Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:17, курсовая работа
Вопрос устойчивого развития человеческого сообщества нашел свое развитие в конце 20-го века виде системы взглядов - Концепции устойчивого развития, декларированной ООН. Данная Концепция, отражая
общее стремление человечества развиваться в гармонии с природой, обуславливая прогресс возможностями будущих поколений, имеет свои особенности на различных уровнях.
Введение…………………………………………………………………….3
Концепция устойчивого развития: понятия и уровни....………….5
1.1. Устойчивое развитие – новый курс развития мирового сообщества.………………………………………………………….5
1.2. Концептуальное понятие устойчивого развития...………………8
1.3. Уровень страны. Приверженность России концепции устойчивого развития……………………………………………..11
1.4. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований – путь реализации Концепции устойчивого развития……………………………………………..14
1.5. Корпоративный уровень устойчивого развития……………….17
Устойчивое развитие и деловая активность организации: соотношение и противоречия…………………………..………....19
Корпоративная социальная ответственность – форма реализации устойчивого развития на практике……………………………….33
3.1. Сущность корпоративной социальной ответственности………33
3.2. Отчетность компании по устойчивому развитию, как элемент менеджмента устойчивого развития организации……………….39
Заключение……..…………………………………………………………49
Список источников и литературы..………..……………………………51
Приложения...……………………………………………………………..55
Впервые
понятие КСО вошло в практику
корпоративного управления в 1950 - 1960-х
гг. в США и Канаде. В середине
прошлого века КСО в основном включала
вопросы корпоративной
Категория корпоративной социальной ответственности - это феномен, присущий только рыночной экономике.
В 1990-х гг. вместе с осознанием роли крупных корпораций в процессах глобализации и в решении социальных проблем возникает понятие и концепция "корпоративного гражданства" (КГ) - своего рода высшей степени ответственности бизнеса перед обществом.
Формальное определение корпоративной социальной ответственности предполагает обязанность менеджмента организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании. Под КСО понимается ответственность компании, работодателя, делового партнера, "гражданина", члена сообщества (пределы сообщества определяются географией деятельности компании: на уровне района, города, страны, мира); часть постоянной стратегии компании по увеличению своего присутствия в обществе и развитию своего бизнеса; возможность оказать позитивное влияние на сообщество, в котором работает компания.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса применительно к России определяется Ассоциацией менеджеров России (АМР) более узко: "КСО - это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций" [10, с. 9].
"Социальные инвестиции бизнеса - это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект".
На европейском континенте в 1995 г. по примеру американцев и канадцев была образована сеть евробизнеса по КСО (European Business Network – CSR Europe), которая занялась распространением и популяризацией принципов КСО на business-to-business основе. Официально КСО была оформлена на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г. Чуть позже, в июле 2001 г., Европейская комиссия опубликовала так называемую Зеленую книгу о КСО [3 с.25].
В объединенной Европе понятие (политика) КСО определяется как "концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой".[14 с.113]
Как
политика и концепция стратегического
развития компаний КСО охватывает следующие
направления:
-
формирование и укрепление
-
корпоративное развитие - проведение
реструктуризации и
- корпоративную этику;
-
экологическую политику и
-
политику в отношении
-
здоровье, безопасность и охрану
труда, соблюдение прав
-
взаимодействие с местными
-
социальные аспекты
-
обеспечение перечисленных
Кроме этого, социальную ответственность разделяют на две большие группы: внутреннюю и внешнюю.
К внутренней социальной ответственности относят деловую практику в отношении собственного персонала, всего, что касается развития человеческих ресурсов на предприятии, а именно: безопасность труда; стабильную выплату заработной платы; поддержание социально значимой заработной платы; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы, подготовку и повышение квалификации; помощь в критических ситуациях.
К
внешней социальной ответственности
бизнеса относят: спонсорство и
корпоративную
В настоящее время КСО является составной частью корпоративного управления, а не просто пиаром. Эта деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, является частью стратегического планирования и управления компаниями. КСО - это целая управленческая философия. Поэтому решения в области КСО принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления - собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Суть этой работы в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний.
Таким образом, КСО постепенно становится парадигмой стратегического управления бизнесом [2 с. 109 - 112].
Корпоративная социальная ответственность подразумевает устойчивый баланс компании между ее интересами в экономике, охраной окружающей среды и решением текущих социальных вопросов внутри корпорации и за ее пределами, но таким образом, чтобы не ставить под угрозу ее будущее. В итоге такие усилия приводят к устойчивому развитию бизнеса.
В развитых странах понятие "устойчивое развитие" уже прочно вошло в корпоративное управление. Это связано с тем, что, как было рассмотрено выше, в 1992 г. ведущие страны мира, а также передовая часть стран с переходной экономикой взяли на себя значительные международные обязательства в соответствии с документом «Повестка дня на XXI век», принятом конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, а также Йоханнесбургской декларацией по устойчивому развитию, одобренной на мировом саммите 2002 г.
Устойчивое развитие компании стало новой управленческой философией. При этом любое управленческое решение принимается с учетом и экономического, и экологического, и социального эффекта. КСО, культивирующая такую философию, стало формой реализации устойчивого развития на практике.
Помимо национальных программ устойчивого развития ряд компаний разрабатывает и воплощает собственные корпоративные планы устойчивого развития. Пока в деловых кругах нет однозначного понимания данной деятельности. Это объясняется тем, что разные страны и компании действуют в отличных друг от друга условиях. Несмотря на некоторые различия, цель планов устойчивого развития для всех компании одна: нарушить прямо пропорциональную зависимость экономического роста и негативного воздействия на окружающую среду (так называемый decoupling) [14, с.113].
В настоящее время устойчивыми и, соответственно, наиболее социально ответственными считаются только те предприятия, которые на практике добились снижения негативного экологического воздействия при одновременном росте производства товаров и услуг и ежегодно это подтверждают. Вывод компаниями "грязных" производств за пределы своих стран практически никак не влияет на требования по показателям устойчивости компании. Для транснациональных компаний в зависимости от стран, в которых размещаются дочерние структуры, требования по экологии и социальному развитию не снимаются, хотя и модифицируются.
К настоящему времени в экономически развитых странах Северной Америки и Европейского союза КСО как система управления устойчивым развитием превратилась в ключевую идеологию бизнеса и основу социального партнерства с властями всех уровней и гражданским обществом.
В Великобритании появился пост министра по социальной ответственности. В течение последних 10 лет во многих компаниях (независимо от профиля и сектора) появились должности вице-президентов по корпоративной социальной ответственности.
В 1999 - 2000 гг. в рамках ООН был инициирован глобальный договор между ООН и мировым бизнесом, основанный на десяти основополагающих международных принципах в области прав человека, труда, экологии и антикоррупционной деятельности. По своей структуре и содержанию они полностью соответствуют концепции устойчивого развития и социальной ответственности бизнеса.
По мнению членов Ассоциации менеджеров России (АМР), в развитии принципов КСО в нашей стране нельзя отходить от международных стандартов в этой сфере. В 2006 г. АМР был принят Меморандум "О принципах корпоративной социальной ответственности". Среди основных принципов были выделены следующие [3 с.26]:
- производство качественной продукции и услуг для потребителя;
-
создание привлекательных
-
неукоснительное выполнение
- учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел.
К приоритетным направлениям КСО в России, по мнению ведущих отечественных менеджеров, относятся:
-
инвестиции в развитие
- создание безопасных условий труда и охрана здоровья;
- поощрение благотворительности;
-
природоохранная деятельность
В
России о социальной ответственности
бизнеса перед обществом заговорили впервые
примерно десять лет назад. Но до практики
дело, по сути, так и не дошло. К примеру,
сегодня социальные отчеты, столь широко
распространенные на Западе, у нас делают
всего несколько десятков банков и крупных
компаний [26].
3.2.
Отчетность компании
по устойчивому
развитию, как элемент
менеджмента устойчивого
развития организации
В
настоящее время компании во всем
мире активно внедряют внутренние системы
менеджмента для повышения
Таблица 2. Принципы менеджмента качества [31 с. 17]
|
Информация о работе Концепция устойчивого развития: организационный уровень