Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:00, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме «Управленческая деятельность и ее роль в современном обществе». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются стиль, методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов.
В настоящее время в специальной литературе принято выделять несколько этапов развития менеджмента (см. таблицу 1).
Таким образом, мы видим, что управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку.12Одной из первых научных школ была школа научного управления. Создатели этой школы полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. Она занималась вопросами целенаправленного отбора работников, их обучения и материального стимулирования. Последователи Тейлора Френк и Лилиан Гилберты изучали, какие движения выполняются при определённых операциях, анализировали их с целью устранить лишние и непродуктивные. Вклад школы научного управления в теорию менеджмента заключается в следующем:
Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.
Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.
Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
Систематическое
использование материального
Отделение планирования от самой работы.
Следующая научная школа возникла в ответ на рост крупных организаций. Примером является организация Форда, выполнявшая всю работу по производству автомобилей, начиная с выплавки металла и кончая сборкой автомобилей. Выработкой механизма управления такой организацией занималась классическая (административная) школа. Представителями школы являлись Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Мунти и др. Вклад классической школы в теорию менеджмента заключается в следующем: развитие принципов и функций управления; создание механизма управления организацией; систематизирован подход к управлению всей организацией.
Появилась также неоклассическая школа или школа человеческих отношений. М. Фоллетт (Англия), и Э. Мейо(США) выступали против концепции «экономического человека» Тейлора считая, что кроме материальных потребностей, существенное значение имеют ещё, потребности в общении, нормальных отношении с начальником, участии в управлении.
Продолжала эти идеи поведенческая школа. Представители Маслоу, Мак-Клеланд, Мак-Грегор, Герцберг сосредоточили внимание на повышении эффективности использования человеческих ресурсов организации, применяли науку о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Появившаяся в это время школа количественного управления, связана с развитием и применением в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники. Ключевой характеристикой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами, количественными значениями, что позволило существенно повысить эффективность управленческих решений.
Таким образом, менеджмент как наука и процесс управления прошёл различные стадии своего становления, обусловленные социально-экономическими потребностями общества и динамикой развития самого менеджмента.
Всемирная
история возникновения и
Самый первый вклад в развитие такой самостоятельной в настоящее время области управленческого мышления, как финансы и бухгалтерский учет, сделал Лука Пачоли, живший во Флоренции в эпоху Ренессанса в ХV в. В эпоху бурного развития производства ХХ в. потребовалось создание более сложных методов ведения отчетности. И уже с этого времени бухучет развивался в качестве самостоятельной университетской дисциплины в Германии, Франции, США, несколько позже - в России.14
Бизнес-экономикс
рассматривает поведение
Сравнительный менеджмент ориентирован на исследование менеджмента с учетом культурных особенностей различных стран, и его исследования частично совпадают с международным менеджментом, т.е. в рамках сравнительного менеджмента формируются представления и изучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями, как национального, так и мультинационального характера, и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами.
Исследования в области трудовых отношений и методов управления человеческими отношениями проводятся по разным аспектам. В течение многих лет важными составляющими менеджмента как науки являются: трудовые отношения; управление персоналом и методы управления человеческими ресурсами.
Производственный менеджмент был ориентирован на управление производственными предприятиями и организациями. Основная цель - дать основополагающее представление о принципах эффективного функционирования системы управления производством, а также освоение технологии управления предприятием.
Маркетинг одна из систем управления капиталистическим предприятием, предполагающая тщательный учёт процессов, происходящих на рынке для принятия хозяйственных решений. Маркетинг в качестве самостоятельной дисциплины возник сравнительно недавно – с 1860 г. Но еще А. Смит уделял большое внимание анализу рынков и отмечал, что «обеспечение потребления является единственной целью и задачей производства». 16
Исследование операций / систем и управленческие информационные системы связывает друг с другом «поведение действующих систем, созданных из явлений природы, людей и машин». Основополагающий вклад в развитие этой области науки внесли П. Блекетт, П. Риветт, и другие ученые.17
Организационное поведение – это в настоящее время самостоятельная научная дисциплина, в рамках которой было сделано много важных открытий.18 Организационное поведение включает в себя десять наиболее явных самостоятельных направлений: исследование бюрократии; исследование процесса принятия решений; изучение поведение людей в группах, выявление роли «неформальных» групп; лидерство; мотивация; власть; организационная экономика; организационное обучение; выбор стратегии и структуры управления; проблемы организации и технологии, а также социотехнических систем.
Стратегия – развитие данного обособленного направления менеджмента исторически восходит к достижениям военной науки, но уже достаточно давно широко применяется для решения проблем бизнеса. 19 В практике крупных фирм особое значение придается стратегическим целям, определяющим их развитие на перспективу. Разработка и реализация стратегических целей получила название стратегического менеджмента. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия формируется и разрабатывается высшим руководством, а ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический менеджмент как процесс включает в себя следующие элементы: анализ среды – исходный процесс в стратегическом менеджменте, так как он создает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии развития; определение миссии и целей фирмы; выбор стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии, который обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями. 20
Общий (генеральный) менеджмент – именно здесь представлены все основные направления, характеризующие менеджмент как самостоятельную науку, содержащую множество отдельных интегрированных подтем. Среди них: цели и функции управления организацией; организация как объект управления; методы управления организацией; стратегическое управление; процесс принятия решений; роль человека в организации; коммуникации и мотивации в управлении; организационные структуры управления организацией; измерение и оценка эффективности организации. Т.е. под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие), независимо от того, являются они директорами или нет, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением компанией.
Таким
образом, направления менеджмента классифицируется
по различным научным и практическим направлениям
деятельности по управлению организацией
и некоторые из них в настоящее время изучаются
как отдельные самостоятельные дисциплины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачами данной работы были: определение понятия и сущности управленческой деятельности; исследование структуры и функции управления; изучение принципов и факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности; рассмотрение вопроса об этапах развития менеджмента; проанализировать основные направления менеджмента.
Теоретический анализ специальной литературы по данной теме позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, надо отметить, что менеджмент является одним из главных составляющих нашей жизни. Так как без управления, то есть менеджмента невозможно ни одно предприятие, фирма или просто отношения между людьми. Т.е управленческая деятельность - это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.
Во-вторых, исследовав структуру и функции управления, можно сказать, что функции и специфика управления определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой - содержанием простых моментов процесса управленческой деятельности, т. е. её предметом, средствами и самим трудом. А структура управления характеризуется подвижностью и изменчивостью, она предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. Управленческая деятельность это разновидность умственного труда. Она непосредственно не выступает созидателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, а потому и производительным трудом.
В-третьих, изучив принципы и факторы, влияющих на эффективность управленческой деятельности необходимо сделать следующий вывод, что принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, а факторы оказывают существенное влияние на деятельность организации и вызывают необходимость принятия управленческих решений.
В-четвертых, проанализировав этапы развития менеджмента надо отметить, что управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. И менеджмент как наука и процесс управления прошёл различные стадии своего становления, обусловленные социально-экономическими потребностями общества и динамикой развития самого менеджмента.
Информация о работе Управленческая деятельность и ее роль в современном обществе