Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 13:33, курсовая работа
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их профессиональными интересами.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1) Изучить литературу по данному вопросу;
2) Подобрать методики, позволяющих выделить предмет исследования;
Введение……...……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональных интересов на выбор профессии…………………..……………………...………………………5
1.1. Подходы к проблеме выбора профессии…………………….….………….5
1.2. Факторы, влияющие на выбор профессии…………………………………8
1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии …………..13
1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами….18
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование определения
профессиональных интересов учащихся……………………………………….23
2.1. Процедура и методы проведения исследования……………......................23
2.2. Результаты и их анализ…………………………………………………..…26
2.3. Практические рекомендации учащимся по совершенствованию профессиональных интересов…….……………….....…………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложения...……………………………………………………………………34
Теория компромисса с реальностью Э.Гинзберга
В
своей теории Гинзберг обращает
особое внимание на тот факт, что
выбор профессии – это развивающийся
процесс, все происходит не мгновенно,
а в течение длительного периода.
Этот процесс включает в себя серию
«промежуточных решений», совокупность
которых и приводит к окончательному
решению. Каждое промежуточное решение
важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает
свободу выбора и возможность
достижения новых целей.
1.2. Факторы, влияющие на выбор профессии
При выборе будущей профессии, в ходе профессионального обучения и в дальнейшем процессе становления профессионала в условиях выполнения им трудовой деятельности, повышения квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных [5].
Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).
Субъективные факторы – это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.
Теоретически
необходимо, чтобы система объективных
профессиональных требований находилась
в соответствии, взаимной сообразности
с субъективными особенностями
и возможностями человека-
Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего [7].
Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:
-
социально-экономический (
-
производственно-технический (
-
санитарно-гигиенический (
-
психофизический (требования
Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор [8, c. 180-181]:
1) позиция старших, семьи:
Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;
2) позиция сверстников:
дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решающим впрофессиональном самоопределении. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3)
позиция школьного
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д., опытный педагог знает много такого о своих учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от вас самих;
4)
личные профессиональные и
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;
5) способности и их проявления:
способности,
таланты учащегося старших
6) притязание на общественное признание;
планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний;
7)
информированность о той или
иной профессиональной
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними;
8) склонности.
Выбор
профессии отражает определённый уровень
личных притязаний, основанных на оценке
своих способностей и возможностей.
Кроме того, выбор профессии, профессиональное
самоопределение требуют
Основные классификации профессий
Всё многообразие профессий было предложено Е.А. Климовым разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковые системы», «человек – художественный образ».
По условиям труда выделяют четыре группы профессий:
♦ труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт);
♦ труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарный, полевод, агроном);
♦ труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик)
♦ труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).
В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 раздела:
♦ профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург);
♦ профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи);
♦ профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робото-технических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы)
♦ профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:
♦ гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь)
♦ преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной);
♦
изыскательские: изобрести, придумать,
найти новый вариант, сконструировать
(закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель).
1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии
Изучение литературы, в первую очередь, позволит определить понятия «интерес» и «профессиональный интерес» [10].
Согласно мнению американского философа Р.В.Перри, интерес – это характеристика «моторно-аффективной жизни, состояние, акт, позиция, влечение…». Перри понимает интерес в широком смысле: «Интерес является объединяющим понятием, которое дает общее значение инстинкту, побуждению, чувству, удовольствию и боли, эмоциям и другим отделам моторно-аффективной жизни». Под понятие интереса ученый подводит и волевые, и эмоциональные проявления индивида. По его мнению, связь между интересом и его объектом определяется структурой самого интереса. Интерес состоит из руководящего, иррационального элемента и служебного, рационального. Руководящая часть интереса – «управляющая склонность», служебная часть – это знание, которое трактуется как «ожидание». «Управляющая склонность» может выступать в виде инстинкта, привычки или эмоции. Знание в интересе – это приписываемое его объекту качество, которое отвечает «руководящей склонности».
Для анализа интереса необходимо найти такие единицы, которые бы характеризовали это понятие, четко и ясно увидеть его основное ядро. По-видимому, разноречивые определения интереса можно обобщить, если расчленить его на основные единицы и показать его разновидности, выделить в них то общее, что позволяет считать их (разновидности) интересом.
Интерес, по своим физиологическим основам ближе стоит к рефлексу цели, чем к исследовательскому рефлексу, так как имеет направленность, устремленность личности. Границы интереса простираются лишь до того момента, где начинается действие. Интерес – психическое состояние, содержащее лишь тенденцию к деятельности, но не ее самое. Интерес поддерживает деятельность, но не содержит ее в себе. Он возникает вследствие воздействия объекта, вызывающего положительное отношение, именно поэтому он содержит в себе и побуждение к деятельности и сопровождает, поддерживает эту деятельность.
За
определение понятия «
Интерес и склонность к профессии рассматриваются как две стороны одного целого многими специалистами. Такое единство поддерживается рядом психологов, педагогов и физиологов, подчеркивающих психофизиологическое единство сознания и трудовой деятельности, работы мозга и мышц.
Интерес и склонность к профессиям лежит в основе формирования общетрудовых и профессиональных способностей. Профессиональный интерес и склонность выступают одновременно и как цель воспитания учащихся, и как средство превращения труда в потребность жизни. «Человек сначала работает, чтобы есть, затем ест, чтобы работать, сначала трудится, чтобы жить, затем жить ради труда – «главной цели его жизни», - писал Рубинштейн С.Л..
Основываясь на работах Павлова И.П., Ухтомского А.А., Анохина П.К., Неймана Дж., Эшби У. И др., можно считать, что общей основой интереса (склонности) и внимания служит ориентировочный рефлекс. Но сам по себе этот нейрофизиологический механизм недостаточен для объяснения особых высших свойств интереса и склонности к профессии. Есть основание утверждать, что специфической основой профессионального интереса, склонности является доминанта речевого и двигательного (моторного) профессионального стереотипа.
Информация о работе Профессиональные интересы как фактор выбора профессии