Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:17, курсовая работа
Вопрос устойчивого развития человеческого сообщества нашел свое развитие в конце 20-го века виде системы взглядов - Концепции устойчивого развития, декларированной ООН. Данная Концепция, отражая
общее стремление человечества развиваться в гармонии с природой, обуславливая прогресс возможностями будущих поколений, имеет свои особенности на различных уровнях.
Введение…………………………………………………………………….3
Концепция устойчивого развития: понятия и уровни....………….5
1.1. Устойчивое развитие – новый курс развития мирового сообщества.………………………………………………………….5
1.2. Концептуальное понятие устойчивого развития...………………8
1.3. Уровень страны. Приверженность России концепции устойчивого развития……………………………………………..11
1.4. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований – путь реализации Концепции устойчивого развития……………………………………………..14
1.5. Корпоративный уровень устойчивого развития……………….17
Устойчивое развитие и деловая активность организации: соотношение и противоречия…………………………..………....19
Корпоративная социальная ответственность – форма реализации устойчивого развития на практике……………………………….33
3.1. Сущность корпоративной социальной ответственности………33
3.2. Отчетность компании по устойчивому развитию, как элемент менеджмента устойчивого развития организации……………….39
Заключение……..…………………………………………………………49
Список источников и литературы..………..……………………………51
Приложения...……………………………………………………………..55
Сторонники концепции убеждены, что только социальная трансформация способна обеспечить адекватный ответ на острейшие экологические, социальные и экономические проблемы. Однако в концепции не рассматривается, как такие структурные изменения должны происходить и какие средства необходимы для их осуществления.
В
настоящее время концепция
Исходя
из концепции устойчивого
Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу. Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.
Организация
хозяйственной деятельности, не разрушающей
биосферу, а ее сохраняющей, т.е. экологодопустимой,
не выходящей за пределы несущей емкости
экосистем, - одно из центральных направлений
становления будущего устойчивого общества.
Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться
уже не только как кладовая и поставщик
ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение
которого должно быть обязательным условием
функционирования социально-экономической
системы и ее отдельных элементов. [29]
1.3.
Уровень страны. Приверженность
России концепции
устойчивого развития.
Наше
Российское государство первоначально
довольно активно реагировало на
Концепцию устойчивого
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию (от лат. "conception" - понимание, система) - документ экологического планирования, содержащий систему положений, характеризующих:
- устойчивое развитие;
-
задачи, направления и условия
перехода к устойчивому
-
региональный аспект
-
критерии принятия решений и
показатели устойчивого
-
Россию и переход к
-
этапы перехода России к
В ней под устойчивым развитием понимается сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. В числе механизмов, обеспечивающих государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию, названа разработка системы следующих программных и прогнозных документов:
-
государственной стратегии
-
долгосрочных и среднесрочных
прогнозов, включающих в
-
краткосрочных прогнозов и
Названные правовые нормы создают основу и показывают необходимость обеспечения развития экономики страны на основе концепции устойчивого развития, используя ее положения при применении мер государственного регулирования, включая прогнозно-программный метод.
К сожалению, в дальнейшем в России снизилась активность реализации мер, предусмотренных в Концепции устойчивого развития. Более того, исследования, проведенные в 1999 году в России выявили некое пренебрежительное отношение к проблеме устойчивого развития. Как пишут В.И. Данилов-Данильян и К.С. Лосев, "за редкими исключениями почти все российское общество - большинство хозяйственных руководителей, коммерсантов и подавляющая часть населения разделяет мнение о том, что... обсуждать концепции и стратегии устойчивого развития неактуально" [9 с.216].
Такое отношение к восприятию и реализации положений Концепции устойчивого развития было контрпродуктивно и оно, под влиянием ученых, работающих в области экономической науки, менеджмента и права, стало меняться.
В Экологической доктрине Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р, в числе базовых принципов государственной экологической политики названо устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к экономической, социальной и экологической его составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы. В статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2005 г.) "Об охране окружающей среды" к принципам охраны окружающей среды отнесено научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
В
контексте восприятия основных положений
Концепции устойчивого развития
переосмысливается многое, и не в последнюю
очередь развитие организаций, стратегический
менеджмент предприятий и фирм. Как пишут
профессора С.А. Боголюбов и И.Ф. Панкратов:
"Практика убедительно показала необходимость
сплошной экологизации страны, которая
должна охватить разные сферы, начиная
от общественного сознания, средств массовой
информации и пропаганды и кончая всеми
видами производственно-хозяйственной
и иной деятельности". [30]
1.4.
Устойчивое социально-
Как отмечалось выше, региональный аспект устойчивого развития рассмотрен в «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию» и с учетом региональных особенностей, находит свое отражение в соответствующих региональных документах.
Говоря о поведении такой системы, как «город», следует отметить, что максимизация целевой функции города - качества жизни населения -может быть достигнута в том случае, если обеспечивается его устойчивое развитие, в том числе благодаря целенаправленному управлению. Исходя из этого и следуя схеме, представленной в Приложении 2. рис.1., можно утверждать, что поведение города как сложной, открытой, целостной эколого-социо-экономической системы характеризуется всей совокупностью состояний статической и динамической устойчивости3. При этом ошибки в управлении, в том числе вызванные высокой степенью неопределенности, могут приводить к устойчивому нежелательному снижению параметров, характеризующих состояние как города в целом, так и его отдельных подсистем. Следовательно, эволюция такой системы, как город может вести как к прогрессу, так и регрессу системы, вплоть до исчезновения поселения. Причины такой нежелательной трансформации для населения города и бизнеса должны выявляться, и их действие должно по возможности предотвращаться. [18 с. 103]
Поэтому
в отношении развития поселений
термин «устойчивое развитие» (или
«устойчивое социально-
Градостроительный кодекс РФ характеризует устойчивое развитие территорий как такое, при котором обеспечиваются безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, охрана и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. [8]
В приведенной характеристике важно следующее. Во-первых, достижение разумного баланса между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Во-вторых, учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений.
Растущая концентрация промышленных предприятий на городских территориях, бесконтрольное увеличение масштабов застройки, сокращение доли рекреационных территорий, замещаемых зонами производственного назначения и новыми линиями транспортных и инженерных коммуникаций, привели к нарушению равновесия техногенной и природной среды. Чем крупнее и благоустроеннее становятся города, тем больше ресурсов им требуется и тем выше риск нанесения природной среде непоправимого ущерба. Эта проблема связана, во-первых, с концентрацией значительного числа людей в одном месте, во-вторых, с человеческой психологией и этикой. Человеку трудно осознать, что потребление ресурсов может быть ограниченным, что нужно задумываться о потребностях будущих поколений. В противовес этой тенденции была выдвинута идея о необходимости переосмысления традиционных и формирования новых базовых принципов развития городов. Такая система взглядов носит глобальный характер и основана на необходимости сочетания темпов роста и направлений развития экономики с природными возможностями планеты. Она опирается на сочетание экономических, социальных и экологических критериев, учитывающих интересы будущих поколений. [24 с. 109]
В 1994 году участниками Европейской конференции по проблеме устойчивого развития больших и малых городов (Ольборг, Дания) была принята Хартия устойчивого развития европейских городов. Аспектами устойчивого развития, изложенными в Хартии, являются:
-
устойчивое развитие как
-
направленность городской
-
социальное равенство для
-
разумное планирование
- граждане - основные действующие лица и т.д.
Обеспечение устойчивого развития города требует активной, целенаправленной собственной политики городской власти. Она должна быть одновременно реалистичной и эффективной. Иногда употребляют термин "активный" в отношении города, имеющего и реализующего такую политику. Это - город-предприниматель, сплоченный, имеющий инвестиционную привлекательность и идею городского развития, поддерживаемую деловыми кругами и населением города (вторым и третьим секторами городского сообщества), готовый к конкуренции с другими городами за привлечение внешних ресурсов развития, умело рекламирующий себя. [24 с. 110-111]
Цели
поддержания устойчивого состояния города
и устойчивое развитие деловых организаций,
размещенных на его территории, могут
вступать в противоречие. Одна из задач
муниципального управления - достижение
возможного баланса интересов города
и бизнеса.
1.5.
Корпоративный уровень
устойчивого развития
Как было отмечено выше, после принятия в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Декларации, содержащей 27 принципов устойчивого развития, концепция устойчивого развития становится некоторой доминантой менеджмента компаний мирового уровня. Устойчивое развитие - это новая философия развития общества, основанная на интеграции социальных, экологических и экономических аспектов при принятии решений и в практической деятельности, направленных на обеспечение жизнедеятельности будущих поколений людей. [25 с. 34]
Дальнейшее развитие идей устойчивого развития привело в конце 90-х годов к идее создания в отдельных компаниях и бизнес-сообществах необходимых условий для совместной деятельности по охране природы и труда людей. В 1997 г. Дж, Элкингтон сформулировал тройную цель устойчивого развития для бизнеса: Люди, Планета, Прибыль (Реор1е, Р1аnеt, Profit. - три Р), причем именно в такой последовательности приоритетов. [1 с.45]
Информация о работе Концепция устойчивого развития: организационный уровень