Концепция устойчивого развития: организационный уровень

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Вопрос устойчивого развития человеческого сообщества нашел свое развитие в конце 20-го века виде системы взглядов - Концепции устойчивого развития, декларированной ООН. Данная Концепция, отражая
общее стремление человечества развиваться в гармонии с природой, обуславливая прогресс возможностями будущих поколений, имеет свои особенности на различных уровнях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Концепция устойчивого развития: понятия и уровни....………….5
1.1. Устойчивое развитие – новый курс развития мирового сообщества.………………………………………………………….5
1.2. Концептуальное понятие устойчивого развития...………………8
1.3. Уровень страны. Приверженность России концепции устойчивого развития……………………………………………..11
1.4. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований – путь реализации Концепции устойчивого развития……………………………………………..14
1.5. Корпоративный уровень устойчивого развития……………….17
Устойчивое развитие и деловая активность организации: соотношение и противоречия…………………………..………....19
Корпоративная социальная ответственность – форма реализации устойчивого развития на практике……………………………….33
3.1. Сущность корпоративной социальной ответственности………33
3.2. Отчетность компании по устойчивому развитию, как элемент менеджмента устойчивого развития организации……………….39
Заключение……..…………………………………………………………49
Список источников и литературы..………..……………………………51
Приложения...……………………………………………………………..55

Работа содержит 1 файл

Курсовая по теории управления.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     Впервые понятие КСО вошло в практику корпоративного управления в 1950 - 1960-х  гг. в США и Канаде. В середине прошлого века КСО в основном включала вопросы корпоративной филантропии, социального обеспечения собственного персонала, а также оказания профессиональной и спонсорской помощи местным органам власти и тесно переплеталась с работой по связям с общественностью.

     Категория корпоративной социальной ответственности - это феномен, присущий только рыночной экономике.

     В 1990-х гг. вместе с осознанием роли крупных корпораций в процессах глобализации и в решении социальных проблем возникает понятие и концепция "корпоративного гражданства" (КГ) - своего рода высшей степени ответственности бизнеса перед обществом.

     Формальное определение корпоративной социальной ответственности предполагает обязанность менеджмента организации принимать решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой компании. Под КСО понимается ответственность компании, работодателя, делового партнера, "гражданина", члена сообщества (пределы сообщества определяются географией деятельности компании: на уровне района, города, страны, мира); часть постоянной стратегии компании по увеличению своего присутствия в обществе и развитию своего бизнеса; возможность оказать позитивное влияние на сообщество, в котором работает компания.

     Корпоративная социальная ответственность бизнеса  применительно к России определяется Ассоциацией менеджеров России (АМР) более узко: "КСО - это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций" [10, с. 9].

     "Социальные  инвестиции бизнеса - это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект".

     На  европейском континенте в 1995 г. по примеру  американцев и канадцев была образована сеть евробизнеса по КСО (European Business Network – CSR Europe), которая занялась распространением и популяризацией принципов КСО на business-to-business основе. Официально КСО была оформлена на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г. Чуть позже, в июле 2001 г., Европейская комиссия опубликовала так называемую Зеленую книгу о КСО [3 с.25].

     В объединенной Европе понятие (политика) КСО определяется как "концепция интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой".[14 с.113]

     Как политика и концепция стратегического развития компаний КСО охватывает следующие направления: 

     - формирование и укрепление имиджа  и деловой репутации;

     - корпоративное развитие - проведение  реструктуризации и организационных  изменений с участием представителей  от высшего менеджмента компаний, их персонала и общественных организаций;

     - корпоративную этику;

     - экологическую политику и использование  природных ресурсов;

     - политику в отношении персонала;

     - здоровье, безопасность и охрану  труда, соблюдение прав человека;

     - взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;

     - социальные аспекты взаимодействия  с поставщиками и покупателями  своей продукции и услуг;

     - обеспечение перечисленных направлений  [14, с. 113].

     Кроме этого, социальную ответственность разделяют на две большие группы: внутреннюю и внешнюю.

     К внутренней социальной ответственности  относят деловую практику в отношении  собственного персонала, всего, что  касается развития человеческих ресурсов на предприятии, а именно: безопасность труда; стабильную выплату заработной платы; поддержание социально значимой заработной платы; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы, подготовку и повышение квалификации; помощь в критических ситуациях.

     К внешней социальной ответственности  бизнеса относят: спонсорство и  корпоративную благотворительность; экологию, которая включает в себя все то, что превосходит установленные  в государстве экологические стандарты; взаимодействие с местным сообществом; готовность компании участвовать в кризисных ситуациях; выпуск качественной продукции. [15]

     В настоящее время КСО является составной частью корпоративного управления, а не просто пиаром. Эта деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, является частью стратегического планирования и управления компаниями. КСО - это целая управленческая философия. Поэтому решения в области КСО принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления - собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Суть этой работы в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний.

     Таким образом, КСО постепенно становится парадигмой стратегического управления бизнесом [2 с. 109 - 112].

     Корпоративная социальная ответственность подразумевает  устойчивый баланс компании между ее интересами в экономике, охраной  окружающей среды и решением текущих социальных вопросов внутри корпорации и за ее пределами, но таким образом, чтобы не ставить под угрозу ее будущее. В итоге такие усилия приводят к устойчивому развитию бизнеса.

     В развитых странах понятие "устойчивое развитие" уже прочно вошло в корпоративное управление. Это связано с тем, что, как было рассмотрено выше, в 1992 г. ведущие страны мира, а также передовая часть стран с переходной экономикой взяли на себя значительные международные обязательства в соответствии с документом «Повестка дня на XXI век», принятом конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, а также Йоханнесбургской декларацией по устойчивому развитию, одобренной на мировом саммите 2002 г.

     Устойчивое  развитие компании стало новой управленческой философией. При этом любое управленческое решение принимается с учетом и экономического, и экологического, и социального эффекта. КСО, культивирующая такую философию, стало формой реализации устойчивого развития на практике.

     Помимо  национальных программ устойчивого развития ряд компаний разрабатывает и воплощает собственные корпоративные планы устойчивого развития. Пока в деловых кругах нет однозначного понимания данной деятельности. Это объясняется тем, что разные страны и компании действуют в отличных друг от друга условиях. Несмотря на некоторые различия, цель планов устойчивого развития для всех компании одна: нарушить прямо пропорциональную зависимость экономического роста и негативного воздействия на окружающую среду (так называемый decoupling) [14, с.113].

     В настоящее время устойчивыми  и, соответственно, наиболее социально  ответственными считаются только те предприятия, которые на практике добились снижения негативного экологического воздействия при одновременном  росте производства товаров и  услуг и ежегодно это подтверждают. Вывод компаниями "грязных" производств за пределы своих стран практически никак не влияет на требования по показателям устойчивости компании. Для транснациональных компаний в зависимости от стран, в которых размещаются дочерние структуры, требования по экологии и социальному развитию не снимаются, хотя и модифицируются.

     К настоящему времени в экономически развитых странах Северной Америки  и Европейского союза КСО как  система управления устойчивым развитием  превратилась в ключевую идеологию бизнеса и основу социального партнерства с властями всех уровней и гражданским обществом.

     В Великобритании появился пост министра по социальной ответственности. В течение последних 10 лет во многих компаниях (независимо от профиля и сектора) появились должности вице-президентов по корпоративной социальной ответственности.

     В 1999 - 2000 гг. в рамках ООН был инициирован  глобальный договор между ООН  и мировым бизнесом, основанный на десяти основополагающих международных  принципах в области прав человека, труда, экологии и антикоррупционной деятельности. По своей структуре и содержанию они полностью соответствуют концепции устойчивого развития и социальной ответственности бизнеса.

     По  мнению членов Ассоциации менеджеров России (АМР), в развитии принципов КСО в нашей стране нельзя отходить от международных стандартов в этой сфере. В 2006 г. АМР был принят Меморандум "О принципах корпоративной социальной ответственности". Среди основных принципов были выделены следующие [3 с.26]:

     - производство качественной продукции и услуг для потребителя;

     - создание привлекательных рабочих  мест;

     - неукоснительное выполнение требований  законодательства;

     - учет общественных ожиданий и  общепринятых этических норм  в практике ведения дел.

     К приоритетным направлениям КСО в  России, по мнению ведущих отечественных менеджеров, относятся:

     - инвестиции в развитие персонала;

     - создание безопасных условий  труда и охрана здоровья;

     - поощрение благотворительности;

     - природоохранная деятельность и  ресурсосбережение.

     В России о социальной ответственности бизнеса перед обществом заговорили впервые примерно десять лет назад. Но до практики дело, по сути, так и не дошло. К примеру, сегодня социальные отчеты, столь широко распространенные на Западе, у нас делают всего несколько десятков банков и крупных компаний [26]. 

     3.2. Отчетность компании  по устойчивому  развитию, как элемент  менеджмента устойчивого  развития организации 

     В настоящее время компании во всем мире активно внедряют внутренние системы  менеджмента для повышения своей  результативности. При этом сбор и  анализ данных, а также внутренняя и внешняя отчетность являются ключевыми элементами поэтапного улучшения, например, систем экологического менеджмента, менеджмента качества, а также безопасности и охраны труда, отвечающих стандартам ISO 14001, ISO 9001, OHSAS 18001.

     Таблица 2. Принципы менеджмента качества [31 с. 17]

 
Номер
 
Принципы  менеджмента качества TR Q 0005 2005 г
Принципы  менеджмента качества (2000 г.)
Принцип Формулировка
 
1.
 
Создание  ценности для потребителя
 
Организация должна создавать продукцию (услуги), ценность которой признается потребителями
 
Ориентация  на потребителей
Creating customer value
 
2.
 
Ориентация  на общественные ценности
 
Организация должна нести ответственность перед  обществом в части этики бизнеса, безопасности и защиты окружающей среды
 
Focus on social value
 
3.
 
Лидерство в предвидении
 
Лидер должен определить видение и отчетливую политику, руководить и мотивировать людей, и вести организацию в  выбранном направлении
 
 
 
Лидерство 
 
Visionary leadership
 
4.
 
Понимание своих ключевых компетентностей
 
Организация должна осознавать ключевые компетентности, которыми она обладает или должна обладать, состоящие из технологий, производственных мощностей и организационного климата
 
 
Understanding core competence
 
5.
Вовлеченность персонала Организация должна уметь использовать знания, навыки, творческие и другие способности  людей в их деятельности  
 
Вовлеченность
Involvement of people
 
6.
Сотрудничество  с партнерами Организация должна сотрудничать с партнерами с целью создания ценностей и достижения удовлетворенности потребителя Взаимовыгодные  взаимоотношения с поставщиками
Collaboration with partners
 
7.
Всеобщая оптимизация Организация должна строить наиболее оптимальные  системы, стремясь к совершенству каждого процесса Системный подход к менеджменту Постоянное улучшение 
Total optimization
 
8.
Процессный  подход Организация должна определить процессы, необходимые  для создания ценностей, оценивать  их взаимосвязи, обеспечивать и управлять  ими, применяя эти процессы в системе  
 
Процессный  подход
Process approach
 
9.
Принятие решений, основанных на фактах  
Организация должна принимать решения, основанные на фактах
 
Принятие  решений на основе фактов
Factual approach
 
10.
Личное  и организационное самообучение Организация должна поощрять приобретение персоналом знаний и уметь использовать его  знания как принадлежащие всей организации  
Organizational and personal learning
 
11.
Оперативность Организация должна оперативно принимать решения  и действовать, отвечая на изменения окружающей обстановки  
 
Agility
 
12.
Автономность Организация должна принимать решения и действовать  в соответствии со своими ценностями  
Autonomy

Информация о работе Концепция устойчивого развития: организационный уровень