Лекции по "Организации производства"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 01:19, курс лекций

Описание работы

1. Сущность, задачи и содержание курса «Организация производства».
2. Промышленное предприятие и основы его организации.
3. Производственная структура предприятия и принципы ее построения.
4. Производственный процесс и его организация во времени.

Работа содержит 1 файл

KURS_LEKTsIJ_PO_ORGANIZATsII_PROIZVODSTVA_V_APK_K.doc

— 694.50 Кб (Скачать)

Тарное  хозяйство предприятия включает в себя:

-тарные склады, которые производят  операции с тарой;

-тарные цеха;

-тароремонтные мастерские.

Для предприятий пищевых отраслей большое значение имеют упаковочные  материалы. Требования к упаковке устанавливаются  производителями, транспортными и  складскими организациями. Все требования к упаковке можно разделить на 3 группы:

    1)основополагающие;

    2)дополнительные;

    3)маркетинговые.

К основополагающим требованиям упаковочных материалов относят:

   -безопасность упаковки (на содержание вредных веществ);

   -экологичность (способность её при использовании и утилизации не наносить вред окружающей среде);

  -надёжность упаковки имеет важное значение для продуктов питания, т.к. это способность сохранять свойства и герметичность. Упаковка многократного использования сама должна обладать сохраняемостью.

Дополнительные  требования к упаковочным материалам:

  -транспортабельность- это возможность товара в упаковке подвергаться транспортировке определенным транспортом;

  -складируемость, т.е. перед тем, как выбрать средство упаковки, надо изучить, как товар будет храниться, чтобы сделать упаковочные единицы оптимально удобными для складирования;

  -гигиеничность упаковки. При данной оценке пригодности упаковки для контакта с пищевыми продуктами учитываются следующие факторы:

   1)отсутствие изменений органолептических  свойств продукта (консистенции, цвета, запаха, вкуса);

   2)отсутствие проникновения  в пищевые продукты чужеродных  химических веществ, входящих  в состав упаковочных материалов  в количествах, превышающих гигиенические  нормы;

   3)отсутствие стимулирующего  действия упаковочного материала  на развитие микрофлоры;

  4)отсутствие химических реакций  между упаковочным материалом  и пищевым продуктом.

Маркетинговые требования:

  -информативность, т.е. на упаковке должны быть ясно представлены преимущества упаковки;

  -наличие эстетических свойств, т.е. упаковка должна быть современной, привлекательной;

  -узнаваемость,т.е. способность упаковки быть замеченной среди большого ассортимента товаров-конкурентов;

  -повышение ценности,  т.е. обеспечение потребителю большего удовлетворения от использования товара;

  -соответствие каналам сбыта и т.д.

Большое значение имеет маркировка товара, которая обозначает торговые марки и фирменные знаки.

 

 

 

 

 

9.Организация  контроля качества продукции

 

9.1.Понятие конкурентоспособности  продукции.

9.2.Качество продукции, значение его повышения.

9.3.Показатели качества продукции.

9.4.Сертификация продукции.

9.5.Организация технико-экономического  контроля качества продукции  на предприятии.

 

 

9.1

 

Наличие конкуренции- важное условие  функционирования любого рынка. Это  экономическое соперничество за предпочтение с целью получения максимальной прибыли. Различают:

  -свободную конкуренцию, когда на рынке действует много продавцов и покупателей товаров, и ни один из конкурентов не в состоянии оказать существенное влияние на рынке;

  -олигополистическую конкуренцию- это конкуренция между крупными предприятиями, которые контролируют часть рынка;

  -ценовую конкуренцию, когда происходит воздействие на спрос путем повышения или понижения цены;

  -неценовую конкуренцию, когда предприятия воздействуют на спрос путем применения качественных свойств продукта, вида, упаковки, сервисного доведения до потребителя.

Все перечисленные виды конкуренции (а неценовая особенно) предполагают улучшение качественных параметров продукции, т.к. важным условием привлечения потребителей является обеспечение конкурентоспособности продукции. Она повышается под воздействием новизны дизайна, упаковки, экологической чистоты, содержания полезных для здоровья компонентов и наличием дополнительных психологических преимуществ. Перечисленные факторы являются определяющими в конкурентоспособности, но потребитель отдает предпочтение потребительским свойствам- качественным параметрам продукции. На конкурентоспособность оказывает влияние цена продукции. Конкурентоспособность продукции следует отличать от конкуренции предприятия. Последняя характеризуется техническим, экономическим и организационным преимуществом данного предприятия перед конкурентом. Однако между конкурентоспособностью продукции и предприятия существует тесная взаимосвязь. Конкурентоспособность предприятия позволяет снижать себестоимость, повышать качество, расширять ассортимент, а значит и занимать определенную долю рынка, а конкурентоспособность продукции позволяет увеличить объем продаж, максимизировать прибыль, а значит иметь долговременное, стабильное финансовое положение.

9.2

 

С повышением уровня потребности возрастает необходимость повышения качества продукции, которая признана одной  из главных составляющих повышения  конкурентоспособности белорусской  экономики. Вот почему проводится целый комплекс мероприятий в рамках Государственной программы  качества. Согласно ГОСТу качество- это совокупность признаков и свойств продукции, которые обуславливают её пригодность и удовлетворяют определенные потребности в зависимости от назначения.

Свойство  продукции- это объективная особенность товара, которая может проявляться при создании или потреблении.

Качество как комплексная характеристика результативности изготовления определяет степень изделия для желания  потребителя. Уровень качества призван формировать потребности и их стимулировать. Это в большей степени сегодня относится к продуктам питания. Политика предприятия в области качества формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив на повышение конкурентоспособности продукции.

Система качества (СК)- это совокупность организационной структуры, методик, ресурсов и процессов, необходимых для общего руководства и управления качеством продукции.

С целью разработки единого подхода к вопросу качества Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала серии стандартов, применяемые в управлении качеством продукции.

СК предполагает:

  1)обеспечение качества- все осуществляемые виды деятельности в рамках СК, необходимые, чтобы быть уверенными в том, что изделие будет соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству;

  2)управление качеством- виды деятельности оперативного характера для выполнения требований по качеству;

  3)улучшение качества- мероприятия, проводимые для повышения результативности деятельности с целью получения выгоды для предприятия и потребителя.

СК разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае должны охватывать все стадии «петли качества»- модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Маркетинг→проектирование→материально-техническое  снабжение→ подготовка и разработка производственных процессов→производство→  контроль→лабораторный анализ→хранение, упаковка→реализация и распространение продукции

Т.о., согласно «петли качества» в СК выделяют 3 основных направления:

  1)обеспечение качества;

  2)управление качеством;

  3)улучшение качества.

Очевидно, что повышение качества продукции в настоящее время имеет большое социально-экономическое значение для республики в целом. Для защиты отечественных товаропроизводителей на рынке важным условием должно быть высокое качество нашей продукции, удовлетворяющее постоянно растущие потребности населения в экологически чистой с прекрасными вкусовыми качествами продукции. Повышение качества продукции является фактором роста эффективности производства, расширяет экспортные возможности республики и т.д.

Предприятия стали планировать  качество в рамках жизненного цикла товара. Такой подход привел к тому, что сформировались 2 стратегические функции для достижения конечных целей:

  1)определение целевого рынка,  выявление нужд и запросов  с целью выявить продукцию,  которая наиболее удовлетворяет ожиданиям потребителей;

  2)обеспечение качества продукции  на всех стадиях жизненного  цикла.

 

 

                                                                                                                


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

9.3

 

Для оценки качества продукции важно определить уровень качества, который определяется двумя путями:

  1)по отношению к лучшим  отечественным и зарубежным образцам;

  2)как степень удовлетворения  потребителей.

Вырабатываемая перерабатывающими  отраслями продукция должна соответствовать установленным показателям качества продукции. Показатель качества продукции- это количественная оценка одного или несколько свойств продукции. Основные показатели качества отражены в стандартах (международных, республиканских стандартах предприятия) т технических условиях (ТУ).

Для оценки качества продукции используется система  показателей, которая включает следующие  группы показателей:

  1)обобщающие показатели характеризуют общий уровень качества продукции, объем и долю новых видов продукции в общем выпуске, сортность, марки, категории продукции и т.д.;

  2)комплексные показатели характеризуют несколько свойств продукции.

В каждой отрасли применяются свои специфические показатели. Так, например, оценка качества яблочного сока оценивается по содержанию сухих веществ (9,5-11%), общей кислотности (0,3-1,2% в пересчете на яблочную кислоту), содержанию спирта (не более 0,3-0,5%), содержанию твердых металлов на 1 литр (меди- не более 5 мг, олова- 100 мг, свинца- не допускается), сок должен быть прозрачным.

  3)единичные показатели, которые характеризуют одно из свойств продукции.

К ним относят надежность, долговечность, калорийность и др.

Для оценки качества все показатели можно классифицировать как:

  -показатели назначения изделия;

  -показатели надежности;

  -эргономические показатели;

  -эстетические показатели;

  -экономические (показатели  материало-, энергоемкости, ресурсосбережения,  т.е. те, которые определяют уровень  затрачиваемых ресурсов);

  -экологические (свойства, связанные с воздействием на здоровье человека и окружающую среду, - это безопасность и экологичность).

Единичные показатели, которые характеризуют  одно какое-то свойство продукции, не позволяют  в полной степени оценить качество. Разработка комплексных показателей качества- это сложная экономическая задача. В отраслях пищевые предприятия при оценке качества распространен метод балловых оценок.

Технический уровень продукции- это относительная характеристика качества, основная на сопоставлении значений показателя оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями. Базовый образец должен сочетать в себе такие показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного рынка. Им может быть тот, кто пользуется наибольшим спросом на рынке.

 

 

9.4

 

Условием успешной реализации товара является их соответствие требованием  норм, правил, законов, действующих  в республике. Сегодня реализация без сертификации товара невозможна, а тем более расширение экспорта.

Закон «О сертификации продукции работы услуг» предусматривает 3 раздела:

  1)общее положения;

  2)обязательная сертификация;

  3)добровольная сертификация.

Сертификация- это процесс выявления соответствия продукции, ее производства требованиям, которые установлены в стандартах.

Сертификат  соответствия- документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции требованиям нормативных документов по стандартизации.

Обязательная  сертификация- это деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателю, обеспечивающему безопасность для жизни, здоровья человека и другим показателям, установленным законодательством. Данной сертификации подлежат продукты питания, электрооборудование, строительные материалы и др.

Добровольная  сертификация- это деятельность субъектов по подтверждению соответствия продукции показателям, покоторым проведение обязательной сертификации законодательством не предусмотрено.

Сертификация качества проводится в разных формах. Существует практики так называемой самосертификации, т.е. производитель заполняет декларацию, в которой заявляет, что его система удовлетворяет требованиям определенных стандартов и прилагает технические документы. На основании их потребитель или третья сторона могут провести необходимый анализ и оценить эффективность системы.

Широко распространена сертификация второй стороной, ее проводит у своих поставщиков предприятие, выпускающее конечную продукцию.

Сертификация  третьей стороной- проверка и оценка систем качества специализированными органами. Они могут быть частными, национальными, международными, но обязательно аккредитованными на право такой проверки.

На продукцию, прошедшую сертификацию, выдается сертификат соответствия и  продукция маркируется знаком соответствия- это знак, подтверждающий соответствие маркированной  им продукции требованиям конкретных стандартов. Промаркированная продукция заносится в сертификационном центре в список продукции, разрешенный к продаже, а предприятию выдаетсясвидетельство о признании сертификата.

Информация о работе Лекции по "Организации производства"