Планирование финансовых показателей ЗАО «НПП «Макеевский завод шахтной автоматики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Основными пользователями финансовой отчетности компании являются собственники, которые анализируют финансовые отчеты с целью поиска путей повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы, а также кредиторы и инвесторы, анализирующие финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.
Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
Финансовый анализ представляет собой метод оценки ретроспективного финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой отчетности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Краткие сведения о предприятии………………………………………5
2. Анализ финансовых показателей предприятия………………………28
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности производства…………………………………………………………………….45
4. Составление проекта плана на год……………………………………..53
Заключение…………………………………………………………………67
Список использованной литературы……………………………………...70

Работа содержит 1 файл

Курсовая по планированию.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

- высвобождение денежных средств за счет сокращения и управления уровнем дебиторской задолженности;

- управление уровнем кредиторской задолженности в пределах, допустимых по условиям контрактов.

3. Улучшение структуры баланса завода

- управление коэффициентами ликвидности;

- списание безнадежных долгов и управление кредитными рисками;

- списание бесполезных запасов сырья и материалов и управление их уровнем и структурой;

- оптимизация структуры существующей кредиторской задолженности с целью возможного сокращения доли краткосрочной задолженности и улучшения условий по обеспечению имеющихся и будущих долгов;

- управление уровнем и структурой резервов, создаваемых в разных целях.

Помимо этого, для стабилизации и улучшения финансового положения  ЗАО «НПП «МЗША» на рынке необходимо провести усовершенствования тех факторов, которые оказывают существенное воздействие на финансовое состояние завода. Среди них можно выделить следующие:

1. Продуктовая политика

Проблема: наличие в номенклатуре завода большого количества неперспективных приборов. Основным потребителем продукции завода выступает угольная отрасль, что, при условии ее низкой конкурентоспособности, не позволяет рассчитывать на устойчивые и высокие темпы роста продаж.

Решение: отказ от производства большинства неперспективных приборов, ориентации новых разработок на большое число конечных потребителей и более перспективные отрасли народного хозяйства.

2. Система управления предприятием

Проблема: громоздкая организационная структура. Это не позволяет своевременно реагировать на изменение внешнего окружения и не использовать внутренний потенциал в полной степени. Система планирования недостаточно развита, большинство планов, существующих на заводе, постоянно пересматриваются.

Решение: передача больших полномочий на средний управленческий уровень, централизация нормирования и систематизация управленческой деятельности на уровень руководства подразделений и построение программ по оптимизации использования внутренних ресурсов. Кроме того, в сферах сбыта, управления персоналом и НИОКР необходима четкая координация совместной деятельности.

3. Финансовая система

Проблема: нестабильная динамика большинства финансовых показателей (сокращение чистого дохода от реализации продукции, возрастание суммы дебиторской и кредиторской задолженности); отсутствует возможность самостоятельно восстановить платежеспособность, а также привлечь иностранные инвестиции. Предоставление кредитов банками возможно только на короткий срок.

Решение: некоторые улучшения в финансовой системе возможны за счет особого контроля и ревизии залежалых и неходовых товаров, представляющих собой один из основных элементов, исключенных из активного хозяйственного оборота оборотных средств. Улучшение же инвестиционной привлекательности можно добиться за счет улучшения финансовых показателей предприятия и прозрачности структуры собственности. Привлечение первоначальных ресурсов можно осуществить за счет участия ЗАО «НПП» МЗША» в максимально возможном количестве проектов. Для привлечения же инвестиционных ресурсов на долгосрочной основе необходимо добиться улучшения финансового положения.

4. Управление персоналом и кадровый потенциал

Проблема: неэффективное использование рабочей силы, ее низкая квалификация и высокий уровень текучести кадров, доминирование в возрастной структуре персонала лиц, старше 45 лет.

Решение: более плотная работа с учебными заведениями с целью привлечения наиболее подготовленных учащихся. Кроме того, важнейшим звеном в повышении квалификации персонала должна стать работа с имеющимися на предприятии трудовыми ресурсами путем совершенствования процесса их подготовки и переподготовки. Пересмотр системы материального стимулирования, дифференциация заработной платы по принципу перспективности работников.

5. Внешняя среда

С большинством потребителей ЗАО «НПП» МЗША» имеет долгосрочные связи и планирует продолжить сотрудничество. Однако ощущается явная нехватка новых клиентов в связи с нестабильным положением в угольной промышленности. Т.о., положение ЗАО «НПП «МЗША» можно назвать достаточно стабильным на сложившихся рынках сбыта, но в то же время, предприятие недостаточно гибкое при работе с потребителями; информированность о компании находится на низком уровне.

Причинно-следственные связи проблем в сбытовой системе  с их первопричинами и последствиями

В результате анализа, учитывая ситуацию на рынке и заводе, сформировались несколько стратегических альтернатив развития для ЗАО «НПП «МЗША»:

1. Ориентация на расширение экспорта и сотрудничество зарубежными потребителями.

2. Тесное содрудничество с отечественным производителем.

3. Закупка новой.

4. Вариант совокупного достижения прироста.

Таблица 10. Варианты стратегического развития ЗАО «НПП «МЗША»

Вариант стратегического  развития

Изменения, которые  необходимо провести

Эффект от реализации

Ориентация на расширение экспорта и сотрудничество зарубежными потребителями.

Улучшение финансовых показателей. Оптимизация продуктового портфеля. Повышение квалификационного уровня персонала. Улучшение энергообеспечения.

Совершенствование технологии, расширение рынков сбыта продукции, стабильный рост объемов реализации продукции.

Тесное сотрудничество с отечественным производителем

Повышение эффективности  НИОКР в области создания новых  приборов. Модернизация парка технологического оборудования и повышение квалификации персонала. Улучшение финансовых показателей.

Уход с неперспективных  рынков сбыта, возможность приобретения новых рынков сбыта и, как следствие, увеличение объемов продаж.

Закупка новой технологии

Улучшение финансовых показателей. Переобучение конструкторов или привлечение новых. Улучшение энергообеспечения. Отказ от производства неперспективных приборов и освобождение производственных площадей и ресурсов для производства новых изделий. Обучение производственного персонала.

Выход на новые рынки  сбыта и повышение конкурентоспособности. Повышение уровня автоматизации и снижение себестоимости продукции. Невозможность конкурировать с зарубежными производителями, так как их уровень технологий на порядок выше.

Вариант совокупного  достижения прироста

В производстве: закупка нового оборудования. В сбыте: активные продажи. В области продуктовой политики: отказ от производства неперспективных приборов. В сфере персонала: обучение производственного персонала.

Выход на новые рынки  сбыта и переориентация на стабильно развивающиеся отрасли.


 

На основе анализа  данных по предприятию можно сделать вывод о том, что для реализации любого из стратегических вариантов заводу необходимо провести ряд внутренних изменений. Первоочередными мерами в улучшении финансового состояния ЗАО «НПП «МЗША» после проведенного анализа должны стать:

1. Ревизия неходовых и залежалых товаров.

2. Исключение из разработки или снятие с производства тех видов приборов, которые не пользуются спросом и не имеют перспективы продаж.

4. Выбор наиболее перспективных товарных групп, маркировка и стандартизация изготовления которых были приведены в соответствие с общемировыми стандартами.

5. Введение системы мотивации сотрудников, основанной на снижении сроков проведения исследований и прочих работ.

6. Разделение потребителей на группы по приносимой доходности и срокам сотрудничества, на основании чего могут быть заключены долгосрочные договора о сотрудничестве и применена прогрессивная шкала скидок.

Эффект от таких преобразований тем выше, чем оперативнее действует  руководство завода и чем больше направлений, по которым эти преобразования проводятся. В первую очередь, это приводит к следующим изменениям:

  1. Положительный финансовый результат (прибыль) от основной производственной и прочих видов деятельности предприятия.
  2. Рост собственного оборотного капитала
  3. Превышение доходов над расходами (избыток средств – положительный денежный поток).
  4. Восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
  5. Погашение задолженности перед всеми кредиторами и способность расплатиться по денежным обязательствам и обязательным платежам в полном объеме.
  6. Возврат сумм привлеченных инвестиций и процентов по ним.
  7. Эффективность хозяйственной деятельности – достаточная обеспеченность оборотными средствами, ускорение оборачиваемости средств, усиление договорной дисциплины, обеспеченность портфеля заказов, поиск новых ниш, развитие инноваций и т. д.
  8. Рост конкурентных преимуществ предприятия, уровня конкурентоспособности продукции, востребованности и позиционирования на рынке.
  9. Экономический и социальный эффект. Это рост объемов производства (валового продукта), рост и стабильность поступлений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, рост и стабилизация численности занятых на производстве, подготовка и переподготовка кадров.

4. Составление  проекта плана на год

Финансовый план предназначен для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта. На основании данных финансового плана производится анализ коммерческой привлекательности проекта. Здесь должна быть отражена информация о планируемых доходах проекта (объёмы реализации), текущих затратах проекта, об инвестиционных затратах (капитальные вложения, прирост оборотного капитала), планируемые источники финансирования, их структура (собственные, заемные), графики, условия привлечения и возврата заёмных источников финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. 

В дополнение к этому  прилагаются расчеты основных показателей  платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта. Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита, которые запрашиваются по проекту. 

Должны быть описаны  условия, оценки и предположения, базируясь  на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта. 

Необходимо отразить:

- изменение курса гривны к доллару;

- перечень и ставки  налогов;

- уровень инфляции;

- формирование капитала  за счет собственных средств,  кредитов и т.д.;

- условия кредитования;

- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д. 

Т.о., необходимо продемонстрировать следующие основные моменты:

  • прибыльность: позволяет оценить, является ли предприятие достаточно привлекательным для участников бизнеса, чтобы рассмотреть возможность начала их участия с учетом существующих рисков;
  • поток наличности: позволяет оценить, являются ли инвестиции в данный завод безопасными и будут ли платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

  • - договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;
  • - прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;
  • - экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента и др.).

Разработанный на основе этих данных финансовый план служит для  увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями  расходования. 

Примерная структура плана:

  • объем финансирования проекта по источникам (потребность в финансовых ресурсах);
  • счет прибылей и убытков (дает информацию о прибыльности);
  • балансовый отчет (снимок финансовой платежеспособности бизнеса);
  • отчет о потоке наличности (дает информацию о способности предприятия генерировать наличные средства и выполнять свои финансовые обязательства);
  • показатели экономической эффективности проекта (оценка экономической эффективности проекта).

Финансовый  план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовый план составляется в форме баланса доходов и расходов и включает в себя составление операционных и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов.

Финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и  по содержанию, для его разработки требуются усилия различных подразделений  предприятия. Комплексный финансовый план является документом, который включает ряд самостоятельных, но взаимосвязанных между собой планов, каждый из которых обосновывает будущие хозяйственные решения с точки зрения финансовых возможностей и конечных результатов. Количество и формы этих планов зависят от специфики предприятия, его величины, объема денежных поступлений и затрат, наличия и квалификации финансовых работников.

Целевое назначение текущего финансового плана — обеспечение  постоянной платежеспособности предприятия. Текущие планы составляются на год  с поквартальной разбивкой на основе детальных расчетов. Целью долгосрочного финансового плана является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения предприятия. В большинстве случаев они содержат только решающие задания по доходам, расходам и финансовым результатам на отдельные периоды.

В процессе разработки проекта финансового плана используют следующие методы: нормативный; многовариантный; балансовый; экономический анализа и синтеза; экстраполяции; прямого счета. Форма финансового плана не регламентирована.

Работа по составлению финансового плана проводится в несколько этапов:

1-й  этап – анализ исполнения финансового плана за год, предшествующий планируемому;

Информация о работе Планирование финансовых показателей ЗАО «НПП «Макеевский завод шахтной автоматики