Особенности современной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:13, реферат

Описание работы

Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.
В XX веке социология пошла «вширь» — она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.

Содержание

Введение
Особенности современной социологии
Основные направления и школы современной социологии
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

План

  1. Введение
  2. Особенности современной социологии
  3. Основные направления и школы современной социологии
  4. Заключение
  5. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

 Бурное развитие  социологической науки в XX веке  породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.

 В XX веке  социология пошла «вширь» —  она постепенно охватывала страны  Восточной Европы, Азии, Латинской  Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.

XX век — это  и век развития социологии  «вглубь». Она охватывала все  новые и новые области познания, открывала многие пограничные  темы (город, здоровье, демография) или придавала новое социологическое звучание тем проблемам, которые были разработаны другими отраслями человеческого знания (инфраструктура, общение, катастрофы и др.).

 В XX веке  происходило и конституирование  социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и организаций. Профессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.

 И наконец,  следует отметить организационное  укрепление социологии. В XX веке  были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации, которые после второй мировой войны (1946) создали Международную социологическую ассоциацию, организовавшую 14 всемирных конгрессов и способствовавшую превращению социологов в один из заметных отрядов в области социального знания.

 Так как  в процесс производства и развития  социологического знания вовлечены  тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно то многообразие  теорий и концепций, которые  были произведены на свет в  XX веке и продолжают появляться в большом количестве и в настоящее время.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Особенности современной социологии

 В начале XX века начинает проявляться специфика  национальных школ в социологии, связанная с особенностями их  формирования. Так, во Франции социология отпочковывается от историко-философской традиции, в Германии - от философско-экономической, в Италии социология «вызрела» в лоне политических наук, в Великобритании - управленческих. Американский этап (30-е - начало 50-х годов) в развитии социологии определяется перемещением «географического» центра социологических исследований из Европы в США. Это было связано прежде всего с событиями, предшествовавшими второй мировой войне и вызвавшими массовую эмиграцию видных ученых сначала из Советского Союза, а потом и из Западной Европы. Содержательно этот период характеризуется массовым развитием и совершенствованием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений.

 Современный  этап (50-е годы - настоящее время)  знаменуется созданием академической социологии, ориентированной прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равноправной университетской дисциплиной наряду с философией, экономикой и историей. Социологические факультеты в 60-х годах становятся одними из самых популярных среди факультетов социально-гуманитарного профиля. Начинается массовая подготовка дипломированных социологов. Социологи приглашаются в качестве советников-консультантов при разработке правительственных проектов и крупных социальных программ национального и международного уровня. Однако с 70-х годов наблюдается некоторое снижение «социологического бума»[1]. Современная западная социология - чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Монсон выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

 Первый подход  и вытекающая из него социологическая  традиция исходят из примата  общества по отношению к отдельному  индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше - во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

 Второй подход, напротив, смещает центр своего  внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера, а из современных представителей можно назвать такие направления, как символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Н. Лукманн) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

 Третий подход  сосредоточивается на изучении  самого механизма процесса взаимодействия  общества и индивида, занимая как бы «серединную» позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций - теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

 Наконец,  четвертый подход - марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Основные направления  и школы современной  западной социологии 

 Обрисуем  в общих чертах некоторые из  наиболее влиятельных современных социологических направлений.

 По-прежнему  достаточно распространенным и  популярным течением в современной  западной социологии, в первую  очередь благодаря американскому  влиянию, остается неопозитивизм.  Неопозитивизм не представляет собой единой школы, это скорее некая общая и весьма влиятельная ориентация, сторонники которой называют себя представителями научной социологии или естественно-научного направления в социологии.

 Становление  неопозитивизма относится к 20-м  годам нашего столетия и связано с выработкой «стандартной концепции науки». Она предполагает реализацию следующих принципов:

 • социальные  явления подчиняются законам,  общим для всей действительности - природной и культурно-исторической;

 • методы  социального исследования должны быть такими

 же строгими, точными и объективными, как методы  естество

 знания;

 • субъективные  аспекты человеческого поведения  (мотивы, ценностные ориентации и  пр.) можно исследовать только  через их открытое проявление;

 в истинность  научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;

 • все  социальные явления могут и  должны быть описаны и выражены  количественно; 

 • социология  как наука должна быть свободна  от ценностных суждений и связи  с идеологией.

 Благодаря своей прикладной эмпирической ориентации неопозитивизм активно разрабатывал и осваивал различные методы социологического исследования: включенное и невключенное наблюдение, метод использования личных документов, шкалирование, панельный метод, латентный, кластерный, контент-анализ и др.

 В рамках  неопозитивизма (П. Лазарсфельд)  были сформулированы основные  требования к проведению социологического  исследования, которые можно считать  нормами социологической культуры:

 • отбор  понятий и их точная интерпретация;

 • формулирование  гипотез; 

 • описание  методов исследования;

 • описание  данных и результатов исследования;

 • аргументация  выводов; 

 • приглашение  к дискуссии по исследуемой теме.

 Неопозитивизм  достиг пика своей популярности  в 40-х -50-х годах, после чего наступил некоторый спад. Неопозитивизм утратил лидирующие позиции в современной западной социологии. Возрождению неопозитивизма в конце 70-х - начале 80-х годов способствовала общественно-политическая обстановка: требование надежной информации и научной экспертизы социальных явлений стало государственным заказом. Социология ответила на это усилением прикладной функции, воплощенной прежде всего в социальной инженерии, и расширением поля прикладных исследований. Вместе с тем предпринимаются попытки преодоления эмпиризма и описательности (Г. Бейлок, Д. Коэн, Д. Уиллер). На передний план выступают следующие неопозитивистские положения:

 • наиболее  адекватной формой выражения  социологической информации является  язык математики;

 • основываясь  на методологическом единстве наук, социология должна использовать новые логико-методологические средства для анализа данных;

 • социология - этически нейтральная сфера  социальных исследований.

 Таким образом,  усиление спроса на социальную  информацию создает финансовую основу и благоприятный политический климат для развития неопозитивизма. Но нельзя не видеть и ограниченности этого метода, связанной с отсутствием фундаментальной теоретической базы.

 Понятие структурно-функционального  анализа употребляется в двух значениях: 1) как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т. Парсонс; 2) как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться в связи с изменениями всей системы. Нас интересуют именно концептуально-теоретические взгляды Т. Парсонса и его последователей.

 Главной побудительной  причиной всех научных усилий  Парсонса была попытка найти  и сформулировать принципы такой  системы, которая была бы предельно  абстрактной и настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т. Парсонса - категория равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии - дать рекомендации по стабилизации общества, т. е. по поддержанию равновесия.

 Ни одна  социальная система, будь то  общество в целом, какая-то  производственная единица или  отдельный индивид, не могут  выжить, если не решены ее основные проблемы:

 • приспособление  к окружающей среде (адаптация);

 • формулирование  целей и мобилизация ресурсов  для их достижения (целеполагание);

 • поддержание  внутреннего единства и упорядоченности,  пресечение возможных отклонений (интеграция);

 • обеспечение  внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентностъ  - поддержание образца).

 На уровне  общества в целом функцию адаптации  осуществляет экономика, функцию  целеполагания - политика, функцию  интеграции - право и культура, латентную функцию - институты социализации: семья, школа, церковь и т. д.

 Пытаясь ответить  на вопрос, благодаря чему возможна  совместная жизнь людей или  общественный порядок, Т. Парсонс  приходит к выводу, что связывают  общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, «правил игры»[3]. Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий - категорию социального действия. Его специфика в отличие от физического и биологического действия заключается в а) символичности (т. е. наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.); б) нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм); в) волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных «определений ситуации»).

Информация о работе Особенности современной социологии