Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:35, реферат
Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфический институты, как религия и ее организации перестают быть факторами национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании воздействия на мировоззрение людей. Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность выводов данного рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. «Структура религии»…………………………………………..4
Глава II. «Возникновение и эволюция религии»……………………..6
Заключение……………………………………………………………..….7
Литература…………………………………………………………...……8
Министерство образований и наук РФ
Казанский Кооперативный
Институт
Реферат на тему:
«Наука
и религия в современном
мире»
Казань 2011г.
В структурном плане религия представляет собой целостное единство:
· религиозного сознания;
· религиозной деятельности;
· религиозных отношений;
· религиозных институтов и организаций
а) Религиозное сознание.
Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, религиозная вера, языковое выражение с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Все эти свойства тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Религиозная вера - это интегративная черта религиозного сознания. Это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идей при нехватке достоверной информации. В ней содержится ожидание осуществления желаемого. Религиозное сознание концептуального уровня - это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, концепций. В ее состав включаются:
1)учения о Боге, мире, природе, обществе, человеке, специально разрабатываемые на религиозной основе (теология, богословие, символы веры);
2)осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, общественных явлений, т.е. религиозно-политические, религиозно-экономические, религиозно-правовые и другие концепции;
3)религиозная философия.
б) Религиозная деятельность
Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существует два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Некоторые разновидности внекультовой деятельности: производство средств культа, преподавание в религиозных учебных заведениях, участие в миссиях, в работе соборов, пропаганда религиозных взглядов в средствах массовой информации. Внекультовая деятельность тесно переплетается с культовой. Культ - важнейший вид религиозной деятельности, содержание которого определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догмами. К средствам культа относят непосредственно здания, где совершаются религиозные обряды (храмы, молитвенные дома), религиозное искусство (живопись, архитектура, музыка), культовые предметы (церковная утварь, священнические облачения).
в) Религиозные отношения
Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием, реализующиеся посредством религиозной деятельности. Также как и религиозная деятельность, религиозные отношения разделяются на культовые и внекультовые. Внекультовые возникают во внекультовой деятельности.
г) Религиозные организации
Религиозные организации создаются для упорядочивания религиозной деятельности и религиозных отношений. Они также складываются культовые и внекультовые. Внекультовые призваны управлять внекультовой деятельностью (церковные советы, ректораты духовных учебных заведений, департаменты религиозной прессы и др.), культовые - в культовой деятельности (причт, клир, диаконат, епископат). Религия разделилась на вероисповедания, последователи определенного вероисповедания составили религиозную общность, а существование и функционирование общности обеспечивалось организацией. Общность со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное объединение.
Глава II. «Возникновение и эволюция религии»
Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления – весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, а в позднем уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы. Само появление религиозных верований и культов имело объективные и субъективные причины.
Религия давала
человечеству иллюзию
относительной безопасности,
обеспечиваемой помощью
дружественных сверхъестественных
сил. И наоборот, религия
порождала у него страх
перед враждебными сверхъестественными
силами. Опираясь на
массу верующих как
на свою социальную
базу, она представляет
собой автономную систему
в политической надстройке
общества. В политико-идеологической
сфере складываются
особые взаимоотношения
церкви и государства.
Одной из важнейших
целей церковной организации
становится поддержание
и воспроизводство целостности
и устойчивости самого
института церкви. В
ходе этого процесса
активизируется деятельность
органов управления
по введению предписаний,
требующих безусловного
подчинения аппарату
церкви, усиливается
особый метод идеологический
деятельности - нормативно-правовая
регламентация, связанная
с разработкой определенных
идейных обоснований
и созданием структур
организационной деятельности,
направленных на пропаганду
этих идей, их реализацию.
Заключение
Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения. На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности. Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании – в понимании Бога, мира, человека. В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека.
Литература
1. А.А.Радугин, К.А. Радугин “Социология” М. “Центр”, 1997 г. 2. М.П.Мчедлов “Религия и современность” М. Издательство политической литературы, 1982 г. 3. И.А. Крывелев “История религий” М. “Мысль”, 1975