Из сказанного можно заключить,
что целенаправленное педагогическое
воздействие является в этот
период определяющим фактором
психического развития детей. И важная
роль здесь принадлежит семье. Именно
поэтому данный вопрос будет рассматриваться
более подробно ниже в моей работе.
Необходимо, чтобы ребенок пошел
в школу физически развитым,
крепким, здоровым. Ведь в значительной
степени его успехи в школе будут
зависеть от его физической готовности
к ней, здоровья.
В настоящее время ребенку
– первокласснику необходима
выносливость-важнейшая физическая
способность, которая теснейшим
образом связана с работоспособностью,
качеством, без которого невозможен
успех в любом деле. Выносливость необходима
ребенку, чтобы овладеть программой, предусмотренной
для первоклассников в школе.
Специальные исследования показывают,
что положительное влияние на
физическую работоспособность
детей этого возраста, обучающихся в школе,
оказывает увеличение самопроизвольной
двигательной активности и целенаправленное,
с акцентом на точность выполнения
движений, развитие у детей двигательных
навыков во время ежедневного проведения
динамических пауз на свежем воздухе,
обучение плаванию в бассейне, проведение
утренней гимнастики. [1,122].
Однако, очевидным является то, что
одной физической готовности
для успешного обучения в школе
явно мало. Необходима готовность
ребенка к изменению своего социального
положения. Этот процесс адаптации, или
привыкания, подчиняется особым психологическим
закономерностям, которые очень важно
учитывать при работе с первоклассниками.
Дети далеко не одинаково
легко «вживаются» в новые
условия. Выявлено три уровня адаптации
детей к школе:
1.Высокий
уровень адаптации - первоклассник
положительно относится к
школе, представляемые требования
воспринимает адекватно. Учебный
материал усваивает легко, глубоко
и полно овладевает программным
материалом, решает усложненные задачи,
прилежен, внимательно слушает
указания, объяснения учителя, выполняет
поручения без внешнего контроля, проявляет
большой интерес к самостоятельной
учебной работе (всегда готовиться
ко всем урокам), а общественные поручения
выполняет охотно и добросовестно, занимает
в классе благоприятное статусное
положение.
2.Средний
уровень адаптации – первоклассник
положительно относится к
школе, ее посещение не вызывает
отрицательных переживаний, понимает
учебный материал, если учитель излагает
его подробно и наглядно, усваивает основное
содержание учебных программ, самостоятельно
решает типовые задачи, сосредоточен и
внимателен при выполнении заданий, поручений,
указаний взрослого, но при его контроле
бывает сосредоточен только тогда, когда
занят чем-то для него интересным (готовится
к урокам и выполняет домашние задания
почти всегда. Общественные поручения
выполняет добросовестно и дружит
со многими одноклассниками.
3.Низкий
уровень адаптации – первоклассник
отрицательно или индифферентно относится
к школе, нередки жалобы на нездоровье,
наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый
учителем материал усваивает фрагментарно.
Самостоятельная работа с учебником
затруднена, а при выполнении самостоятельных
учебных заданий не проявляет интереса,
к урокам готовится нерегулярно, необходимы
постоянный контроль, систематические
напоминания и побуждения со стороны учителя
и родителей. Сохраняет работоспособность
и внимание при удлиненных паузах для
отдыха, для понимания нового и решения
задач по образцу требуется значительная
учебная помощь учителя и родителей. Общественные
поручения выполняет под контролем, без
особого желания, пассивен, близких друзей
не имеет, знает по именам и фамилиям
лишь часть одноклассников.
Успешность
усвоения учебного материала ребенком
в школе и вхождения его в школьную жизнь
зависит от подготовленности ребенка
и его семьи к новым условиям, поэтому
психологи на первый план ставят
психологическую готовность ребенка к
школе. [8,94].
1.2.Психологическая
готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к
обучению в школе - следствие
прохождения ребенком кризиса
семи лет.
Именно новообразование задает
для ребенка социальную ситуацию
развития, которая определяет
целиком и полностью те формы
и тот путь, следуя по которому ребенок
приобретает новые и новые свойства личности,
черпая их из социальной действительности
как из основного источника развития,
тот путь, по которому социальное становится
индивидуальным.
Несомненно, готовность к школе не сводится
лишь к физической готовности - необходима
так же и особая психологическая готовность
к ней, к новым условиям жизнедеятельности.
Содержание этого вида готовности
определяется той системой требований,
которую школа предъявляет к ребенку.
[10,125].
Психологическая
готовность к школе – это:
1)умение
слушать речь, объяснения, ответы
товарищей;
2)умение
действовать в соответствии
с правилом;
3)умение
производить действия в соответствии
с образцом;
4)умение
действовать по прямому указанию взрослого;
5)умение
работать в группе.
Конкретное содержание психологической
готовности не является стабильным
– оно изменяется, обогащается.
Что же именно включает в
себя психологическая готовность
к школе?
Составными компонентами психологической
готовности являются:
1.Личностная готовность ребенка
к школе - подготовка ребенка
к школе включает формирование
у него готовности к принятию
новой «социальной позиции» - положения
школьника, имеющего круг важных
обязанностей и прав, занимающего
иное по сравнению с дошкольниками, особое
положение в обществе. Готовность этого
типа, личностная готовность выражается
в отношении ребенка к школе, к учебной
деятельности, к учителям, к самому себе.
Как правило, дети выражают
желание идти в школу. И тут весьма
важно, чтобы школа привлекала ребенка
своей главной деятельностью- учением.
Если ребенок не готов к
социальной позиции школьника,
то даже при наличии у
него необходимого запаса умений
и навыков, уровня интеллектуального
развития ему трудно в школе. Ведь не
всегда высокий уровень интеллектуального
развития совпадает с личностной готовностью
ребенка к школе.
Такие
первоклассники учатся в школе
очень неровно и ведут себя
по-детски. И если занятия у
них будут вызывать непосредственный
интерес, то успехи у них будут. Если же
его нет, и они должны будут выполнять
учебное задание из чувства долга и
ответственности, то такой первоклассник
делает его небрежно, наспех и достичь
нужного положительного результата ему
трудно. Еще хуже в том случае, когда дети
не хотят идти в школу. Причина подобного
отношения к школе, как правило, кроется
в самой системе воспитания ребенка. Нередко
ребенка запугивают школой и потому разумнее
всего сразу сформировать верное представление
о школе, положительное отношение
к ней, к учителю, к книге. [7,156].
Создание эмоционального опыта,
последовательное углубление эмоционального
отношения к учению в процессе
деятельности ребенка- необходимое
условие формирования его положительного
отношения к школе. Поэтому весьма
важно, чтобы сообщаемый детям материал
о школе был не только понят, но и прочувствован,
пережит ими, непременным условием чего
является включение детей в деятельность,
активизирующую как сознание, так и
чувства.
2.Волевая
готовность ребенка к школе - формирование
волевой готовности будущего первоклассника
требует серьезного внимания, поскольку
его ждет в школе напряженный труд, от
него потребуется умение делать не только
то, что ему хочется, но и то, что от него
потребует учитель, школьный режим, программа.
Все исследования развития воли
у детей отмечают, что в дошкольном
возрасте успешнее достигается
цель в игровой ситуации. Первостепенное
значение в формировании воли
имеет воспитание мотивов достижения
цели. Формирование у детей небоязни
трудиться, стремление не пасовать перед
ними, а разрешать их, не отказываться
от намеченной цели при столкновении с
препятствиями поможет ребенку самостоятельно
или лишь при незначительной помощи
преодолеть трудности, которые возникнут
у него в первом классе.
Развитие дисциплинированности, организованности
и других качеств, помогающих
6-летнему ребенку овладеть, управлять
своим поведением, в большей мере
зависит от степени его
восприимчивости к требованиям,
от характера взаимоотношений
ребенка и взрослого. [20,147].
3.Интеллектуальная готовность –
очень важно, чтобы ребенок
к школе был умственно развит.
Существующие программы, их усвоение
потребуют от ребенка умения
сравнивать, анализировать, обобщать,
делать самостоятельные выводы,
потребуют достаточно развитых
познавательных процессов. Готовы
ли дети дошкольного возраста к этому?
Кстаршему дошкольному возрасту
дети овладевают некоторыми
рациональными способами обследования
внешних свойств предметов,
пользуясь усвоенной системой
общественно выработанных эталонов. Применение
их дает возможность ребенку дифференцированно
воспринимать, анализировать сложные
предметы. В дошкольные годы ребенок
должен быть подготовлен к ведущей
в младшем школьном возрасте деятельности
- учебной. Важное значение, при этом
будет иметь формирование у ребенка умений,
требуемых в этой деятельности. Обладание
этими умениями обеспечивает ребенку
«высокий уровень» обучаемости, характерной
особенностью которого является
умение выделить учебную задачу и превратить
ее в самостоятельную цель деятельности.
Составную часть психологической
готовности ребенка к школьному
обучению составляет именно
интеллектуальная готовность. В
это понятие входит как запас
знаний и представлений ребенка
об окружающем, так и сформированность
его мыслительных навыков. Однако,
главное- это то, как ребенок ориентирован
в окружающем и как он осмысляет полученные
сведения. Важнейшими компонентами
психологической готовности детей
к школьному обучению также является общение
ребенка со взрослыми, взаимоотношение
со сверстниками и отношение к самому
себе. Эти компоненты знаменуют собой
разные фазы кризиса семи лет. [3,214].
Так, изменения в отношениях
ребенка со взрослым, проявляющиеся
в новом контекстном общении,
знаменуют вступление ребенка
в кризис семи лет, то есть его предкритическую
фазу. Появление «кооперативно-соревновательного»
отношения ребенка со сверстниками - показатель
собственно-критического возраста, его
критической фазы. Наконец, возникновение
нового отношения ребенка к себе
- итог кризиса, характеризующий посткритическую
фазу.
Говоря о симптоматике кризиса
семи лет, Л.С. Выготский указывает
на манерничанье и кривлянье
ребенка, точнее на ту сферу
его жизни, которая непосредственно
обращена на других людей. Возникающая
в результате кризиса семи лет самооценка
дошкольника начинает регулировать
поведение ребенка в последующий
период.
Таким образом, изменение в
отношении к самому себе могут
рассматриваться как итог, который
наступает в результате изменения
в других сферах и как итог кризиса семи
лет. На личностную готовность ребенка
к школе влияет фактор преодоления
ребенком кризиса семи лет. Успешность
вхождения в школьную жизнь зависит
во многом от степени позитивности
и адекватности образа «Я - будущий ученик».
Решить проблему подготовки детей
к школе возможно лишь, если реализуется
единая линия развития ребенка
на этапах дошкольного и школьного детства.
1.3.Особенности
обучения математике детей 6-7 лет
В
связи с проблемой формирования
и развития способностей следует
указать, что целый ряд исследований
психологов направлен на выявление
структуры способностей школьников
к различным видам деятельности.
При этом под способностями понимается
комплекс индивидуально – психологических
особенностей человека, отвечающих
требованиям данной деятельности и являющиеся
условием успешного выполнения. Таким
образом, способности – сложное, интегральное,
психическое образование, своеобразный
синтез свойств, или, как их называют компонентов.
[19,135].