Профессиональные интересы старших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 01:32, реферат

Описание работы

Вопрос о профессиональном выборе учеников старших классов поднимается во многих областях науки — педагогике, психологии, социологии и даже медицине. Немало учёных посвятили свои труды данной проблеме. И в настоящее время нередко в научных журналах встречаются статьи, связанные с данной проблематикой. Данное исследование так же отражает существующую неразрешённость проблемы.
Целью является: изучение профессионального самоопределения старших школьников.
Задачи: провести сравнительный анализ существующих диагностических программ , направленных на изучение профессионального выбора старшеклассников.

Содержание

Введение…………………………………………………………стр.3
1.Проблема профессиональной ориентации у детей старшего школьного возраста……………………………………………стр.5
2.Особенности психического развития старших школьников……………………………………………………стр.11
3.Заключение……………………………….…………………стр.18
4.Сноски……………………………………………………….стр.20
5.Список литературы…………………………………………стр.21

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Реферат:

Профессиональные  интересы старших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

Введение…………………………………………………………стр.3

1.Проблема профессиональной ориентации у детей старшего школьного возраста……………………………………………стр.5

2.Особенности психического развития старших школьников……………………………………………………стр.11

3.Заключение……………………………….…………………стр.18

4.Сноски……………………………………………………….стр.20

5.Список литературы…………………………………………стр.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение    

Выбор профессии — наиболее важное решение, которое нужно принять в подростковом возрасте. Существует ряд психологических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого — выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение.    

Такое отождествление с профессией позволяет  человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой и самоодобрения. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности.    

Даже  при самых благоприятных обстоятельствах  выбор профессии становится все более трудной задачей, поскольку само общество становится все более сложным. В «Словаре профессий» указано более 47 000 различных видов деятельности, о большинстве из которых многие и не слышали. Но юным все же нужно, если это возможно, сделать разумный, обдуманный выбор. Если подросток не сумеет понять, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, профессиональная неосуществленность отразится еще большей неудачей в

 

 

развитии его  собственной индивидуальности. В  некотором смысле это означает неудачу  в жизни.    

Вопрос  о профессиональном выборе учеников старших классов поднимается во многих областях науки — педагогике, психологии, социологии и даже медицине. Немало учёных посвятили свои труды данной проблеме. И в настоящее время нередко в научных журналах встречаются статьи, связанные с данной проблематикой. Данное исследование так же отражает существующую неразрешённость проблемы.

Целью  является: изучение профессионального самоопределения старших школьников.

Задачи: провести сравнительный анализ существующих диагностических программ , направленных на изучение профессионального выбора старшеклассников.

Получить качественные и количественные результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1. Проблема профессиональной ориентации у детей старшего школьного возраста        

В своей теории компромисса с реальностью Эли Гинзберг обращал особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Например, решение не поступать в колледж, а вместо этого пройти курс коммерции в средней школе делает впоследствии затруднительным получение высшего образования. На исправление допущенных ошибок требуется много времени, сил, а иногда и денег. По мере того как дети взрослеют, они приобретают знания, и перед ними открываются новые возможности. Они учатся понимать самих себя и свое окружение и приобретают способность делать осознанный выбор. Как правило, такой выбор подразумевает сравнение идеала и реальности. Гинзберг вычленяет в этом процессе три стадии.    

Стадия  фантазии    

Стадия  фантазии продолжается у ребенка  до 11-летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят  быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности получить работу по данной специальности или иных реалистических соображений. Они хотят быть летчиками, учителями, докторами, медсестрами и т. п.    

Гипотетическая  стадия     

Гипотетическая  стадия длится с 11 до 17-летнего возраста и подразделяется на четыре периода. В период интереса, с 11 до 12 лет, дети делают свой выбор, главным образом руководствуясь своими склонностями и интересами. Это переходный период от выбора на основе фантазий к гипотетическом выбору. Второй период, период способностей, имеет место

в возрасте примерно от 13 до 14 лет. В это время подростки  больше узнают о требованиях, предъявляемых  данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных  способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они думают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии. В течение третьего периода, периода оценки, от 15 до 16 лет, молодые люди пытаются «примерить» те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями. Последний, четвертый период, приходящийся на возраст около 17 лет, — это переходный период, в течение которого осуществляется переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под давлением со стороны школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоятельств на момент окончания среднего учебного заведения.    

Реалистическая  стадия     

В течение реалистической стадии, в  возрасте от 17 лет и старше, подростки  стараются принять окончательное решение — выбрать профессию. Эта стадия делится на период исследования (17—18 лет), когда прилагаются, активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; период кристаллизации (между 19 и 21 годами), во время которого значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности, и период специализации, когда общий выбор, например профессии физика, уточняется выбором конкретной узкой специализации.     

Теория  Гинзберга страдает излишней жесткостью в определении последовательности, природы и длительности стадий выбора профессии, так что она, может быть, слишком искусственна и надуманна. Однако Гинзберг с учетом факторов, выявленных в процессе практических исследований, внес поправки в свою теорию. Он признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии и что некоторые люди меняют род деятельности на протяжении всей трудовой жизни. Он подчеркивает также, что представители некоторых социальных групп (малоимущих, расовых и национальных меньшинств) менее свободны в выборе, чем выходцы из более состоятельных классов. Кроме того, существует многообразие моделей выбора и темпов кристаллизации, которые реально отличаются от обычных. Ученый признает, что некоторые люди могут определиться в выборе еще с юных лет. Другие так никогда и не могут сделать этого из-за особенностей личности или же из-за того, что слишком ориентированы на удовольствия и это не позволяет пойти на необходимый компромисс.       

Согласно  теории профессионального окружения, предложенной Холландом, люди выбирают род занятий, обеспечивающий окружающую обстановку, наиболее соответствующую типу их личности. Соответствие личных характеристик и «профессионального окружения» значительно повышает вероятность того, что человек останется в этой сфере деятельности.    

Холланд выделяет шесть типов личности — реалистический, интеллектуальный, социальный, традиционный, предприимчивый и творческий, а также соответствующие виды профессионального окружения. Холланд оценивал тип личности, используя систему поиска, направленного на себя.    

Эта система имеет шесть шкал, каждая из которых соответствует одному из типов личности по Холланду. Ученый считает, что ответы на вопросы довольно длинного списка, составленного для каждой шкалы, раскрывают предпочтения человека относительно профессиональной окружающей обстановки.    

Таким образом, ответив на вопросы персонального  теста, люди смогут увидеть как свое стремление найти работу, обстановка которой совместима с личными  предпочтениями, так и свои склонности. Следовательно, согласно Холланду, можно выявить наиболее подходящее профессиональное окружение, выставляя баллы по соответствующей шкале.    

Профессиональные типы    

1. Реалистический или практический    

Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности.    

В интеллектуальной сфере в большой степени преобладают  математические способности. Способности  к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.     

Чаще  всего люди этого типа выбирают профессию  механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано, скорее, с приёмом и переработкой информации.    

2. Интеллектуальный     

Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.    

Обладают  достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.    

Люди  этого типа предпочитают профессии  научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль.    

3. Социальный    

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.    

Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.    

В основном люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.    

4. Конвенциалъный или стандартный    

Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.    

Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение чётко определённой деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчётными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков; бухгалтер, агент, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные, на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.     

Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный профессиональный тип. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами.    

5. Предприимчивый    

Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.    

Не  предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии товароведа, директора, журналиста, телерепортёра и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Тип всегда неудовлетворённого человека.    

6. Артистический     

Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто — сложным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью.    

Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности.    

Профессиональная  предрасположенность в наибольшей степени связана с актёрско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.     

Последующие исследования только частично подтверждают теорию Холланда. Хотя личные особенности зачастую влияют на выбор профессии, люди, сделав выбор, иногда не меняют его, даже если их индивидуальность не соответствует профессиональному окружению. Так, люди могут оставаться на работе, потому что она дает им гарантии безопасности, более высокий заработок, не связана с разъездами; потому что она требует меньшего уровня образования; потому что уже не так далеко до пенсии или же не хочется менять место жительства. Многие не расстаются с работой, которая им не совсем подходит, в силу каких-либо обязательств перед окружающими или перед своей семьей.    

Информация о работе Профессиональные интересы старших школьников