психологии

    Курсовая  работа

    на  тему:

    «ОСОБЕННОСТИ  АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ»

    Работу  выполнила:

    Студентка 3 курса заочного отделения

    Научный руководитель:

    Профессор, доктор психологических наук,

    кафедра теоретической и прикладной психологии

    ПЕРМЬ

    2010

    Оглавление

    Введение

    Глава 1. Психологические особенности младших  школьников

    1.1 Анатомо-физиологические особенности  младшего школьника

    1.2 Познавательная сфера младших  школьников

    1.3 Развитие личности младших школьников

    1.4 Выводы по 1 главе

    Глава 2. Теоретические аспекты изучения школьной адаптации первоклассников

    2.1 Понятие социальной адаптации

    2.2 Понятие школьной адаптации

    2.2.1 Физиологическая адаптация

    2.2.2 Социально-психологическая адаптация

    2.3 Выводы по 2 главе

    Глава 3. Диагностика школьной дезадаптации

    3.1 Бланк методики СПА-1 (по Александровской)

    3.2 Школьная мотивация (по Лускановой)

    3.3 Анализ соотношения самооценки  и ценностных ориентации первоклассника

    3.4 Выбор парной фигуры (диагностика  импульсивности, рефлексивности)

    3.5 Шкала личностной тревожности  для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан

    3.6 Методика изучения самооценки школьника по Т.В. Дембо

    Глава 4. Психологическое сопровождение  адаптации первоклассника

    4.1 Коррекционные занятия с первоклассниками

    4.2 Взаимодействие школы и семьи

    4.3 Рекомендации для родителей

    Заключение

    Библиографический список использованных источников

    Приложения

    Введение

    Независимо  от того, когда ребенок пошел в  школу, изменяется социальный статус бывшего  малыша _ появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это  рождением социального «Я» ребенка.

    Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

    Такие изменения происходят в психике  ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.

    Процесс адаптации ребенка в школе  сложен и физически, и психологически.

    Психическую адаптацию можно определить как  процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять  актуальные потребности и. реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности, человека, его поведения, требованиям среды.

    Наверное, любой может согласиться с  тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.

    Актуальность  исследования определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. [8]

    А также интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость углубленного анализа проблемы школьной адаптации.

    Поэтому проблема изучения адаптации у детей младшего школьного возраста определила выбор темы исследования.

    Принимая  во внимание актуальность темы, сформулируем цель исследования: анализ адаптации  первоклассников к школе.

    Объект  исследования - процесс социально-психологической  адаптации первоклассников.

    Предмет - психологические особенности социально-психологической  адаптации первоклассников к  школе.

    Задачи  исследования:

    проанализировать  различные социально-психологические  концепции по проблеме социально-психологической  адаптации ребенка к обучению в школе;

    выявить и классифицировать факторы, влияющие на процесс социально-психологической  адаптации первоклассников;

    психологическое содержание особенностей возраста младших  школьников;

    разработка  рекомендаций для психологов, учителей и родителей;

    создание диагностического пакета для исследования адаптации первоклассников.

    Теоретической основой исследования выступили  концепции личности отечественных  психологов: Леонтьева А.Н., Лурии  А.Р., Божович Л.М., Мухиной В.С., Петровского  А.А., Прихожан А.М. и др.

    Теоретическая значимость работы заключается в  систематизации материалов, которые  могут быть использованы при изучении вопроса адаптации к школе  первоклассников.

    Практическое  значение работы определяется тем, что  позволяет психологу пополнить  свой методологический арсенал, расширить свои познания в вопросе адаптации к школе первоклассников.

    Глава 1. Психологические особенности младших  школьников

    Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством  в жизни ребенка - поступлением в школу.

    Поступивший в школу ребенок автоматически  занимает совершенно новое место  в системе отношений людей: у  него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. [36]

    Новая социальная ситуация развития требует  от ребенка особой деятельности - учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, - то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация.

    Начало  периода уходит корнями в кризис 6-7 лет, когда ребенок сочетает в  себе черты дошкольного детства  с особенностями школьника. У  дошкольника имеется две сферы  социальных отношений - «ребенок - взрослый»  и «ребенок - дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок - взрослый» дифференцируется на «ребенок - учитель» и «ребенок - родители».

    Отношение «ребенок - учитель» выступает для  ребенка отношением «ребенок - общество»  и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Если в семейных взаимоотношениях и в детском саду имеется асимметрия, то в школе в учителе воплощены требования общества, существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого. Ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к тем или иным детям: если он замечает, что у учителя есть «любимчики», то его ореол разрушается. В первое время дети стремятся точно следовать указаниям учителя; если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель.

    Специфика учения - в присвоении научных знаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятельности создаются только в школе, а в других видах деятельности усвоение знаний выступает как побочный продукт в виде житейских понятий. В игре, например, ребенок стремится лучше выполнить какую-нибудь роль, и усвоение правил ее выполнения лишь сопутствует основному стремлению. И только в учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.

    Учебная деятельность будет осуществляться на протяжении всех лет обучения в  школе, но только сейчас, когда она складывается и формируется, она является ведущей.

    1.1 Анатомо-физиологические особенности  младшего школьника

    Генеральная линия психофизиологического созревания состоит в следующем: в корково-подкорковых  отношениях главенствующую роль приобретает  кора, и она регулирует функции подкорковых стволовых образований мозга, обеспечивая физиологические условия для формирования и функционирования одного из главных новообразований данного возраста - способности к произвольной регуляции психических функций, деятельности и поведения в целом. [7, с. 64]

    Важно подчеркнуть, что в возрасте 7 лет (начало школьного обучения) эти  процессы еще не достигают окончательной  зрелости. Последнее проявляется  в неуправляемых и ненаправленных активационных воздействиях, которые  нередко создают своеобразную избыточность реагирования мозга у детей этого возраста. Только к 9-10 годам процессы управления активацией достигают относительной зрелости, обеспечивая ребенку полные условия для управления собственной психической деятельностью.

    Другой важной особенностью этого возрастного периода является установление доминирования и подчинения в системе межполушарных отношений. Считается, что в этом возрасте устанавливается церебральное доминирование: у праворуких детей - доминирование функций левого полушария.

    По  современным представлениям, доминирование  функций левого полушария создает  условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической  деятельности, осознанности психических функций и состояний. [16, с. 82] Таким образом, в возрастном интервале от 6-7 лет до 9-10 лет происходят существенные изменения в общем характере взаимодействия полушарий, в результате которых у детей возрастают возможности произвольной осознанной регуляции своего поведения и высших психических функций.

    Возрастает  подвижность нервных процессов: в возрасте 6-7 лет возбуждение  доминирует над торможением. Они  выравниваются только к 2-3 классу. Так, в этот возрастной период оказываются хорошо выраженными индукционные отношения между возбуждением и торможением, и при этом отмечается способность последовательного торможения к быстрой концентрации. В возрасте 7-10 лет основные нервные процессы у ребенка по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослого человека. [2, с. 96]

Информация о работе Психологические факторы адаптации ребёнка в школе