Разработка системы кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении системы управления организации как теории, так и на примере выбранной организации, таковой является АОА «Связной».
Задачи:
1. Определить миссию и принципы, выявить рынок потребителей и конкурентов ОАО «Связной»;
2. Рассмотреть структуру ОАО «Связной»;
3. Провести SWOT-анализ организации;
4. Определить преимущества и недостатки системы управления в ОАО «Связной»;
5. Разработать предложения по совершенствованию системы управления.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1 Система управления ..............................................................................5
1.1 Система управления организацией, ее функции ..............................7
1.2 Понятие, сущность и классификация методов управления............11
1.3 Требования к системе управления ...............................................16
1.4 Основные направления совершенствования систем управления...19
Глава 2 Общая характеристика ОАО «Связной» ..........................................26
2.1 Миссия, цели и принципы ОАО «Связной»................................29
2.2 Структура ОАО «Связной» ........................................................31
2.3 Характеристика рынка: потребители и конкуренты ...................33
2.4 Характеристика персонала и системы управления......................33
2.5 SWOT-анализ системы управления ОАО «Связной» .................34
Глава 3 Разработка системы кадров..................................................................37
3.1 Мероприятия по совершенствованию квалификационного уровня кадрового остава..................................................................................................40
Заключение ...................................................................................................45
Список нормативно-правовых актов и литературы ...................................50

Работа содержит 1 файл

Курсовик 2.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

     По  признаку участия в организации  управления различают общие, специальные (частные) и вспомогательные функции.

     Каждая  функция управления характеризуется целевой направленностью и имеет свои особенности, однако все они взаимозависимы и составляют определенную, тесно увязанную систему. Только совокупность всех функций полностью раскрывает процесс управления, поэтому их выполнение обеспечивает комплексное и системное управление организацией и эффективность ее хозяйственной деятельности.

     Функции управления носят объективный характер, что определяется объективной необходимостью самого процесса управления в условиях совместного труда людей. Объективность  функций управления обнаруживается везде, где осуществляется управленческая деятельность. В зависимости от места расположения того или иного объекта в общей системе управления меняется только объем работ по данной функции, но не меняются ее целевые назначение и содержание.

     Придерживаясь группировки функций управления — основные (общие), частные и  специфические, — рассмотрим их содержание. При этом следует иметь в виду, что функция управления является категорией общего порядка. Это означает, что она одинаково выражается в деятельности любого субъекта управления, в то время как функции конкретных субъектов могут существенно различаться.

     Основные (общие) функции управления проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности. К ним относятся планирование, организовывание, мотивация и контроль. Связями между ними являются процессы принятия решений и коммуникации.[21. С96]

     Планирование  дает ответы на следующие вопросы:

      1) Каково положение организации  в настоящее время? Для этого  нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах.

      2) Каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации.

      3) Как организация может достичь  целей? Нужно решить, что делать персоналу для достижения целей, каковы должны быть ресурсы.

     Организовывание - это процесс структурирования организации. Структурировать необходимо множество элементов. Такими элементами являются работа, конкретные задания организации и отдельным работникам. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы организации. В конечном счете, создается структура организации в целом.

     Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с планом. Ранее считалось, что мотивирование — это предложение соответствующего денежного вознаграждения в обмен за прилагаемые усилия. В современных условиях мотивация рассматривается в контексте создания внутреннего побуждения к действиям. Она является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом деле, эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворять потребности путем хорошей работы.

     Контроль  — это важнейшая функция управления, необходимая для достижения организацией своих целей. Контроль позволяет  получить информацию, необходимую для  дальнейшего планирования.

     Известны  три аспекта управленческого контроля: 1) установление стандартов в процессе планирования — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный период времени; 2) измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период; 3) сравнение достигнутого

с ожидаемыми результатами.

     Контроль  позволяет по мере необходимости  предпринимать корректирующие действия по предотвращению отклонений или по изменению целей.

     Связующие функции — это принятие решений  и коммуникация; они относятся  к частным функциям.

     Принятие  решений. Для успешной работы организации  руководитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив  — это и есть решение. Принятие решения — выбор того, как и  что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации.

     Коммуникация  — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между  двумя или более людьми. Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения, и для того, чтобы они могли выполняться. Планы нельзя выполнить, если они неизвестны людям, которые должны их выполнять. До тех пор пока работники не будут понимать обоснованность планов, не будут знать, какое вознаграждение им предложат за хорошо выполненную работу, они не будут хорошо работать.

     К частным функциям (процессам) относятся  делопроизводство, обеспечение оргтехникой  и ее использование. Частные функции в организации выполняют отдельные структурные подразделения и должностные лица. Управление всегда воздействует на конкретный объект, который имеет определенную отраслевую направленность, поэтому оно вызывает необходимость существования специфических функций управления.

1.2 Понятие, сущность и классификация методов управления

     Понятие «метод менеджмента» включает в себя понятие «метод» (от греч. methodos), означающее, во-первых, способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, а во-вторых, способ действовать, поступать каким-нибудь образом.

     Методы  занимают в менеджменте особое место, поскольку с их помощью возможно достичь желаемой цели. При этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода. Следовательно, в любой организации

должна  существовать система методов, получившая название «метод», «методический аппарат» или «методический инструментарий» — все они равнозначны и используются в одном и том же смысле.

     В таблице 1.1[20. С.75] сведены различные определения термина «метод», принятые в специальной литературе по менеджменту.

                                                                 Таблица 1.1

Определения термина «метод»

                  Определение термина «метод»                    Характеристика по
содержанию направленности
Способ  воздействия на коллективы и отдельных работников для достижения поставленных целей Целенаправленное  воздействие Человек, трудовой коллектив
Прием воздействия на участников производственного процесса и через

них —  на само производство

Воздействие Трудовой коллектив,

производство

Способ  воздействия, направленный на реализацию целей производства

и управления

Целенаправленное  воздействие Производство,

управление

Способ  или прием целенаправленного воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему в целях установления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов для достижения поставленных задач Целенаправленное  воздействие Управляемая система
Способы воздействия субъекта управления на интересы и потребности работников, обеспечивающие соответствие их поведения  целям и задачам производства Целенаправленное  воздействие Интересы и потребности

работников

Совокупность  способов и приемов целенаправленного воздействия органов управления на социально-экономические отношения Целенаправленное  воздействие Социально-экономические  отношения
Способы воздействия на труд с целью достижения результатов

               Определение термина «метод»

Воздействие Труд человека
Совокупность  конкретных способов, приемов осуществления  управленческих функций для выполнения поставленных задач Способы,

приемы

Функции управления
Порядок, последовательность, технология выполнения объективно необходимых функций управления Технология

управления

Функции управления
Способ  осуществления управленческой деятельности, в результате которой достигаются  цели управления производством Способ деятельности Управленческая  деятельность
Сознательно формируемые объектом управления варианты управленческой деятельности с целью воздействия на коллективы Варианты управленческой

деятельности

Трудовой коллектив
 

     Обобщая эти подходы к пониманию сути методов менеджмента, следует подчеркнуть, что их содержание и специфика определяются сущностью и особенностями самого управления.

     Таким образом, методы управления представляют собой способы воздействия субъекта на объект управления, способы достижения конкретной цели в процессе управления хозяйственной деятельностью организации.

     Все методы управления тесно взаимосвязаны и используются менеджментом для обеспечения оптимальных результатов при достижении целей организации. Единство методов управления предопределяется общностью используемых для этого методологических подходов. Например, использование программно-целевого

управления  предполагает системное сочетание  элементов этого методического подхода — четкое определение цели и этапов ее достижения, выделение необходимых средств и ресурсов, осуществление разработанного плана требуют создания и функционирования специального аппарата управления, а для обеспечения взаимодействия всех участников ее реализации должна функционировать система мотивации труда и т. д.

     Методическая  база менеджмента в России формировалась  и развивалась адекватно историческому развитию экономики, смене политического устройства государства. Методы современного менеджмента по признаку использования их в отраслях знаний классифицируют на общенаучные и специфические (частные).

     Класс общенаучных методов представлен методическим инструментарием, который применяется не только в науке управления, но и в других областях знаний. К общенаучным методам относятся исторический, системный и комплексный подходы, моделирование, экспериментирование, использование алгоритмов математического аппарата, статистические, социологические, политологические и другие области исследований.

     Специфические (частные) методы, применяемые в менеджменте, характеризуются большим разнообразием, что объясняется множественностью достигаемых с их помощью целей и различием объектов управления. Широкое разнообразие частных методов и необходимость выбора менеджментом наиболее приемлемых для достижения конкретных целей требуют их классификации

в зависимости  от разных признаков: содержание, мотивация, организационные формы и сфера применения (табл. 1.2).[20. С.77]

                           Таблица 1.2

Классификация методов менеджмента

Классификационный признак Группа методов  управления
По  содержанию методов управления Экономические

Организационно-распорядительные

Социально-психологические

Правовые (юридические)

По  мотивации воздействия Материальная  мотивация

Моральная мотивация

Принудительная (властная) мотивация

По  организационной форме Единоличные (индивидуальные)

Коллективные

Коллегиальные

По  сфере применения Общие, применяемые  по всей системе управления

Локальные, применяемые к отдельным частям системы управления

По  объекту

управления

Управление  производством

Управление  людьми

Управление  организацией

Управление  внешними связями

 

     Как уже было отмечено, функции управления реализуются через методы. Осуществление такой функции управления, как построение организации, связано, например, с экономическими, организационно-распорядительными и правовыми (юридическими) методами, которые призваны создать эффективно работающую организацию в строгом соответствии с существующими законодательством и нормативно-правовыми актами в области хозяйственной деятельности и гражданских отношений.

     Социально-психологические  методы основаны на комплексном использовании  в менеджменте достижений поведенческих наук и служат инструментом для выражения функций организации и взаимодействия персонала, мотивации деятельных индивидуумов и групп.

     Для реализации функций управления, осуществления  процесса принятия решения, управления подсистемами организации требуется множество методов управления (рисунок 1.1).[20. С78] Их необходимо не только классифицировать, но и структурировать по проблеме решения, условиям и факторам, сопутствующим решению. Для этого в организации должна накапливаться компьютерная база данных методов управления.

Информация о работе Разработка системы кадров