Концепция устойчивого развития: организационный уровень

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Вопрос устойчивого развития человеческого сообщества нашел свое развитие в конце 20-го века виде системы взглядов - Концепции устойчивого развития, декларированной ООН. Данная Концепция, отражая
общее стремление человечества развиваться в гармонии с природой, обуславливая прогресс возможностями будущих поколений, имеет свои особенности на различных уровнях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Концепция устойчивого развития: понятия и уровни....………….5
1.1. Устойчивое развитие – новый курс развития мирового сообщества.………………………………………………………….5
1.2. Концептуальное понятие устойчивого развития...………………8
1.3. Уровень страны. Приверженность России концепции устойчивого развития……………………………………………..11
1.4. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований – путь реализации Концепции устойчивого развития……………………………………………..14
1.5. Корпоративный уровень устойчивого развития……………….17
Устойчивое развитие и деловая активность организации: соотношение и противоречия…………………………..………....19
Корпоративная социальная ответственность – форма реализации устойчивого развития на практике……………………………….33
3.1. Сущность корпоративной социальной ответственности………33
3.2. Отчетность компании по устойчивому развитию, как элемент менеджмента устойчивого развития организации……………….39
Заключение……..…………………………………………………………49
Список источников и литературы..………..……………………………51
Приложения...……………………………………………………………..55

Работа содержит 1 файл

Курсовая по теории управления.doc

— 277.50 Кб (Скачать)
 
 

     Следует отметить, что стандарты, отражая  потребности бизнеса в отчетности по устойчивому развитию, совершенствуются. Изменения принципов менеджмента качества показано в Таблице 2. 

     После того как социальная политика в компании сформирована, возникает вопрос: каким  образом информировать общество о социальной активности? Наиболее эффективным, но и самым сложным способом информирования общества являются СМИ. Пресса, телевидение призваны освещать лучший опыт в этой области, что приведет к более объективному и позитивному взгляду общества на бизнес.

     Информировать общество о социальной активности можно и через систему ежегодной социальной отчетности. Принципиальна полная открытость отчетов для широкой публики. В некоторых западных странах даже существуют законы об обязательной социальной отчетности в правительствах. Все основные направления социальной активности компаний теперь отражаются либо в ежегодных отчетах о корпоративной социальной ответственности, либо в отчетах об устойчивом развитии, либо в отчетах о социальном развитии и экологических корпоративных отчетах. Первые два вида отчетов являются комплексными и отражают мероприятия и показатели по экономическому экологическому и социальному развитию компаний. Социальная отчетность - это механизм, посредством которого корпорации рассказывают о том, насколько они социально ответственны и как они понимают и реализуют социальную ответственность. [12 с.7]

     Кроме того, любой портфельный инвестор, принимая серьезное решение по покупке  пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр своих  рисков. Компания может быть привлекательна с точки зрения своей текущей прибыльности, но крайне неустойчивой с точки зрения экологической и социальной. Отчеты по КСО, начиная примерно с 1990-х гг., как раз закрывают эту "информационную брешь" для инвестора, показывая и доказывая ему, что данная компания уделяет постоянное внимание экологическим и социальным аспектам в своей деятельности, в связи с чем риски социальных внутренних и внешних конфликтов, а также экологических санкций для нее минимальны.

     Сегодня потребители составляют свое мнение о компании не только по качеству ее товаров, но и на основе той роли, какую она занимает в обществе. Если компания социально ответственна, доверие к ней со стороны клиентов и партнеров растет. Поэтому стейкхолдеры6 заинтересованы в том, чтобы принципы социальной ответственности были интегрированы в бизнес-планы. Чтобы соответствовать ожиданиям, компании ведут со стейкхолдерами диалог - это является наиболее продуктивным способом снизить риски и найти новые возможности для бизнеса.

     К социальной отчетности в широком понимании относят любые отчеты компаний, содержащие информацию о результатах экономической деятельности, социальных и экологических показателях. Некоторые компании готовят отчеты исключительно для внутреннего потребления, другие считают основным именно имидж. [13 с.8]

     Корпоративный социальный отчет позволяет компаниям  представить в консолидированном  виде информацию о реализации своей  корпоративной политики, продемонстрировать и закрепить за компанией право  на ведение бизнеса. Социальный отчет  ведет к улучшению репутации компании в глазах общества, он полезен инвесторам при оценке деятельности компании, проведении сравнительного анализа и в конечном итоге для принятия правильных инвестиционных решений. Однако необходимо понимать, что корпоративная социальная отчетность - это инструмент, нужный и доступный лишь ограниченному числу наиболее крупных и успешных компаний, которые либо уже вышли, либо стремятся выйти на 1РО (первичная публичная эмиссия акций) на Лондонской или Нью-Йоркской фондовых биржах. Подготовка отчета по средствам далеко не всем.

     Социальный  отчет - это инструмент, позволяющий  компании стать прозрачной и подотчетной по всем направлениям своей деятельности, а не только по ее экономической стороне.

     В настоящее время нефинансовая отчетность - удел не только крупных мировых компаний. К ней постепенно приходят компании на развивающихся рынках, которые стремятся к упрочению своих позиций. Нефинансовая отчетность стала неотъемлемым элементом корпоративной культуры для компаний, которые претендуют на лидерство в отрасли и готовятся к первичному размещению акций на фондовых биржах. Важным стимулом, побуждающим компании публиковать такие отчеты, является возможность публично сообщить о своей общественно полезной деятельности, улучшить репутацию, а также продемонстрировать четко выстроенную систему управления и прозрачность. Правильно организованный процесс социальной отчетности, построенный на диалоге с заинтересованными сторонами, делает компанию более привлекательной для инвесторов и деловых партнеров.

     Средний и малый бизнес тоже задумывается о своей социальной миссии и пытается примкнуть к движению КСО, но зачастую затрудняется с написанием отчетов из-за многочисленных требований. Небольшие компании не могут себе позволить выпускать стандартизированные отчеты. Но они могут использовать принципы, заложенные в социальной отчетности: вести диалог со стейкхолдерами и учитывать их мнения в своей повседневной работе.

     Между тем именно средний и мелкий бизнес составляет основу любой экономики, поэтому от степени его социальной ответственности зависит, насколько бизнес будет социально ответствен в целом. [13]

     Социальные  отчеты доводят до сведения стейкхолдеров  уровень социальных обязательств компании и степень их выполнения. Для того чтобы охватить все аспекты этой непростой деятельности, помочь компаниям грамотно это описать и в то же время иметь возможность детально сравнить показатели одной корпорации с другой, были созданы стандарты международной отчетности - GRI (Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI), АА1000, которые позволяют оценить и снизить социально-экономические и экологические риски [19].

     Важным  этапом отчетности по КСО и устойчивому  развитию стало внедрение международных  стандартов глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative - GRI ) по принципу "трех корзин" или "триединого итога" (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика. GRI - результат работы сотен специалистов, представляющих различные заинтересованные стороны со всего мира, подготовленный при поддержке ведущих корпораций, неправительственных организаций, профсоюзов и государственных органов. [13 с. 7]

     Стандарт  глобальной инициативы по отчетности «Руководство GRI» - это документ, предлагающий детально разработанный подход к формированию отчетности, отражающей экономическую, экологическую и социальную результативность организации. Выделение трех отдельных аспектов носит условный характер - при подготовке отчетов они должны рассматриваться во взаимосвязи. При этом под экономикой компаний понимаются капитальные вложения и мероприятия предприятий в области внедрения современных технологий, улучшающих потребительские свойства и социальную значимость производимых товаров и услуг, а также финансовые затраты на специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности. Экологическая политика подразумевает вложения и мероприятия компаний, направленные на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, а также благотворительные цели экологического характера местного и общенационального масштаба. Под социальной политикой подразумеваются вложения и мероприятия компаний по социальному развитию собственного персонала, а также благотворительные проекты местного и федерального значения для нуждающихся слоев населения, а также в различных областях образования, культуры, спорта и т.д. Руководство GRI призвано:

     - предложить принципы и содержание  отчетности организации в области  устойчивого развития;

     - помочь организациям в составлении  сбалансированной и содержательной картины их экономической, экологической и социальной результативности;

     - содействовать подготовке сопоставимых  отчетов, в то же время позволяя  учесть практические соображения,  относящиеся к раскрытию информации, для широкого круга разнообразных организаций, в том числе тех, деятельность которых охватывает различные регионы;

     - способствовать оценке результативности  организаций в области устойчивого  развития в соответствии с  критериями, задаваемыми отраслевыми  кодексами, стандартами результативности и добровольными обязательствами;

     - служить инструментом, способствующим расширению взаимодействия с заинтересованными сторонами [16 с.33].

     Руководство не является:

     - кодексом или набором принципов  поведения;

     - стандартом результативности;

     - описанием системы менеджмента;

     - инструкцией по разработке внутренней  системы управления данными и  подготовки отчетности в организации;

     - методологией подготовки отчетов,  мониторинга или верификации  отчетов.

     Применение  руководства GRI является добровольным. Оно предназначено для организаций любых типов и масштабов, действующих в любых условиях, - коммерческих и некоммерческих, государственных и частных, производственных и работающих в сфере услуг. Рекомендации руководства не являются специфичными для какой-либо отрасли экономики. Хотя основная версия документа7 (2002 г.) была разработана прежде всего с учетом потребностей коммерческих организаций, однако руководство может быть использовано и организациями других типов, например государственными органами или неправительственными организациями.

     В настоящее время отчетность по методологии  ОМ составляют компании во всем мире: в  США, Канаде Японии, Европе (лидером  по социальной отчетности выступает  Великобритания), ЮАР, Австралии, Латинской  Америке (Бразилии, Чили). В настоящее время во всем мире примерно 750 организаций готовят отчетность в соответствии с ОМ. Большинство из них - это компании, а некоммерческих организаций - единицы.

     В России пионером движения в области  социальной отчетности была компания "Бритиш Американ Тобакко Россия", которая начала процесс отчетности в соответствии с международным стандартом в 2003 г. В 2004 г. за свой вклад в развитие общества отчитались сразу несколько компаний: "Северо-Западная лесопромышленная компания", "ФИА-Банк" (г. Тольятти), "Альфа-Банк", "Российские коммунальные системы" и "Сибнефть". Первой российской компанией, которая в 2005 г. изготовила отчет на базе GRI, стала компания "УРАЛСИБ".

     В 2006 г., по оценкам экспертов, вышло  более двух десятков публичных нефинансовых отчетов крупных компаний, среди которых "ЛУКОЙЛ", "РУСАЛ", ГМК "Норильский никель", "Татнефть", "Илим Палп". Компания "Бритиш Петролеум" впервые опубликовала свой отчет в области устойчивого развития на русском языке (в сокращенной форме). Начали процесс социальной отчетности РАО "ЕЭС России", "Вимм-Билль-Данн Продукты питания", "Сибирская угольная энергетическая компания", "СУАЛ" и ряд др. [3 с.27]

     По  мнению специалистов, нефинансовая отчетность становится для компаний инструментом корпоративного управления, улучшения менеджмента и репутации, минимизации бизнес-рисков, предвидения новых тенденций и в конечном итоге способствует повышению эффективности бизнеса в целом. Затраты на ее подготовку окупаются многократно. Кроме того, отчеты в области устойчивого развития помогают компаниям проводить внутреннюю инвентаризацию собственной социальной ответственности и выявлять недостающие звенья.

     Практическая  польза от разработки корпоративных  отчетов по КСО (устойчивому развитию) и попадания в списки индекса  Доу-Джонса по устойчивому развитию заключается в первую очередь в повышении корпоративного имиджа, что в современной экономике бывает даже важнее роста текущих финансовых результатов. Рост корпоративного имиджа в этом случае достигается как среди широкой общественности и государственных институтов, так и среди собственного персонала и клиентов. Престижная табличка "Компания - лидер списка общемирового (общеевропейского) индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию", растиражированная службой РК во всех целевых аудиториях, приносит ощутимую выгоду по всем направлениям деятельности компании: финансы, продажи, социальная безопасность, политическая значимость для страны и т.д. Одновременно включение даже в общие списки индекса (на основе соответствия общим и отраслевым показателям устойчивого развития) ведет к прямой финансовой выгоде: для портфельных инвесторов этот индекс - уже несколько последних лет один из наиболее важных.

Информация о работе Концепция устойчивого развития: организационный уровень