Адаптация к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение состояния педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста (6-7 лет).
Предметом исследования являются особенности дошкольной адаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе………………….5
1.1.Учение об адаптации: понятие, теории, школы…………………………….5
1.2.Психологическая готовность ребенка к школе……………………….…...11
1.3.Особенности обучения математике детей 6-7 лет…………………………15
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе……………………………………………………………………………..20
2.1.Организация исследования………………………………………………….20
2.2.Анализ результатов……………...…………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Адаптация к школе.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

       Из сказанного можно заключить,  что целенаправленное педагогическое  воздействие является в этот  период определяющим фактором  психического развития детей. И важная роль здесь принадлежит семье. Именно поэтому  данный вопрос будет  рассматриваться более подробно ниже в моей работе.

       Необходимо, чтобы ребенок пошел  в школу  физически развитым, крепким, здоровым. Ведь в значительной степени его успехи   в школе будут зависеть  от его физической готовности  к ней, здоровья.

       В настоящее время ребенку  – первокласснику необходима  выносливость-важнейшая физическая  способность, которая теснейшим  образом связана с работоспособностью, качеством, без которого   невозможен успех в любом деле. Выносливость необходима ребенку, чтобы овладеть программой, предусмотренной для первоклассников  в школе.

       Специальные исследования показывают, что положительное влияние на  физическую   работоспособность  детей этого возраста, обучающихся в школе, оказывает  увеличение самопроизвольной  двигательной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения  движений, развитие у детей  двигательных  навыков  во время ежедневного проведения динамических  пауз на свежем  воздухе, обучение плаванию  в бассейне, проведение утренней гимнастики. [1,122]. 

       Однако, очевидным является то, что   одной физической готовности  для успешного обучения в школе  явно мало. Необходима готовность  ребенка к изменению своего социального положения. Этот процесс адаптации, или привыкания, подчиняется особым психологическим закономерностям, которые очень важно учитывать  при работе с первоклассниками.

       Дети далеко  не одинаково   легко  «вживаются» в новые  условия. Выявлено  три уровня  адаптации детей к школе:

     1.Высокий  уровень адаптации - первоклассник  положительно  относится  к  школе, представляемые  требования  воспринимает  адекватно. Учебный  материал  усваивает легко, глубоко  и полно овладевает  программным  материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимательно  слушает  указания, объяснения учителя, выполняет  поручения  без внешнего контроля, проявляет большой  интерес  к самостоятельной  учебной работе (всегда готовиться  ко всем урокам), а общественные поручения  выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе  благоприятное  статусное  положение.

     2.Средний   уровень  адаптации – первоклассник  положительно  относится  к  школе, ее посещение не вызывает  отрицательных  переживаний, понимает  учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то  для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда. Общественные поручения выполняет  добросовестно и дружит  со многими  одноклассниками.

     3.Низкий  уровень адаптации – первоклассник  отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый  учителем материал  усваивает  фрагментарно. Самостоятельная работа  с учебником затруднена, а при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных  паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям  лишь часть  одноклассников.

     Успешность усвоения учебного материала ребенком в школе и вхождения его в школьную жизнь зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям, поэтому психологи на первый  план ставят  психологическую готовность ребенка к школе. [8,94].   

     1.2.Психологическая готовность ребенка к школе 

       Психологическая готовность к  обучению в школе - следствие   прохождения  ребенком  кризиса  семи лет.

       Именно новообразование  задает  для ребенка социальную ситуацию  развития, которая  определяет  целиком  и полностью  те формы и тот путь, следуя  по которому  ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая   их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится  индивидуальным.

       Несомненно, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности  - необходима так же и особая  психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида  готовности определяется той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. [10,125]. 

     Психологическая готовность к школе – это:

     1)умение  слушать  речь, объяснения, ответы  товарищей;

     2)умение  действовать  в соответствии  с правилом;

     3)умение  производить  действия  в соответствии  с образцом;

     4)умение  действовать по прямому указанию  взрослого;

     5)умение  работать в группе.

       Конкретное содержание психологической  готовности не является стабильным  – оно изменяется, обогащается.  Что же именно включает  в  себя психологическая готовность  к школе?

       Составными компонентами  психологической готовности являются: 

      1.Личностная готовность ребенка  к школе - подготовка ребенка  к школе включает формирование  у него готовности к принятию  новой «социальной позиции» - положения  школьника, имеющего круг важных  обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

       Как правило, дети выражают  желание идти в школу. И тут весьма важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью- учением.

       Если ребенок не готов к  социальной позиции школьника,  то даже при  наличии у  него необходимого запаса умений  и навыков, уровня интеллектуального  развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной  готовностью ребенка к школе.

     Такие первоклассники учатся  в школе  очень неровно и ведут себя по-детски. И если  занятия у  них будут вызывать непосредственный интерес, то успехи у них будут. Если же его нет, и они должны будут  выполнять учебное задание  из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех и достичь нужного положительного результата ему трудно. Еще хуже в том случае, когда дети не хотят идти в школу. Причина подобного отношения к школе, как правило, кроется в самой системе воспитания ребенка. Нередко  ребенка запугивают школой и потому разумнее всего сразу сформировать верное представление о школе,  положительное  отношение к ней, к учителю, к книге. [7,156]. 

       Создание эмоционального опыта,  последовательное углубление  эмоционального  отношения к учению в процессе  деятельности ребенка- необходимое  условие формирования его положительного  отношения к школе. Поэтому весьма важно, чтобы  сообщаемый детям  материал о школе  был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является включение детей в деятельность, активизирующую  как сознание, так и чувства.

     2.Волевая  готовность ребенка к школе - формирование волевой готовности будущего первоклассника требует серьезного внимания, поскольку его ждет в школе напряженный труд, от него потребуется умение делать не только  то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

       Все исследования развития воли  у детей отмечают, что в дошкольном  возрасте успешнее достигается  цель в игровой ситуации. Первостепенное  значение в формировании воли  имеет воспитание мотивов достижения  цели. Формирование у детей небоязни трудиться, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной  помощи  преодолеть трудности, которые возникнут  у него в первом классе.

       Развитие дисциплинированности, организованности  и других качеств, помогающих 6-летнему  ребенку овладеть, управлять  своим поведением, в большей мере  зависит от степени  его   восприимчивости к требованиям,  от характера  взаимоотношений  ребенка и взрослого. [20,147]. 

      3.Интеллектуальная готовность –  очень важно, чтобы ребенок  к школе был умственно развит. Существующие программы, их усвоение  потребуют  от ребенка умения  сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные  выводы, потребуют  достаточно развитых  познавательных  процессов. Готовы ли дети  дошкольного возраста к этому?

        Кстаршему дошкольному  возрасту  дети  овладевают  некоторыми  рациональными  способами обследования  внешних свойств  предметов,  пользуясь  усвоенной  системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно  воспринимать, анализировать сложные предметы. В дошкольные годы ребенок  должен быть подготовлен  к ведущей  в младшем школьном возрасте  деятельности - учебной. Важное значение, при этом  будет иметь формирование у ребенка умений, требуемых  в этой деятельности. Обладание этими  умениями обеспечивает  ребенку «высокий  уровень» обучаемости, характерной особенностью  которого  является умение  выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную  цель деятельности.

       Составную часть психологической  готовности  ребенка к школьному  обучению  составляет  именно  интеллектуальная  готовность.  В  это понятие входит как запас  знаний и представлений ребенка  об окружающем, так и сформированность его мыслительных  навыков. Однако, главное- это то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет  полученные сведения.  Важнейшими  компонентами  психологической  готовности  детей  к школьному обучению также является общение ребенка со взрослыми, взаимоотношение со сверстниками и отношение к самому себе. Эти компоненты  знаменуют собой  разные фазы  кризиса семи лет. [3,214]. 

       Так, изменения  в отношениях  ребенка  со  взрослым,  проявляющиеся   в новом  контекстном общении, знаменуют  вступление  ребенка  в кризис  семи лет, то есть  его предкритическую  фазу. Появление  «кооперативно-соревновательного» отношения ребенка со сверстниками - показатель собственно-критического возраста, его критической фазы. Наконец, возникновение  нового отношения  ребенка  к себе - итог кризиса, характеризующий  посткритическую  фазу. 

       Говоря о симптоматике кризиса  семи лет, Л.С. Выготский указывает   на  манерничанье и кривлянье  ребенка, точнее на ту  сферу  его  жизни, которая непосредственно обращена  на других людей. Возникающая в результате кризиса семи лет самооценка  дошкольника начинает  регулировать  поведение ребенка  в последующий  период.

       Таким образом, изменение в  отношении к самому себе могут   рассматриваться как итог, который  наступает  в результате  изменения  в других сферах и как итог кризиса семи лет. На личностную готовность  ребенка к школе  влияет фактор преодоления  ребенком  кризиса  семи лет. Успешность вхождения  в школьную жизнь зависит  во многом  от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий ученик». Решить проблему  подготовки  детей к школе  возможно лишь, если  реализуется единая  линия развития ребенка  на этапах дошкольного и школьного детства.

     1.3.Особенности  обучения математике детей 6-7 лет 

     В связи с проблемой формирования и развития способностей следует  указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление  структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих  требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов. [19,135]. 

Информация о работе Адаптация к школе