Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:23, контрольная работа
Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ¬ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.
как следует резать бумагу ножом, но не уметь выполнять эту операцию.
Поэтому для превращения знаний в умения необходимо проводить дополнительные
инструктажи и тренировочные упражнения. В процессе обучения умениям ребенок
воспринимает чужой опыт, например опыт учителя, но главная роль при этом
принадлежит личному опыту ученика.
При обучении умения трудовые операции обычно расчленяются на более
мелкие элементы - трудовые приемы и действия. На первом этапе обучения
каждое трудовое действие осуществляется учеником в замедленном темпе с
тщательным продумыванием каждого выполняемого элемента. Осмысленные и
освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы,
которые, в свою очередь, требуют дальнейшего осмысления и совершенствования
в процессе специальных упражнений. Трудовые приемы постепенно объединяются
в операции, а затем в трудовые умения. Обычно умения рассматриваются как
первоначальная стадия навыка, под которым понимается автоматизированная
деятельность ребенка. Однако наиболее сложные умения могут включать в себя
элементы отработанных навыков. Таким образом, умения и навыки находятся в
диалектическом единстве, они дополняют и обуславливают друг друга. Однако
умение всегда отличается от навыка тем, что оно постоянно связано с
сознательным, не автоматическим выполнением трудовых действий. При
формировании умений в коре больших полушарий головного мозга создается
масса ассоциаций (связей) между сенсорными, аналитическими, двигательными и
другими участками нервных клеток. В начальных классах учитель обычно не
ставит цели доводить овладение трудовыми операциями до уровня
автоматизированных навыков, за исключением простейших действий по
оперированию графической информацией и овладению простейшими приемами
работы инструментам. Поэтому основное внимание на уроках трудового обучения
учитель сосредотачивает на формировании у детей трудовых умений.
В процессе трудовой
классов формируются три основные группы умений. К первой группе относят
политехнические умения: измерительные, вычислительные, графические,
технологические; ко второй - общетрудовые умения; организаторские,
конструкторские, диагностические, операторские; к третьей - специальные
трудовые умениями: обработка бумаги, картона, ткани, разных материалов,
сборка, наладка и др.
Формирование умений всегда связано с практической деятельностью
учащихся. Поэтому в основу методов формирования умений следует положить
виды деятельности
учащихся.
Методы,
определяемые по видам
По видам деятельности учащихся методы подразделяют на репродуктивные
(воспроизводящие),
частично поисковые,
Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать
информацию и воспроизводить ее. Рассмотренные выше словесные методы в
сочетании с демонстрационными с точки зрения видов деятельности учителя
можно характеризовать как объяснительно - иллюстративные. Эти методы в
основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации
натуральных объектов и графических изображений. Получаемые на основе
использования объяснительно - иллюстративного метода знания, как правило,
остаются на невысоком уровне знаний - копий, т.е. учащиеся запоминают
информацию и репродуктивно воспроизводят ее. Для достижения более высокого
уровня знаний учитель организует деятельность детей по воспроизведению не
только знаний, но и способов действий. Способы воспроизведения заданных
видов деятельности успешно усваиваются при использовании репродуктивных
методов. В данном случае большое внимание следует уделять инструктажу с
демонстрацией приемов работы. Сущность вводного, текущего и заключительного
инструктажа изложена выше. При выполнении практических заданий
репродуктивная деятельность детей выражается в форме упражнений. Количестве
воспроизведений и упражнений при использовании репродуктивного метода
обусловливается сложностью учебного материала. Практика показывает, что,
например, для освоения приемов резания бумаги ножницами по прямой линии
достаточно провести до десяти упражнений, а для освоения приемов обрезания
блока книги ножом по фальц-линейке необходимо выполнить до ста упражнений.
Известно, что учащиеся младших классов не могут долгое время выполнять одни
и те же тренировочные упражнения. Поэтому систему упражнений следует
строить таким образом, чтобы в них постоянно вносились элементы новизны.
Например, упражнения по сгибанию бумаги в 3классе осуществляются в течении
нескольких уроков в процессе изготовления разных поделок: пакетов,
кармашков, шапочек, стаканчиков, голубей, лодочек, корабликов, коробочек.
Подобным образом в процессе репродуктивной деятельности проводятся
упражнения по резанию бумаги ножницами склеиванию бумаги и т.д.
Частично-поисковый метод,
себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Суть метода
заключается в том, что учащимся не дается окончательное решение задачи,
часть посильных вопросов им предлагается решить самостоятельно. Для
развития самостоятельности и творческой инициативы учитель использует
различные приемы. На первом этапе дети выполняют задания по технологическим
картам с подробнейшим описанием операций и приемы работы. Постепенно при
составлении технологических карт часть данных умышленно пропускается. Это
вынуждает детей самостоятельно решать некоторые посильные для них задачи.
Далее количество недостающих данных в технологической карте увеличивается.
Учащиеся приучаются сначала в классе под руководством учителя, а затем
самостоятельно разрабатывать технологический процесс выполнения несложных
изделий, находить при этом рациональные способы работы. Например, при
изготовлении папки для открыток часть посильных задач учащиеся решают в
процессе поисковой деятельности. Они устанавливают количество крышек у
папки, определяют по величине стопки открыток длину, ширину и толщину
папки. Далее учащиеся подсчитывают, сколько и каких деталей. Так, в
процессе частично поисковой деятельности учащиеся сначала получают
представление об изделии, затем планируют последовательность работы и,
наконец, осуществляют технологические операции по реализации проектов в
законченные изделия.
Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных
проблем, которые решаются в результате творческой деятельности учащихся.
Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания. Элементы
проблемной методики можно вводить на уроках трудового обучения в 3 классе.
Так, при моделировании корабликов учитель демонстрирует опыты, которые
ставят перед учащимися определенные проблемы. В стакан, заполненный водой,
помещают кусочек фольги. Дети наблюдают, что фольга погружается на дно.
Почему фольга тонет? Дети выдвигают предположение, что фольга - тяжелый
материал, поэтому она тонет. Тогда учитель делает из фольги коробочку и
осторожно опускает в стакан вниз дном. Дети наблюдают, что в этом случае та
же фольга удерживается на поверхности воды. Так возникает проблемная
ситуация. И первое предположение о том, что тяжелые материалы всегда тонут,
не подтверждается. Значит, дело не в самом материале (фольге), а в чем-то
другом. Учитель предлагает внимательно рассмотреть еще раз кусочек фольги и
коробочку из фольги и установить, чем они отличаются. Учащиеся
устанавливают, что эти материалы отличаются только по форме: кусочек фольги
имеет плоскую форму, а коробочка из фольги - объемную пустотелую форму. Чем
заполнены пустотелые предметы ? (Воздухом). А воздух имеет небольшой вес.
Он легкий. Какой можно сделать вывод? (Пустотелые предметы даже из тяжелых
материалов, как металл, заполненные (легким( воздухом, не тонут.) Почему не
тонут большие морские кораблики, сделанные из металла? (Потому что они
пустотелые) что будет, если коробочку из фольги проколоть шилом? (Она
потонет.) Почему? (Потому что заполнится водой.) Что произойдет с кораблем,
если его корпус получит пробоину и заполнится водой? (Корабль потонет.)
Таким образом учитель, создавая проблемные ситуации, побуждает
учащихся строить гипотезы проводя опыты и наблюдения, дает возможность
учащимся опровергать или подтверждать выдвинутые предположения,
самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует
объяснения, беседы, демонстрации предметов, проведение наблюдений и опытов.
Все это создает перед учащимся проблемные ситуации, вовлекает детей в
научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и
экспериментировать. Таким образом, проблемное изложение учебного материала
приближает учебный процесс в общеобразовательной школе к научному поиску.
Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень
творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решения
новых для них задач. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и
умения которые обладают высокой степенью переноса и могут применяться в
новых трудовых ситуациях. Использование этого метода приближает процесс
обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми
научными истинами, но и с методикой научного поиска. Естественно, что по
содержанию исследовательский метод в науке отличается от исследовательского