Профессиональные интересы как фактор выбора профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их профессиональными интересами.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1) Изучить литературу по данному вопросу;
2) Подобрать методики, позволяющих выделить предмет исследования;

Содержание

Введение……...……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональных интересов на выбор профессии…………………..……………………...………………………5
1.1. Подходы к проблеме выбора профессии…………………….….………….5
1.2. Факторы, влияющие на выбор профессии…………………………………8
1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии …………..13
1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами….18
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование определения
профессиональных интересов учащихся……………………………………….23
2.1. Процедура и методы проведения исследования……………......................23
2.2. Результаты и их анализ…………………………………………………..…26
2.3. Практические рекомендации учащимся по совершенствованию профессиональных интересов…….……………….....…………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложения...……………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2012 по диагностике.docx

— 72.00 Кб (Скачать)

     Теория  компромисса с  реальностью Э.Гинзберга

     В своей теории Гинзберг обращает  особое внимание на тот факт, что  выбор профессии – это  развивающийся  процесс, все происходит  не мгновенно, а в течение  длительного периода. Этот процесс включает в себя серию  «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение  важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность  достижения новых целей. 

1.2. Факторы,  влияющие на выбор профессии

     При выборе будущей профессии,  в ходе профессионального обучения  и  в дальнейшем процессе становления  профессионала в условиях выполнения  им трудовой деятельности, повышения  квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных [5].

     Объективные факторы – это требования, нормы  и ограничения, выдвигаемые со стороны  профессии к его труду и  наличию у него определенных свойств  и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально  значимых качеств).

     Субъективные  факторы – это имеющиеся у  данного, конкретного работника  задатки и способности, индивидуально-психологические  свойства и особенности, его мотивация  и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

     Теоретически  необходимо, чтобы система объективных  профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями  и возможностями человека-профессионала. Таковыми являются профессиональная пригодность  и пригодность профессии. Так, довольно часто в ходе профессионального  обучения и набирания профессионального  опыта человек как бы «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и развивает самого себя до уровня заданных в профессии  требований. Реализуется и другой «путь» в профессии: когда человек  «подстраивает», точнее, перестраивает  систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем самым создает, в принципе, новую профессию. Термин «профессиональная  пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.

     Рассматривая  выбор профессии  как систему  субъективно-объективных  отношений, необходимо остановиться  на характеристике как самого  объекта выбора профессии –  того, что выбирают и субъекта  – выбирающего [7].

     Традиционно общая схема описания профессии  подразумевает 4 аспекта:

     - социально-экономический (краткая   история профессии, её роль  в системе народного хозяйства,  сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной  плате, престижности профессии);

     - производственно-технический (данные  о технологическом процессе, объекте,  орудиях труда, рабочем месте,  формах организации труда);

     - санитарно-гигиенический (информация  о климатических условиях, характере   освещения и других санитарных  факторах, режиме и ритме труда,  медицинских противопоказаниях);

     - психофизический (требования профессии   к особенностям психических процессов   и свойствам личности).

     Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный  выбор [8, c. 180-181]:

     1) позиция старших, семьи:

     Очень часто родители предоставляют ребёнку  полную свободу выбора, требуя тем  самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая  пересмотреть свои планы и сделать  другой выбор. Правильному выбору профессии  часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той  деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

     Наблюдения  показывают, что в большинстве  случаев дети соглашаются с выбором  родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

     2) позиция сверстников:

     дружеские отношения старшеклассников уже  очень крепки и влияние их на выбор  профессии не исключено. Именно позиции  микрогруппы может стать решающим впрофессиональном самоопределении. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

     3) позиция школьного педагогического   коллектива (учителя, классного руководителя  и т.д.):

     Каждый  учитель, наблюдая за поведением учащегося  только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д., опытный  педагог знает много такого о  своих учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от вас самих;

     4) личные профессиональные и жизненные   планы:

     В поведении и жизни человека представления  о ближайшем и отдалённом будущем  играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит  от человека;

     5) способности и их проявления:

     способности, таланты учащегося старших классов  необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам  общественно ценной активности;

     6) притязание на общественное  признание;

     планируя  свой трудовой путь, очень важно  позаботиться о реалистичности своих  притязаний;

     7) информированность о той или   иной профессиональной деятельности;

     Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые  тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними;

     8) склонности.

     Выбор профессии отражает определённый уровень  личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой  активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической  саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной  сферы.

     Основные  классификации профессий

     Всё многообразие профессий было  предложено Е.А. Климовым разделить  на 5 основных типов в зависимости  от объекта, на который они  направлены:  «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек –  знаковые системы», «человек – художественный образ».

     По  условиям труда выделяют  четыре группы профессий:

     ♦  труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт);

     ♦  труд с пребыванием на открытом воздухе  с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарный, полевод, агроном);

     ♦  труд в необычных условиях: под  землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с  неизбежными производственными  вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик)

     ♦  труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие  общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике  безопасности, аудитор).

     В зависимости от средств труда  профессии подразделяют на 4 раздела:

     ♦   профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник  радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург);

     ♦   профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи);

     ♦   профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робото-технических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы)

     ♦   профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

     В зависимости от цели труда  можно  выделить три класса  профессий:

     ♦ гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь)

     ♦ преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной);

     ♦ изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель). 

    1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии

     Изучение  литературы, в первую очередь, позволит определить понятия «интерес» и  «профессиональный интерес» [10].

     Согласно  мнению американского философа Р.В.Перри, интерес – это характеристика «моторно-аффективной жизни, состояние, акт, позиция, влечение…». Перри понимает интерес в широком смысле: «Интерес является объединяющим понятием, которое  дает общее значение инстинкту, побуждению, чувству, удовольствию и боли, эмоциям  и другим отделам моторно-аффективной  жизни». Под понятие интереса ученый подводит и волевые, и эмоциональные  проявления индивида. По его мнению, связь между интересом и его  объектом определяется структурой самого интереса. Интерес состоит из руководящего, иррационального элемента и служебного, рационального. Руководящая часть  интереса – «управляющая склонность», служебная часть – это знание, которое трактуется как «ожидание». «Управляющая склонность» может  выступать в виде инстинкта, привычки или эмоции. Знание в интересе – это приписываемое его объекту качество, которое отвечает «руководящей склонности».

     Для анализа интереса необходимо найти  такие единицы, которые бы характеризовали  это понятие, четко и ясно увидеть  его основное ядро. По-видимому, разноречивые определения интереса можно обобщить, если расчленить его на основные единицы  и показать его разновидности, выделить в них то общее, что позволяет  считать их (разновидности) интересом.

     Интерес, по своим физиологическим основам  ближе стоит к рефлексу цели, чем  к исследовательскому рефлексу, так  как имеет направленность, устремленность личности. Границы интереса простираются лишь до того момента, где начинается действие. Интерес – психическое  состояние, содержащее лишь тенденцию  к деятельности, но не ее самое. Интерес  поддерживает деятельность, но не содержит ее в себе. Он возникает вследствие воздействия объекта, вызывающего  положительное отношение, именно поэтому  он содержит в себе и побуждение к деятельности и сопровождает, поддерживает эту деятельность.

     За  определение понятия «профессиональный  интерес» можно взять формулировку Кревневича В.В.: «Под профессиональным интересом, - писал он, - мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным  тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении  ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней» [9].

     Интерес и склонность к профессии рассматриваются  как две стороны одного целого многими специалистами. Такое единство поддерживается рядом психологов, педагогов  и физиологов, подчеркивающих психофизиологическое единство сознания и трудовой деятельности, работы мозга и мышц.

     Интерес и склонность к профессиям лежит  в основе формирования общетрудовых и профессиональных способностей. Профессиональный интерес и склонность выступают  одновременно и как цель воспитания учащихся, и как средство превращения труда в потребность жизни. «Человек сначала работает, чтобы есть, затем ест, чтобы работать, сначала трудится, чтобы жить, затем жить ради труда – «главной цели его жизни», - писал Рубинштейн С.Л..

     Основываясь на работах Павлова И.П., Ухтомского А.А., Анохина П.К., Неймана Дж., Эшби У. И др., можно считать, что общей  основой интереса (склонности) и  внимания служит ориентировочный рефлекс. Но сам по себе этот нейрофизиологический механизм недостаточен для объяснения особых высших свойств интереса и  склонности к профессии. Есть основание  утверждать, что специфической основой  профессионального интереса, склонности является доминанта речевого и двигательного (моторного) профессионального стереотипа.

Информация о работе Профессиональные интересы как фактор выбора профессии