Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 00:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение тектологии с теоретической и практической стороны. При работе были использованы книги, статьи и иные материалы исследователей организации, а также непосредственно сама книга Богданова А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1. раскрыть понятие тектологии в теоретическом плане
2. проанализированы основные принципы и методы тектологии
3. рассмотреть практические аспекты применения тектологии.
Введение 3
1. Теоретические основы тектологии как всеобщей организационной науки 6
2. Принципы и методы тектологии в современной организации управления 11
3. Практические аспекты применения тектологии в организации 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Как мы уже определили, дезорганизация противоположна организации. В организации целое практически больше суммы своих элементов, при дезорганизации оно меньше этой суммы.
Когда
употребляют понятие “
Очевидно,
и в обыденном понятии “
3. Практические аспекты
Тектология – наука эмпирическая.
В научном наследии А.А. Богданова, в его “Тектологии” видное место занимает общая теория кризисов в динамике систем, до сих пор мало понятая и освоенная учеными различных областей знаний. Это стало научным прорывом, крупнейшим вкладом в теорию систем и в понимание их цикличной динамики, развиваемой школой русского циклизма, видным представителем которой являлся А.А. Богданов.
Рассмотрим основные положения теории кризисов систем А.А. Богданова.
Исходя из монистического взгляда на вселенную “как беспредельно развернувшуюся ткань разных типов и ступеней организованности” [2, 73], А.А. Богданов рассматривает организационные комплексы в состоянии динамического равновесия, периодически нарушаемого волнами изменений: “Самый распространенный в природе метод сохранения или восстановления равновесий: периодические колебания или “волны”. Это как бы общая модель для бесчисленных процессов неорганического мира... Но эта модель столь же неограниченно применима и в области жизни: почти все ее процессы имеют периодический колебательный характер... Смена поколений представляет ряд накладывающихся одна на другую волн - настоящий “пульс жизни” в веках”, Изменчивость - всеобщее явление; “Вся среда жизни на земле, вся среда, в которой действует и развивается человечество, с ее обычной амплитудой колебаний различных ее условий в астрономических, атмосферических и иных циклах может рассматриваться как ограниченно-изменчивая”.
Проходя через фазы циклов, системы меняют свой характер. А.А. Богданов подразделял организационные комплексы на организованные (когда целое больше суммы частей), дезорганизованные (целое меньше суммы частей), нейтральные (равенство системы сумме составляющих ее элементов). В фазе расцвета система организована, в фазе стабильности и застоя нейтральна, в фазе кризиса - дезорганизована.
А.А. Богданов разработал основы общей теории кризисов как неизбежной фазы в динамике систем. Он выделял два типа кризисов - связанных со слиянием (конъюгацией) организационных комплексов (“кризисы С”) или распадом комплекса (“кризис Д”). “Все кризисы, наблюдаемые в жизни и природе, все “перевороты”, “революции”, “катастрофы” и проч. принадлежат к этим двум типам”[2, 78].
Кризисы неоднозначны по своему характеру. Они соединяют процессы отрицательного и положительного подбора, служат этапом в цикличном развитии систем: “...экономический кризис перепроизводства разрушает множество наиболее слабых или наименее целесообразно организованных предприятий... повсюду кризис вызывает тенденцию отбросить устарелые способы производства, устарелые формы организации производства в пользу способов и форм более современных, какие только находятся. В результате по окончании кризиса, когда вновь вступает в силу положительный отбор, экономическая система может оказаться - и до сих пор оказывалась — своеобразно оздоровленный, и, несмотря на резкое временное обновление, способной затем достичь нового процветания на более высоком уровне техники и организации” [2, 214].
По характеру протекания А.А. Богданов различал кризисы “взрывные” и “замирающие”. Взрывные развиваются лавинообразно, вплоть до полного разрушения сливающихся комплексов (систем), уничтожения первоначальной формы. “Замирающие” развиваются постепенно, ведут к затуханию колебательных процессов при установлении нового равновесия. “Аналогичным образом общественные перевороты в разных условиях протекают различно. Революции разрешаются взрывом, однако затем, достигнув максимума, порождают противоположные движения социальных сил и идут на убыль к некоторому “органическому равновесию”...
А.А. Богданов исследует внутреннюю структуру кризиса, этапы, через которые он проходит. На месте разрыва двух систем образуется пограничный слой. Затем он начинает преобразовываться, приобретать иные свойства: создается новая структура обмена с внешним миром. После этого структурные изменения пограничного слоя распространяются на ближайший к нему внутренний, затем на следующий, в итоге третья стадия преобразований приводит к новому предельному равновесию [2, 237]. Скорость достижения предельного равновесия зависит от пластичности комплекса; степень сходства с первоначальной формой - от однородности организационного их материала. Значительную роль при этом играет наличие благоприятной или неблагоприятной внешней среды (добавим - и взаимодействие кризисов в смежных сферах).
Кризис есть нарушение равновесия - и переход к новому равновесию: такой подход помогает диагностировать кризис и предвидеть его исход: “Кризис есть нарушение равновесия и в то же время процесс перехода к некоторому новому равновесию. Это последнее может рассматриваться как предел происходящих при кризисе изменений, или как предел его тенденций. Если нам известны тенденции кризиса и те условия, в которых они развертываются, то является возможность заранее предвидеть конечный результат кризиса - то определенное равновесие, к которому он тяготеет”.
Через призму наследия А.А. Богданова рассмотрим сущность и перспективы современных кризисов в мире и в России.
1. Высочайшая и обширная, охватившая в конце XX века практическую всю планету волна кризисов является неизбежным результатом цикличной динамики общественных систем. На этот кратчайший в историческом плане отрезок времени наложились завершение общего кризиса индустриального общества, являющееся предвестником перехода к очередному цивилизационному постиндустриальному циклу, и смена тысячелетних исторических суперциклов. Этот исторический разлом неизбежно связан с крупнейшими общественными потрясениями, что предвидел Э. Тоффлер: “Переходный период будет отмечен величайшими социальными потрясениями, мощными сдвигами в экономике, технологическими провалами и катастрофами, политической нестабильностью, насилием, войнами и угрозой войн. Столкновение двух цивилизаций несет в себе грандиозную опасность” (Тоффлер).
В эту эпоху глубочайшего, преобразующего основы общества кризиса просто не могло не быть. Прошли только первые акты этой планетарной трагедии, и пока трудно сказать, сколько актов еще впереди. Во всяком случае, кризисная волна займет не менее четверти наступившего века, а может быть и больше. Ученым повезло - они стали свидетелями редких исторических событий, которые приходится наблюдатель далеко не каждому поколению; однако современному поколению, на плечи которого легло бремя катастроф и потрясений переходного периода, от этого не легче. Понимание сущности и перспектив этой волны кризисов с использованием идей А.А. Богданова позволит пройти этот трудный путь сравнительно быстрее и с относительно меньшими потерями.
2. К
какому типу можно отнести
современные кризисы? А.А.
3. Трансформационный
характер современных кризисов
сказывается и в соотношении
отрицательного и
Однако в большинстве стран период преобладания негативного подбора уже позади, в фазе оживления наблюдаются признаки преобладания позитивного. Если эти признаки усилятся, созидательный процесс становления постиндустриального общества и интегрального социокультурного строя станет преобладающим, - что не исключает периодических повторений кризисных фаз среднесрочных (примерно раз в десятилетие) и долгосрочных Кондратьевских (примерно раз в 50 лет) циклов; однако эти кризисы не будут уже носить столь разрушительный характер. Если сохранится сложившаяся ритмика, то можно ожидать очередных мировых экономических кризисов в первые годы ХХI в., в начале 10-х, 20-х, 30-х и т.д. годов, а более глубокого кризиса, связанного с переходом к шестому Кондратьевскому циклу - в 20-е годы.
4. Очень важно опираться на положение А.А- Богданова, что, зная тенденции кризиса и условия его развертывания, возможно заранее предвидеть конечный результат кризиса и то равновесие, к которому он тяготеет, какая форма организации общества может из него выйти. К сожалению прогнозирование кризисов пока не получило достаточного признания и практического применения. Об этом свидетельствует оптимистический сценарий развития России до 2015 г., опубликованный Институтом экономики РАН, разработанная Минэкономики России концепция социально-экономического развития РФ до 2015 г., программа социально-экономического развития России до 2010 г., представленная Центром стратегических разработок. Все эти прогнозно-стратегические документы на долгосрочную перспективу не рассматривают возможности мировых экономических кризисов и их влияния на российскую экономику, не предусматривают включение России в глобальный ритм цикличной динамики. При учете этих факторов ожидаемые темпы экономического роста могут быть существенно скорректированы.
Современной
школой русского циклизма разработана
методология прогнозирования
Заключение
Тектология как таковая, по замыслу ее создателя,— это наука, объединяющая организационный опыт человечества, это теория организационных систем, изучающая каждую из них с точки зрения отношений между ее частями, а также отношение системы как целого с внешней средой.
Главная идея тектологии состоит в признании необходимости подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. Принять организационную точку зрения - значит изучать любую систему с точки зрения как отношений всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, т. е. со всеми внешними системами. Законы организации систем едины для любых объектов, самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями, а на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим.
Среди множества организационных форм А. А. Богданов выделяет два универсальных типа систем - централистический (эгрессия) и скелетный (дегрессия). Для систем первого типа (эгрессия - от латинского “выхождение из ряда”) характерно наличие центрального, более высокоорганизованного комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль периферии. Системы второго типа (дегрессия - от латинского “схождение вниз”), напротив, образуются за счет организационно низших группировок, выделяемых сложноорганизованными пластичными комплексами.
Специальному анализу подвергаются основные организационные механизмы - механизмы формирования и регулирования систем. К формирующим механизмам относятся конъюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса). Универсальный регулирующий механизм обозначается Богдановым термином “подбор” и распространяется на процессы сохранения и разрушения всех видов систем.
Прогрессивному отбору (“подбору”) уделяется основное внимание в “Тектологии”, поскольку, с точки зрения автора, действительное сохранение форм в природе возможно лишь путем их прогрессивного развития. Отбор может быть положительным или отрицательным - он действует при развитии комплексов и в процессе их относительного упадка. В совокупности положительный и отрицательный отборы охватывают всю динамику мирового развития. Положительный отбор, усложняя формы, увеличивает разнородность бытия, доставляет для нее материал, все более возрастающий; отрицательный отбор, упрощая этот материал, устраняя из него все непрочное, нестройное, противоречивое, внося в его связи однородность и согласованность, упорядочивает последний. Взаимно дополняя друг друга, оба процесса стихийно организуют мир.
Информация о работе Особенности тектологии как всеобщей современной организационнной науки