Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 06:39, автореферат
Диссертация посвящена изучению личностных факторов, влияющих на процесс профессиональной самореализации и анализу динамического взаимодействия процессов личностной и профессиональной самореализации.
Актуальность темы исследования определяется возрастающим вниманием психологов к процессу становления гармоничной и активной личностной позиции и уникального жизненного стиля современного человека, в формировании которых личностная и профессиональная самореализация играют решающую роль.
CoolReferat.com
На правах рукописи
БОГАТЫРЕВА Ольга Олеговна
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Специальность 19.00.01 – общая психология,
психология личности, история психологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва 2009
Работа выполнена в лаборатории Психологии подростка Учреждения Российской академии образования «Психологический Институт»
Научный руководитель:
|
доктор психологических наук, профессор Марцинковская Татьяна Давидовна |
Официальные оппоненты: |
доктор психологических наук, профессор Осницкий Алексей Константинович доктор психологических наук, профессор Белинская Елена Павловна |
Ведущая организация: |
кафедра Психологии личности Института психологии им. Выготского Российского государственного гуманитарного университета |
Защита диссертации состоится «2» июня 2009 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 008.017.01 при Учреждении Российской академии образования «Психологический институт» по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д.9, стр.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Психологический институт» по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.
Автореферат разослан «_____» мая 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат психологических
наук
Общая характеристика работы
Диссертация посвящена изучению личностных факторов, влияющих на процесс профессиональной самореализации и анализу динамического взаимодействия процессов личностной и профессиональной самореализации.
Актуальность темы исследования определяется возрастающим вниманием психологов к процессу становления гармоничной и активной личностной позиции и уникального жизненного стиля современного человека, в формировании которых личностная и профессиональная самореализация играют решающую роль.
Происходящие в настоящее время социально-экономические, культурные, политические изменения оказывают влияние на все стороны личностного развития и взаимосвязи человека с окружающим миром и людьми. Кардинальность этих перемен, настолько велика, что не могла не сказаться, в том числе и на выборе профессии и карьерных ориентациях людей, их общении со своей профессиональной группой и близкими. Современная социальная ситуация требует формирования не только активности, но и гибкости поведения, устойчивости к социальным изменениям в сочетании с самореализованностью и с социализированностью. Исходя из этого, представляется актуальным и значимым для современной науки анализ личностных факторов, которые способствовали бы сочетанию профессионального и личностного развития в разных сферах социальной действительности.
Актуальность исследования определяется и тем, что в современной психологии накоплен значительный материал (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Божович, А.Маслоу, К. Роджерс), раскрывающий динамику, механизмы и факторы становления личности, ее самореализации на разных этапах онтогенеза, однако исследований, посвященных изучению взаимосвязи личностной и профессиональной самореализации еще крайне мало.
Объект исследования: личностная и профессиональная самореализация
Предмет исследования: личностные качества, ценности и смыслы жизни, помогающие/препятствующие профессиональной самореализации.
Цели исследования: выявить взаимосвязь между личностной и профессиональной самореализацией, личностными и профессиональными ценностями и смыслами человека.
В соответствии с целью и предметом были поставлены следующие задачи:
Гипотезы исследования:
Общая гипотеза 1: Процессы личностной и профессиональной самореализации находятся в постоянном динамическом взаимодействии, при этом направленность развития этих процессов варьирует от гармоничного сочетания до конфликта.
Первая общая гипотеза конкретизируется в частных гипотезах:
Общая гипотеза 2: существуют личностные качества, которые могут рассматриваться в качестве общих предикторов профессиональной самореализации.
Вторая
общая гипотеза
2.1. Наиболее
значимыми личностными факторам
2.2. Самоэффективность проявляется в умении организовать свою деятельность и достичь успеха во взаимодействии с окружающими,
гибкость поведения обеспечивает эффективное межличностное и профессиональное взаимодействие, неудовлетворенность собственной деятельностью стимулирует развитие потребности к профессиональному росту.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют:
Методы исследования: Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. В работе использовался блок методик, направленный на изучение личностных, мотивационных и когнитивных характеристик, особенностей организационной социализации и карьерных установок, структуры ценностных и смысложизненных ориентаций: 1) Многофакторная личностная методика Кеттелла (форма С) (Капустина, 2001), 2) ТАТ в модификации Хекхаузена (Магомед-Эминов, 1988), 3) Опросник самоэффективности (Бояринцева, 1995), 4) Опросник организационной социализации (Haueter, Hoff Macan, Winter, 2003; Богатырева, 2005), 5) Опросник удовлетворенности профессиональной деятельностью (Heath, 1976), 6) Опросник экспертной оценки (Гибсон, 2000; Кричевский, Богатырева, 2005), 7) Тест «Якоря карьеры» (Чикер, 2004), 8) Методики «Шкала оценки дискомфорта» (УСЦД) и «Свободный выбор ценностей» (Фанталова, 1999), 9) «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1992), 10) Тест самоактуализации Шострома в адаптации Л. Гозмана (Гозман, 1987).
В качестве методов
статистической обработки результатов
использовались критерии различий, методы
корреляционного и
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе:
- выделены и описаны личностные особенности (самоэффективность, гибкость поведения, стремление к повышению результативности профессиональной деятельности), влияющие на гармоничное/конфликтное соотношение личностной и профессиональной самореализации;
- доказано, что в качестве предикторов
личностной и профессиональной самореализации
выступают разные ценностно-смысловые
детерминанты, имеющие, соответственно,
экзистенциально-
- продемонстрирована возможность рассмотрения таких феноменов как карьерный рост и удовлетворенность профессиональной деятельностью в качестве объективных и субъективных параметров профессиональной самореализации.
Теоретическое
значение исследования заключается в расширении
и углублении знаний о взаимосвязи двух
линий в развитии человека – личностно-экзистенциальной
и профессионально-
Полученные материалы выявляют особенности влияния личностных качеств на успешность в разных видах профессиональной деятельности, подтверждая данные о значимости таких факторов как социальная активность, самоэффективность, гибкость поведения и потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании. Материалы исследования также вносят значимый вклад в представления о социальной и культурной обусловленности процесса выбора профессии и содержания ценностей, реализуемых и достигаемых в процессе профессионального развития и самореализации.
Таким образом, общая картина закономерностей протекания процессов социализации и индивидуализации дополняется новыми данными, расширяющими существующие представления о возможностях их гармоничного и продуктивного сочетания.
Практическое значение работы заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить основные пути оптимизации процесса личностного и профессионального развития человека в современной реальности.
Результаты исследования могут быть использованы психологами для повышения эффективности применения индивидуального подхода в процессе выбора профессии и организационной социализации людей. Знание о важности баланса ценностей и смыслов поможет точнее диагностировать и своевременно корректировать возникающие проблемы в личностной и профессиональной самореализации (дауншифтинг, уход из профессии, конфликтность и т.д.)
Использованная и апробированная на российской выборке методика изучения организационной социализации (Haueter, Hoff Macan, Winter, 2003) может быть использована в практике психологической работы.
Положения, выносимые на защиту:
Информация о работе Личностные факторы профессиональной самореализации