Классификация методов прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ¬ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Работа содержит 1 файл

Классификация методов прогнозирования.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

опыте человечества, и сознанием ребенка, который  не имеет этих знаний.

     Учитель  предлагает путь познания,  по  которому  должен  идти  ученик,

чтобы усвоить  определенные стороны опыта человечества. Но учитель не просто

передает знания, подобно  электронно-вычислительной  машине,  а  организует

определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала.

     Метод  обучения - это способ деятельности , направленной  на  сообщение

учебного материала  и усвоение его  детьми.  Это  одна  сторона  определения

методов обучения. В педагогике об  этой  стороне  говорят  как  о  способах

преподавания.   Однако   познавательная   деятельность   учащихся   сложна,

диалектически противоречива. Способы  познавательной  деятельности  учителя

автоматически не определяют характер  мыслительной  деятельности  учащихся.

Путь познания, который предлагает учитель, создает  определенные тенденции и

условия для адекватной познавательной деятельности учащихся.

    Способы  усвоения учебного материала   детьми  не  тождественны  способам

преподавания. Поэтому  в обучении  характеризуют  и  способы  познавательной

деятельности   учащихся,   которые   зависят   и   определяются   способами

преподавания, но отличны от них. В этом смысле можно  говорить  о  способах

учения. Это вторая сторона определения методов  обучения. Поэтому о  методах

обучения в педагогике всегда  говорят  как  о  способах  работы  учителя  и

способах познавательной деятельности учащихся, способах, которые направлены

на выполнение учебных задач.

    ,,Методика, -писала Н.К.Крупская, - органически  связана с теми  целями,

которые стоят  перед школой. Если цель школы  -  воспитать  послушных  рабов

капитала и методика будет соответствующая, и наука будет  использована  для

того,   чтобы   воспитать   послушных   исполнителей,   как   можно   менее

самостоятельно  думающих  ...  если  цель  школы  -  воспитать  сознательных

строителей социализма и методика будет совсем другая: все достижения  науки

будут  использованы  для  того,  чтобы  научить   самостоятельно   мыслить,

действовать коллективно  развивая  максимум  инициативы,  самодеятельности(

(28,556(.

    Методы  обучения зависят  от  целей   и  содержания  образования.  Методы

обучения имеют  психологическое обоснование. Возрастные возможности усвоения

знаний и  развития  личности  оказывают  существенное  влияние  на  способы

преподавания  и  учения.  Глубокое  понимание   мыслительной   деятельности

учащихся и свойств  личности  позволяет  найти  более  эффективные  способы

обучения.

    Методы  обучения зависят также от  анатомо-физиологических, биологических

особенностей   развивающегося    организма.    В    процессе    организации

познавательной  деятельности  учащихся  нужно   учитывать   их   возрастное

биологическое развитие, от которого  зависят  многие  компоненты  обучения:

работоспособность, утомление, состояние  творчества,  физическое  здоровье,

гигиенические условия  в школе.

          Методы обучения должны иметь глубокое теоретическое обоснование,

вытекать из педагогической теории. Однако вне практического  использования,

вне практики методы  обучения  теряют  смысл.  Практическая  направленность

необходимая   существенная   сторона   методов   обучения.   В   них   дана

непосредственная  связь педагогической теории  с  практикой.  Чем  глубже  и

научнее теория, тем  эффективнее методы обучения. Чем  менее выражена  теория

в педагогических концепциях, тем  менее  зависимы  от  этой  теории  методы

обучения.

    На методы  обучения существенное влияние  оказывают сложившиеся  традиции

преподавания и  учения. Педагогическая наука обобщает передовой опыт  работы

школ и учителей, раскрывает научные основы традиционного  обучения, помогает

творческому поиску современных, более эффективных методов.

    Метод   сам  по  себе  не  может   быть  ни  хорош,  ни  плох.  В  основу

воспитательного процесса кладутся не сами методы, а  их  система.  «Никакое

средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у  нас считается  и

внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть

признано всегда абсолютно полезным.  Самое  хорошее  средство  в  некоторых

случаях      обязательно      будет      самым       плохим»       (33.117(

    Метод  обучения должен быть ясным и определенным.  Тогда  учитель  будет

видеть, какие задачи могут быть  поставлены  и  решены  при  данном  методе

обучения и  какие  не  могут  быть  выполнены.  Научность  метода  обучения

означает также  ясность и определенность  мысли учащихся:  цель,  средства,

способы, основной и  побочный  результаты  доказательств  и  рассуждений  в

процессе усвоения материала.

    Систематичность  методов  обучения  определяет  меру  их  эффективности.

Отдельно взятый способ изучения учебного  материала,  если  даже  он  очень

целесообразен на данном уроке,  вне  системы  может  не  оказать  заметного

влияния на развитие учащихся. Например, наблюдение за  реальными  явлениями

природы будет  продуктивным тогда, когда  оно  будет  необходимым  звеном  в

системе методов  обучения,  при  помощи  которых  изучается  соответствующая

тема.

     Очевидным  требованием к методам обучения  является их доступность. Путь

обучения должен быть понятен и приемлем для  ученика,  а  способы  изучения

учебного материала соответствовать возрастным возможностям усвоения знаний.

    Методы  усвоения знаний будут в одно  и  в  то  же  время   и  легкими  и

трудными: легкими  с точки зрения привычных и  понятных для ребенка  операций

мышления  и  способов  рассуждений;  трудными  с  точки  зрения  содержания

учебного  материала   и  формирования  новых  приемов  средств   логических

доказательств.  Одним  из  требований  является   результативность   метода

обучения. Всякий способ объяснения учителем  и  усвоения  знаний  учащимися

должен давать планируемый или предполагаемый результат.

          Сочетание теоретического  и   практического  является  необходимым

требованием обучения. Нельзя односторонне исходить либо из теории, либо  из

практики; рекомендуя определенные пути обучения  школьников.  Теоретическое

обоснование  должно   иметь   практическую   направленность.   Практические

рекомендации, советы, положения должны быть теоретически обоснованы.

    Главное  в методах обучения - реализация  образовательной, воспитательной

и развивающей  функций обучения.

    Педагогическое  содержание метода обучения состоит  в том, чтобы  придать

и сохранить диалектическое единство всем компонентам и сторонам, входящим в

структуру метода. Метод,  по  существу,  становится  педагогическим  тогда,

когда определены место,  значение  и  возможности  каждого  из  компонентов

реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций  обучения,

Взаимосвязь сущности,  принципов  и  методов  обучения  обеспечивает  такое

единство.

   

          1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод.

    Применяется   в  тех  случаях,  когда   учащиеся   приобретают   знания,

полученные от учителя, из книги или других источников в готовом виде.  Этот

метод имеет большое  значение на начальном этапе изучения той или иной темы.

          2. Проблемный метод используется  в тех  случаях,  когда   учащимся

сообщают  готовые  знания;  при  этом  учебный  материал   группируется   и

располагается  таким  образом,  чтобы  перед  учащимися   была   поставлена

проблема. Для ее решения  преподаватель   применяя  систему  доказательств,

показывает логический путь и средства,  т.е.  как  бы  раскрывает  путь  по

которому  должно  идти  исследование  вопроса.  Такой  метод  можно  широко

использовать при  чтении проблемных лекций в вузах.

          3. Частично поисковый метод. Применяется   в  тех  случаях,  когда

учащиеся сами по различным  источникам знакомятся с фактическим  материалом

темы  или  его  частью  и  с  помощью  выполнения  соответствующих  заданий

подводятся к  возможному анализу фактов и их связей, построению части  плана

поиска и самостоятельным  выводам.

           4. Исследовательский метод используется  в  тех  случаях,  когда

учащиеся  в  соответствии  с  поставленной  перед  ними  проблемой  изучают

литературу   вопроса,   известные   факты,   строят   план    исследования,

предварительно  выдвигают  гипотезу,  проводят  исследование  и   формируют

решение проблемы. 

   1)   методы   организации    и    осуществления     учебно-познавательной

      деятельности;

   2) методы  стимулирования и мотивации учебно-познавательной  деятельности;

      3)  методы  контроля  и   самоконтроля   за   эффективностью   учебно-

      познавательной деятельности. 

              Наиболее простая  классификация   методов  обучения  именуемая

    бинарным, была  разработана  Махмутовым  по  методам  работы  учителя   и

    методам  деятельности ученика.

        К первой группе относятся  способы  преподавания:  рассказ,  беседа,

    описание, объяснение учителем  и  др.,  в которых главенствующая  роль

    принадлежит  учителю. Задачи ученика сводятся  к  тому,  чтобы  следовать

    логике  рассуждений учителя, понять излагаемое  содержание, запомнить и  в

    последующем  уметь воспроизвести  изученный   материал.  Чем  ближе  мысль

    ученика  к системе рассуждений учителя   является  определяющим  фактором.

    Возможности  самостоятельных рассуждений и   мыслей  учащихся  ограничены.

    Главная  задача учеников - слушать учителя  и понимать его.

        Ко   второй   группе   относятся   способы   учения:    упражнения,

    самостоятельные,  лабораторные,  практические  и   контрольные   работы.

<

Информация о работе Классификация методов прогнозирования