Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:17, курсовая работа
Вопрос устойчивого развития человеческого сообщества нашел свое развитие в конце 20-го века виде системы взглядов - Концепции устойчивого развития, декларированной ООН. Данная Концепция, отражая
общее стремление человечества развиваться в гармонии с природой, обуславливая прогресс возможностями будущих поколений, имеет свои особенности на различных уровнях.
Введение…………………………………………………………………….3
Концепция устойчивого развития: понятия и уровни....………….5
1.1. Устойчивое развитие – новый курс развития мирового сообщества.………………………………………………………….5
1.2. Концептуальное понятие устойчивого развития...………………8
1.3. Уровень страны. Приверженность России концепции устойчивого развития……………………………………………..11
1.4. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований – путь реализации Концепции устойчивого развития……………………………………………..14
1.5. Корпоративный уровень устойчивого развития……………….17
Устойчивое развитие и деловая активность организации: соотношение и противоречия…………………………..………....19
Корпоративная социальная ответственность – форма реализации устойчивого развития на практике……………………………….33
3.1. Сущность корпоративной социальной ответственности………33
3.2. Отчетность компании по устойчивому развитию, как элемент менеджмента устойчивого развития организации……………….39
Заключение……..…………………………………………………………49
Список источников и литературы..………..……………………………51
Приложения...……………………………………………………………..55
а) Устойчивое равновесие б) Неустойчивое равновесие
Рис. 1. Равновесие организационной системы при позитивных и негативных внешних воздействиях [22 с.92]
Оценка
уровня самосохранения организации
и определение состояния
Если., внешне нормально работающая организация находится в состоянии неустойчивого равновесия (рис.1.6)), то для повышения потенциала самосохранения необходимо проведение специальных мероприятий экономического и социально-психологического характера.
В первую очередь должно быть выполнено диагностическое обследование, аналогичное тому, которое проводится при санации деловой организации. В ходе выполнения обследования составляется перечень проблемных ситуаций, которые могут привести к краху в случае изменений условий существования, и разрабатывается система преодоления возможных сбоев в работе организации. [22 с.92]
Перечислим
мероприятия, которые необходимы для
повышения устойчивости организации
по отношению к разрушающим
К мероприятиям организационно-экономического характера, повышающим устойчивость организации, следует отнести:
- создание резервного денежного фонда (для некоторых типов деловых организаций, например банков, страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов наличие обязательного резервного фонда устанавливается в законодательном порядке);
-
увеличение доли
-
диверсификация деятельности, т.е.
использование страховочных, может
быть низкодоходных, но
-
установление постоянных
-
совершенствование структуры
- автоматизация производства;
-
использование ноу-хау и
- активизация маркетинговых исследований с целью выявления новых возможностей организации.
К мероприятиям социально-психологического характера, повышающим устойчивость организации, относятся:
-
разработка системы повышения
профессиональной пригодности
-
регулярная оценка уровня
- улучшение социально-бытовых условий;
- разработка системы мотивации экономического и социального характера;
- создание кадрового резерва из людей, входящих в состав организации и из внешней среды;
-
проведение мероприятий по
-
разъяснение сотрудникам
Комплекс
указанных мероприятий
Для отслеживания качественных уровней развития рекомендуется учитывать мнение специалистов: какой темп развития можно считать низким, средним или высоким. Так, согласно работам Д.С. Львова можно предположить, что экономическая система показывает высокие темпы развития, если прирост более 7 - 8%, и низкие, если прирост не превышает 4% [17с.36].
Развитие
деловых организаций
Рассмотрим развитие организации с позиций теории управления и определим где и как должны быть соблюдены принципы устойчивого развития. Для организаций так же, как и для многих других явлений, применимо понятие жизненного цикла. На рис. 2. схематично отображены основные этапы жизнедеятельности организации: создание, рост, стабильность, спад и ликвидация организации.
На графике отражены последовательные этапы жизненного пути, которые проходит организация в процессе своего развития: создание или формирование организации (Т0- Т1), рост (Т1-Т2), стабильность или зрелость (Т2-Тз), сворачивание деятельности (Тз - Т4) и ликвидация организации (Т4) или возрождение (Тв). Заметим, что в начальный момент времени Т0 ресурс организации не может быть нулевым. [32 с.117]
Исходной точкой, предопределяющей процессы развития организации, является определение цели ее существования. Цель — это предвосхищение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации.
Цель деловой организации должна исходить из запросов потребителя, т.е. организация должна решать социально-значимые проблемы, стоящие перед обществом. Решение таких проблем подразумевает, что в своей деятельности организация будет руководствоваться принципами устойчивого развития, то есть ее деятельность будет социально ответственной. В основу деятельности практически любой деловой организации положена коммерческая идея, т.е. предвидение того, каким путем она будет зарабатывать деньги и какой будет получать доход. Однако для обеспечения успешного развития такое понимание цели является слишком упрощенным. Прибыль должна рассматриваться как один из критериев успеха, а не как самоцель. Не следует забывать о том, что деньги — это не цель, а лишь средство для достижения цели. [22 с.96] Если менеджеры организации стоят на иных позициях, то за счет их безответственного поведения цивилизации в целом будет наноситься вред. Бизнес-сообщество, защищая общие интересы своего устойчивого социально-экономического развития, сочтет развитие таких организаций не устойчивым и примет соответствующие экономические меры.
Следующим этапом является выбор стратегии, которая определяет последовательность действия организационной системы на всех этапах ее развития, начиная от создания и кончая ликвидацией. Для социальных организаций стратегия - это составная часть искусства управления организацией, которая охватывает вопросы теории и практики развития организации. [20 с.98]
По существу стратегия — это общий план ведения конкурентной борьбы. Стратегия организации во многом зависит от политики государства. Применительно к странам с развитой рыночной системой и стабильной экономикой принято выделять три основных типа базовых стратегий развития:
• ограниченный рост (ОР),
• рост (Р),
• сокращение (С).
Ограниченный рост. Эту стратегию применяет большинство деловых организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. В рамках этой стратегии цели организации устанавливаются в зависимости от достигнутых результатов с учетом изменения внешних и внутренних условий существования организации. Если результаты работы фирмы устраивают ее руководителей, то подобная стратегия сохраняется продолжительное время как наименее рискованный путь.
Рост. Данная стратегия наиболее часто используется в динамически развивающихся областях с быстро меняющейся технологией или неосвоенным сектором рынка. Для нее характерен значительный прирост показателей развития предприятия.
Сокращение. Эта стратегия выбирается руководителями, когда наблюдается устойчивая тенденция к снижению показателей работы организации. Для нее характерно установление целей ниже уровня результатов, достигнутых в прошлом. [21 с.26]
В
современных условиях организациями,
специализирующимися на различных
видах деятельности, часто выбирается
комбинированная стратегия, которая
допускает использование различных
стратегий в случае реализации нескольких
целей. Например, организация может сворачивать
один из видов деятельности и в тоже время
развивать другой, т.е. одновременно с
использованием стратегии сокращения
применительно к малоперспективному направлению
она начинает использовать стратегию
роста или ограниченного роста для более
перспективных направлений. За счет такой
комбинированной стратегии удается поддерживать
общие позитивные тенденции развития
организации. [33 с.229]
В России, в состоянии экономики переходного периода, с характерными для нее особенностями: нестабильностью экономической и политической обстановки, высоким уровнем инфляции, незавершенностью процессов формирования рыночной структуры, острой конкурентной борьбой, приходилось учитывать большое количество базовых стратегий развития организаций. В их числе стратегии минимизации издержек, сокращения рисков, накопления ресурсов, расширения рынка, структурирования среды обитания, выбора ассортимента, координации действий партнеров и др. (рис.3) [32 с.445]
В данной курсовой работе нет возможности более детального рассмотрения особенностей перечисленных выше базовых стратегий. Необходимо отметить, что все они не учитывают принципы, определенные концепцией устойчивого развития. Современные стратегии развития деловой организации, как бы они не формулировались, должны исходить из того, что поведение организации на любом из этапов ее развития, определяемое выбранной стратегией, должно быть социально ответственным, - то есть соответствовать принципам концепции устойчивого развития. Следовательно, нет и быть не может одинаковой для всех организаций стратегии устойчивого развития. Устойчивым можно считать развитие любой организации, если в соответствии с принятой стратегией она социально ответственна. Заметим, что если выбранная стратегия не ведет к успехам организации, она должна быть пересмотрена. Неизменным для устойчивого развития будет лишь социальная ответственность организации. [22 с. 100]
Рассмотрим
понятие социальная ответственность
организации отдельно. Сделаем это на
примере крупных компаний, для которых
во всем мире характерна сильная вовлеченность
в социальную сферу, в связи, с чем корпоративная
социальная ответственность (КСО) приобретает
все более важное теоретическое и прикладное
значение как необходимая составная часть
теории и практики современного управления,
так как базируется на принципах устойчивого
развития.
3.
Корпоративная социальная
ответственность
- форма реализации
устойчивого развития
на практике
3.1.
Сущность корпоративной
социальной ответственности
Понятие корпоративной социальной ответственности - КСО (Сорогаtе Sосiа1 Responsibility - CSR) существует более полувека, но тем не менее и сегодня КСО - одно из наиболее противоречивых явлений и наиболее широко трактуемых терминов в современном бизнес-сообществе. И хотя на Западе практика социальной ответственности насчитывает несколько столетии, даже там эксперты часто расходятся во мнениях относительно широты охвата и определяющих характеристик этого понятия. [3 с. 24)]
Информация о работе Концепция устойчивого развития: организационный уровень