Лекции по "Организации производства"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 01:19, курс лекций

Описание работы

1. Сущность, задачи и содержание курса «Организация производства».
2. Промышленное предприятие и основы его организации.
3. Производственная структура предприятия и принципы ее построения.
4. Производственный процесс и его организация во времени.

Работа содержит 1 файл

KURS_LEKTsIJ_PO_ORGANIZATsII_PROIZVODSTVA_V_APK_K.doc

— 694.50 Кб (Скачать)

На основе анализа  грузопотоков разрабатывают оптимальные  пути перевозок, выявляют излишние перевалки  грузов. Анализ грузопотоков- 1 из важнейших задач  рациональной организации внутреннего транспорта предприятия. Выявление резервов снижения себестоимости ПРТС работ нужно начинать с разработки рациональных грузопотоков (с помощью шахматной ведомости, схем-графиков) и составления оптимальных маршрутов перевозок.

При составлении маршрутов перевозок  могут быть применены следующие  системы движения транспортных средств:

  1)маятниковая;

  2)кольцевая.

При маятниковой системе транспортные средства движутся от пункта отправления до пункта назначения с грузом и обратно без груза (с грузом). Т.о., различают:

  а)маятниковую односторонюю систему;

  б)маятниковую  двустороннюю систему;

  в)веерную систему, когда груз доставляется последовательно нескольким потребителям.

 

 

 Б


 ↓ 

А В


  Г

 

Кольцевая-это, когда транспортные средства с грузом движутся по замкнутому пути, обслуживая несколько точек назначения.

 

 А Б


 

склад

 Г   В


 

На предприятиях пищевой  промышленности использую и маятниковую, и кольцевую системы перевозок.

Исходя из схем грузопотоков производится расчет количества единиц транспортных средств отдельно по маятниковой односторонней, маятниковой двусторонней кольцевой системам.

Количество необходимых  транспортных средств зависит от величины грузопотока, грузоподъемности, продолжительности транспортного цикла, фонда времени работы транспортного средства. Т.о., количество транспорта периодического действия при маятниковой системе движения грузов определяется:

nт.срсцтрп*Fсз*(1-Кп/100) ,

где Гс- суточный грузопоток, т.е. масса груза, пдлежащего перевозке, т;

 Тцтр- продолжительность транспортного цикла;

 гп- грузоподъемность транспортного средства;

      Fс- суточный фонд времени работы транспорта;

      Кз- коэффициент загрузки транспортного средства;

      Кп- планируемый процент простоя транспорта.

Длительность  транспортного цикла:

Тцтр=2*l/v+tпогр+tразг=tд+tпогр+tразг ,

 

где l- расстояние между пунктами перевозки, м;

      v- средняя скорость движения;

       tд-время движения.

При маятниковой системе  движения сумма затрат времени на  пробег в оба направления, на загрузку и разгрузку и есть Тцтр.

Количество  транспортных средств при кольцевой  системе определяется по той же формуле, только:

Тцтр=l/v+(tпогр+tразг)*р ,

 

где р- количество пунктов доставки.

Транспортные средства должны отвечать всем показателям данного грузопотока, организационным и технологическим особенностям производственного процесса.

К технико-экономическим  показателям грузопотока относят:

  1)мощность грузопотока в  единицу времени;

  2)расстояние и трассу перемещения;

  3)массу единицы груза;

  4)габариты груза;

  4)физико-химические свойства  груза.

При выборе оборудования для внутрицеховых  и межцеховых перемещений предметов  труда учитывают степень непрерывности  и ритмичности процесса, его технологические особенности, т.к. это определяет параметры используемых транспортных средств. Это имеет прямое отношение к пищевым предприятиям, т.к. особенностью ОП там является использование средств внутризаводского транспорта для выполнения ряда технологических операций (ленточные транспортеры, вагонетки и т.д.). При непрерывном и ритмичном процессе, при постоянстве маршрутов и грузопотоков наиболее эффективны конвейеры. На перерабатывающих предприятиях АПК именно этот вид транспортных средств создает возможность объединить в единую систему технологические операции и операции по перемещению. При выборе транспортных средств периодического действия учитывают, что наиболее эффективным является автопогрузчик (электропогрузчик, 1 электропогрузчик высвобождает 4 рабочих). При выборе средств внутризаводского транспорта большое внимание должно уделяться комплексной механизации и автоматизации ПРТС работ. Эффективность использования транспортных средств периодического действия может быть достигнута при соблюдении прогрессивных норм загрузки и минимальная продолжительность транспортного цикла.

Организация рационального использования  внешнего транспорта требует составления  планов-графиков внешних перевозок. Основанием для его составления  являются данные об общем грузообороте, о внешних грузопотоках, маршрутах, о схеме движения транспорта. На многих предприятиях перевозки сырья и готовой продукции осуществляют специализированные транспортные организации, которые на договорных условиях выполняют эти функции. Для сырья и готовой продукции используются специальные автомашины, автофургоны в зависимости от специфики груза. Сегодня многие предприятия осуществляют самовывоз готовой продукции, по некоторым продуктам эти функции берет на себя оптовая (розничная ) торговая сеть.

 

 

 

 

 

8.6

 

Для хранения сырья, полуфабрикатов, материалов, топлива, готовой продукции  необходима система складов, основное назначение которых- сохранение в соответствии с количеством и качеством  и обеспечение бесперебойного снабжения  основных, вспомогательных цехов и других служб предприятия всем необходимым.

Склад─это производственное помещение для временного и надежного размещения (хранения) материальных ценностей и для выполнения операций по подготовке этих ценностей для передачи по их назначению.

Рационально организовать складское хозяйство- это значит обеспечить регулярное снабжение производства всем необходимым, правильное хранение материальных ценностей, рациональное их использование, максимальная механизация погрузо-разгрузочных работ и снижение себестоимости складских операций. При организации складского хозяйства нужно установить оптимальное количество складов, возможность хранения сырья согласно физико-химическим свойствам, расположение складов относительно объектов потребления. Т.о., можно сформулировать следующие требования, предъявляемые к организации складов:

  1)склады должны быть размещены  в удобном месте для доставки  грузов;

  2)обязательное соблюдение противопожарных  требований;

  3)площадь должна быть достаточной  для приема, хранения, сортировки  и отпуска;

  4)должны быть обеспечены  нормальные условия работы для  работников складов;

  5)должна быть обеспечена  максимальная сохранность грузов;

  6)нужна четкая организация  учета и отчетности по оприходованию  и отпуску.

Склады  принято классифицировать:

1)по характеру хранимых грузов:

  -специализированные;

  -универсальные.

2)по отношению к производственному процессу:

  -снабженческие (склад сырья);

  -производственные- склады, находящиеся  в производственных цехах (склад  полуфабрикатов);

  -сбытовые (склад готовой продукции).

3)по масштабу работы:

  -общезаводские;

  -цеховые.

4)по условиям хранения:

  -полузакрытые;

  -закрытые;

  -открытые.

Полузакрытые  склады используются для хранения материальных ценностей, которых нужно защитить от атмосферных осадков.

Закрытые склады, в свою очередь, делятся на:

     а)отапливаемые;

     б)неотапливаемые;

     в)охлаждаемые.

В отапливаемых и охлаждаемых складах  хранится груз, который требует особого  режима хранения.

Закрытые склады бывают:

     а)тарные;

     б)бестарные.

      Бестарное хранение- это контейнерное хранение.

      Открытые склады применяют для хранения отдельных видов топлива, пиломатериалов и т.д.

5)по физическому состоянию хранимых грузов:

  -склады сыпучих;

  -штучных;

  -жидких;

  -газообразных грузов.

6)по срокам хранения грузов:

  -краткосрочного хранения (5-20 суток);

  -среднего (20-40 суток);

  -длительного (40-90 суток);

  -долгосрочного (90-365 суток).

7)по высоте хранения:

  -низкие (до 5 м);

  -средние (5-8 м);

  -высокие (свыше 8 м).

8)по уровню механизации и автоматизации:

  -немеханизированные (применяется  только ручной труд);

  -механизированные (ручной труд+средства  механизации);

  -высокомеханизированные (средства  механизации сручным управлением);

  -автоматизированные.

Площадь склада рассчитывается в зависимости от:

  1)норм запасов;

  2)суточного грузооборота;

  3)допускаемой нагрузки на 1 кв.м.;

  4)методов хранения.

При расчете площади склада необходимо отдельно определить грузовую и вспомогательную  площадь, т.е. площадь, занимаемую проходами, проездами и для сортировки.

Размещение  складов на территории предприятия  нужно обеспечить так, чтобы соблюдался принцип прямоточности движения грузов, ликвидировать встречные потоки добиться минимального расстояния перемещения грузов.

При расчете площади складов учитывают способ хранения, т.е. тарное или бестарное. Например, для хранения в мешках площадь определяется:

Sскл=(М*l*b*h/q*H)*K ,

 

где М- масса сырья (других материальных ценностей), подлежащего хранению, кг;

         l- длина мешка, м;

         b- ширина мешка, м;

         h- высота мешка, м;

         q- масса, находящаяся в одном мешке, кг;

         H- высота укладки, м;

         K- коэффициент неплотности укладки.

Для прямоугольных грузов К=1,05-1,15; для цилиндрических- К=1,2-1,35; для всех остальных- К=1,4-1,7.

Грузовая площадь определяется приблизительно с учетом норм укладки. Так определяется площадь при  тарном хранении, а грузовая площадь для однородных сыпучих материалов:

Sодн.сып=М/m*H ,

 

где m- масса сырья 1 м3.

При расчете вспомогательной площади складовнужно определить способ перемещения грузов и виды транспортных средств, поэтому ширину проходов определяют в зависимости от применяемых транспортных средств.

Все остальные площади складских  помещений рассчитывают в соответствии со строительными нормативами. Большое значение для повышения степени использования вместимости складов имеет рациональная укладка, оптимизация тары и комплексная механизация, автоматизация складских работ.

Все ТМЦ принимаются на склад  по количеству и качеству на основании первичных документов (накладные-требования, акты). На все поступившие ценности кладовщик открывает карточки складского учета, в которых ведется строжайший учет движения ТМЦ. Он также ведет расходно-приходную книгу на основании первичных документов. По каждому отдельному виду ценностей он заполняет 3 колонки: приход, расход, остаток. Учет ценностей в кладовых ведется в натуральных измерителях, а в бухгалтерии- в натуральных и стоимостных.

Качество сырья проверяют в  лаборатории путем отбора проб. Если сырье с пониженным качеством (против договорных условий) составляют акт и в производство не допускаются. Сырье на производство подают непрерывно или периодически в зависимости от типа производства, мощности и формы производственного процесса. Отпуск осуществляют на основании требований цехов и служб в пределах установленных норм (лимитов).

Одним из основных документов, который  является отчетом кладовщика о движении ТМЦ, является оборотная ведомость, в которой отражаются итоговые данные по приходу и расходу за отчетный период. Кладовщик является МОЛ, с которым заключается договор полной индивидуальной (коллективной) материальной ответственности.

Для контроля за сохранностью ТМЦ, хранящихся на складах предприятия, проводится инвентаризация- это сопоставление фактического наличия данным бухучета, т.е. проводится опись фактически имеющихся остатков на дату проведения инвентаризации. Инвентаризация может проводиться в плановом порядке (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) и внезапно (смена МОЛ, по какому-то сигналу, по решению суда и т.д.). Для проведения плановой инвентаризации руководитель специальным приказом назначает комиссию, которая пересчитывает, перевешивает, перемеряет и т.д.

Основными документами инвентаризации являются:

  1)инвентаризационная опись;

  2)сличительная ведомость;

  3)акт инвентаризации, который  подписывают члены комиссии и  МОЛ склада, в присутствии которого  проводилась проверка. Один экземпляр  акта направляют в бухгалтерию  для отражения в бухучете излишков  и недостач.

Т.о., проверки остатков на складах (плановые, внеочередные) дают возможность своевременно выявить причины перерасхода, излишних потерь и устранить случаи неправильного  хранения и учета ТМЦ.

 

Тарное  хозяйство

Для осуществления операций по приему, хранению, отпуску ТМЦ на пищевых предприятиях используются различные виды тары, часть которой предприятие может изготавливать своими силами, а также получать извне от поставщиков. Для предприятий пищевой промышленности большое значение для калькулирования себестоимости продукции имеет то, возвратная это тара или нет.

В последние годы разновидностью бестарного хранения и движения ТМЦ является контейнерное хранение. Контейнеры обеспечивают прямую бестарную доставку грузов с внешнего транспорта на склады непосредственно к цехам и рабочим местам. Это устраняет потребность в таре в промежуточных перевалках груза, обеспечивает уменьшение потерь и создает условия для механизации погрузо-разгрузочных работ. Бестарное хранение сырья получило широкое применение на кондитерских фабриках, хлебопекарных и других предприятиях Например, хранение сахара в мешках заменено на хранение в бункере.

Информация о работе Лекции по "Организации производства"