Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 13:33, курсовая работа
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их профессиональными интересами.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1) Изучить литературу по данному вопросу;
2) Подобрать методики, позволяющих выделить предмет исследования;
Введение……...……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональных интересов на выбор профессии…………………..……………………...………………………5
1.1. Подходы к проблеме выбора профессии…………………….….………….5
1.2. Факторы, влияющие на выбор профессии…………………………………8
1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии …………..13
1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами….18
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование определения
профессиональных интересов учащихся……………………………………….23
2.1. Процедура и методы проведения исследования……………......................23
2.2. Результаты и их анализ…………………………………………………..…26
2.3. Практические рекомендации учащимся по совершенствованию профессиональных интересов…….……………….....…………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложения...……………………………………………………………………34
Интерес и склонность к профессии как динамическая категория проходит следующие основные этапы развития: ориентационный этап, этап профессионального становления, далее – профессиональной адаптации и активной творческой деятельности [12].
Основными
приемами развития профессионального
интереса и склонностей являются:
хорошее представление
Осознанный
интерес к профессии может
иметь место там и тогда, где
и когда личность осознает свои индивидуальные
особенности и их соответствие содержанию,
специфике профессионального
Однако специфика профессии выступает в качестве предмета профессионального интереса прежде всего на этапе выбора профессии, то есть задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации. В процессе профессионального обучения, трудовой деятельности предмет интереса от специфики перемещается на содержание профессионального труда, подростка все более увлекает сам процесс трудовой деятельности.
Рассмотрим, к примеру, взаимосвязь интереса к техническим профессиям с преобладанием у школьника соответствующего типа мышления.
Интерес
к подобным профессиям возникает
чаще всего у подростков на основе
развитого технического мышления, под
которым понимается мыслительная деятельность,
предполагающая направленность субъекта
на приобретение определенных технических
знаний и умений, применение их в
процессе решения технических задач,
создания и обслуживания разнообразной
техники и технологических
Техническое
мышление и интерес к профессии
связаны между собой
Можно выделить три уровня развития интереса и профессии.
Первый
уровень – агрегативный, когда
интерес к профессии
Второй
уровень развития – эсенциональный
(сущностный). Интерес к профессии
опирается на систематизированные
знания о содержании труда (предметы,
средства, результаты и процесс труда).
Подростки ознакомлены с
Третий уровень развития профессионального интереса – когда интерес к профессии перестает в общую профессиональную направленность личности. Профессиональный интерес на этом этапе – это взгляд на содержание своего труда с позиций творчества на основе имеющегося трудового опыта (который является необходимым условием развития интереса к профессии, так как позволяет видеть экономические, технологические, эстетические и другие стороны будущего квалифицированного труда, создает способность его творческого преобразования).
Говоря об условиях развития профессиональных интересов, можно воспользоваться списком условий, выявленных в исследованиях Голомштока А.Е. К ним относятся следующие:
1. Упрочение и специализация определенных познавательных интересов; построение занятий по схеме постоянного усложнения заданий и введения в их систему проблемных вопросов;
2. Целенаправленное последовательное ознакомление учащихся с кругом профессий с учетом направленности их познавательной деятельности;
3. Организация самостоятельного углубленного изучения профессий учащимися;
4.
Активизация к самопознанию и, следовательно,
к пробе сил.
1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами
После определения понятий «интерес» и «профессиональный интерес» перейдем к рассмотрению влияния личностных особенностей на профессиональные интересы.
В зарубежных исследованиях измерение интересов началось с относительно узких и весьма конкретных задач изучения личности. Первые опросники интересов были ориентированы, главным образом, на предсказание, возьмется ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. При столь скромном начале тесты интересов постепенно заняли значительное место в разработке теории личности. Толчком к их развитию послужили несколько источников.
Факторный анализ заданий в вопросниках интересов впервые выявил взаимосвязь интересов с другими важными областями поведения личности. Показатели по таким опросникам интересов, как опросники Стронга и Кьюдера, изучались на предмет их корреляции и наличия общих факторов с показателями опросников, построенных на данных об индивиде, форму для изучения личности, дополнительный контрольный перечень, тест изучения ценностей и шкалу догматизма Рокича. В этих исследованиях была установлена существенная связь между отдельными широкими эмоциональными и установочными факторами, с одной стороны, и профессиональными интересами – с другой.
Сравнительные
исследования отдельных различающихся
своим поведением групп испытуемых
также выявили значительное соответствие
между профессиональными
В
отечественной
Так, в середине 70–х годов в Тюмени Шавиром П.А. и его коллегами были предприняты попытки соотнести наиболее выраженные интересы и профессиональные намерения учащихся 7 – 10 классов.
При
всей своей взаимосвязи эти
В исследовании использовались следующие методики Климова Е.А.:
Исследование
подтвердило ожидаемую
По
имеющимся данным, психологическая
основа для пробуждения
Материалы исследования показали, что осознанию учащимися своего интереса к техническим профессиям, как правило, предшествовал интерес к чтению популярных материалов о достижениях техники. Эти учащиеся охотно рассматривали различные механизмы, собирали и ремонтировали их, делали модели самолетов, кораблей и так далее, с интересом разбирались в технических чертежах либо даже пытались проектировать их. Точно также профессиональный интерес к биологии имел своими предпосылками соответствующие читательские интересы, учащиеся любили выращивать растения и животных, наблюдать за их ростом или даже проводить опыты над ними.
Таким
образом, уже сложившиеся
Среди
широкого круга мотивов выбора профессии
непосредственные интересы и связанный
с ними профессиональный интерес
занимают особое место. Они направляют
поиск жизненного призвания, играя
чаще всего роль ведущего мотива. Вместе
с тем, в ходе исследования выявилась
возможность расхождения между
выраженными интересами школьника
и его профессиональными
Для того, чтобы получить представление об основных мотивах, влияющих на формирование профессионального намерения, исследователи проанализировали проблемы, возникающие у учащихся в связи с предстоящим жизненным самоопределением. Анализ этих проблем позволил разделить их на три основные группы.
К
первой группе были отнесены вопросы,
направленные на осознание общественного
и личностного смысла намеченного
пути. Это размышления о престиже
данной профессии, ее перспективности
и общественной значимости, о творческом
характере труда. Возникновение
этих вопросов свидетельствует о
том, что наряду с непосредственно
действующими мотивами (интересы и
склонности) появились мотивы, которые
можно назвать
Вторая группа проблем, встающих перед учащимися в процессе формирования профессиональных намерений, связана с осознанием своего соответствия избираемой профессии. Здесь были зафиксированы следующие вопросы:
А) решение вопроса о том, какой же интерес (из нескольких преобладающих) «настоящий»;
Б) соответствие способностей требованиям профессии;
В) соответствие состояния здоровья требованиям профессии;
Г) соответствие характера требованиям профессии;
Д) соответствие условий труда некоторым привычкам.
Интерес к этому кругу вопросов заметно повышается к 10 классу.
В третью группу проблем, встающих перед учащимися в процессе формирования профессиональных намерений, включаются вопросы, возникающие при соотнесении своих желаний и возможностей с объективными факторами: а) трудности трудоустройства; б) уровень материального и бытового обеспечения; в) осознание трудностей поступления в высшее учебное заведение.
Степень
актуальности и действенности каждой
из трех групп рассмотренных мотивов
в каждом отдельном случае определяется
как содержанием мотива, так и
индивидуальными особенностями
школьника, особенностями восприятия
и оценки встающих перед ним проблем.
Таким образом, выбор профессии
осуществляется на основе сложного взаимодействия
психологических факторов, относительная
значимость которых в общей системе
мотивов может быть различной. По
полученным данным, из всех основных факторов
(профессиональный интерес, ценностные
ориентации и связанное с ними
переживание своего гражданского долга,
мотивы собственной пригодности, осознание
объективных трудностей реализации
своих планов) в значительной части
случаев доминирующим мотивом является
профессиональный интерес. Однако такое
доминирование возникает лишь тогда,
когда профессиональный интерес
имеет в своей основе более
общий интерес к отрасли науки
или деятельности. Во всех случаях,
когда профессиональный интерес
основывается на более общем интересе
к отрасли науки или
Информация о работе Профессиональные интересы как фактор выбора профессии