Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 01:19, курс лекций
1. Сущность, задачи и содержание курса «Организация производства».
2. Промышленное предприятие и основы его организации.
3. Производственная структура предприятия и принципы ее построения.
4. Производственный процесс и его организация во времени.
Тпз устанавливается на партию одинаковых изделий или в целом на все задание.
В структуре Топ выделяется основное и вспомогательное время, которое устанавливается раздельно. Топ зависит от объема выполняемой работы и от размеров применяемого оборудования.
Тобс рабочего места должно определяться по нормативам или по данным фотографии рабочего времени.
Тотд определяется в % от величины Топ. Время на личные надобности устанавливается также в % от величины Топ на смену и входит в состав нормы времени.
Все эти затраты рабочего времени, кроме Тпз, устанавливаются на операцию или единицу (штуку) изделия и составляют норму штучного времени. Следовательно, норма времени состоит из 2-х частей:
-норма Тпз;
-норма штучного времени (Тшт).
Норма времени устанавливается не для всех рабочих. Чаще применяется норма выработки.
Норма выработки – это количество натуральных или условных единиц продукции, которое должно быть изготовлено в единицу времени в определенных условиях.
Для расчета норм выработки нужно время смены разделить на норму времени на единицу изделия.
В тех производствах, где Тпз, Тобс и Тотд нормируются на смену, норма выработки рассчитывается по следующей формуле:
НВ=(Тсм – Тпз)/Тшт или НВ=[Тсм – (Тпз + Тобс + Тотд )]/Топ
Между нормой времени и нормой выработки существует обратная зависимость.
Например, если норма выработки увеличится на 25%, то норма времени уменьшится на:
=100*25/(100+25)=20%
∆Нвр=100*∆Нвыр/(100+∆Нвыр)
Норма обслуживания – это установленное количество единиц оборудования, которое должно обслуживаться одним рабочим или группой при определенных организационно-технических условиях в течение смены. Она является производной от нормы времени. Чтобы рассчитать норму обслуживания, нужно определить норму времени обслуживания.
Норма времени обслуживания – это количество времени, необходимое для обслуживания в течение смены одной единицы оборудования, м2 площади и т. д.
Норму времени обслуживания определяют по нормативу или при помощи хронометража. Следовательно, норма обслуживания равна:
Но = Тсм / Нвр
Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости . Она определяет численность работников или число структурных подразделений, приходящихся на одного руководителя.
Норма численности – это заранее установленная расчетная величина, определяющая численность работников для выполнения единицы конкретной работы или для обслуживания определенного оборудования.
Нормированные задания устанавливаются работникам, труд которых оплачивается повременно для повышения эффективности.
Нормированное задание – это установленный объем работы, который работник или группа рабочих должны выполнить за определенный период с соблюдением определенных требований к количеству продукции или работы.
Нормированные задания
могут устанавливаться
Важнейшее требование к нормам труда – их обоснованность. Нормы труда должны выражать реальную меру труда. Нормы труда должны пересматриваться по мере технических, технологических и организационных изменений производства.
10.4
Для анализа трудового процесса, разработки норм затрат труда необходимо тщательно изучить затраты рабочего времени исполнителя и времени использования оборудования. Основой для такого изучения служит соответствующая классификация этих затрат по категориям. Это позволяет применять единые методы изучения и анализа затрат, единые нормативные материалы и методы нормирования труда.
Для всех отраслей принята следующая классификация затрат рабочего времени.
Рабочее время для исполнителя работ делится на:
-время работы;
-время перерывов в работе.
Время работы по выполнению производственного задания состоит из следующих категорий затрат:
1)подготовительно-
Особенностью этой категории затрат является то, что ее величина не зависит от объема работы, т. е. это единовременные затраты на всю партию изготовляемой продукции.
2)оперативное время (Топ) – это время, затрачиваемое непосредственно на выполнение заданной операции и повторяемое с каждой операцией. Оно делится на:
-основное время, т.е. время, затрачиваемое рабочим на действие по качественному и количественному изменению предмета, его состояния и положения в пространстве.
-вспомогательное время, т. е. время, затрачиваемое рабочим на действия, обеспечивающие выполнение основной работы. Оно повторяется либо с каждой обрабатываемой единицей продукции, либо с каждой партией. К вспомогательному относится время на загрузку оборудования сырьем, выгрузку и съем готовой продукции, установление и закрепление деталей, снятие деталей, перестановку рабочего инструмента, контроль за качеством продукции и т. д.
3)время обслуживания рабочего места (Тобс) – это время, затрачиваемое на уход за рабочим местом, оборудованием и инструментом, необходимым для выполнения конкретного задания, т. е. время на заточку и замену изношенного инструмента, перемещение в пределах рабочего места тары с заготовками или готовыми изделиями.
В механизированном производстве значительный удельный вес в оперативном времени занимает время, затрачиваемое рабочим на наблюдение за работой оборудования. Такое время может быть:
-время активного наблюдения, т.е. время, в течение которого рабочий внимательно следит за работой оборудования, ходом технологического процесса, соблюдением всех параметров для обеспечения качества продукции и исправности оборудования. В течение этого времени рабочий не выполняет физической работы, но присутствие его на рабочем месте необходимо.
-время пассивного наблюдения, т.е. время, в течение которого нет необходимости в постоянном наблюдении, но рабочий осуществляет его из-за отсутствия другой работы. Использование этого времени для выполнения другой работы может представлять существенный резерв повышения производительности труда.
<span class="dash041e_0431_044b_