Хозяйственные и социальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Организация – это одно из самых древних общественных образований на Земле. Так, по сведениям археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей.

Содержание

Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Социальная и хозяйственная организация 6
1.1 Социальная организация 6
1.1.1. Понятие социальной организации 6
1.1.2. Уровни социальной организации 9
1.2 Характеристика социальной организации 13
1.2. Хозяйственная организация 14
1.2.1. Общие понятия хозяйственной организации 14
1.2.2. Методология классификаций организаций 15
1.2.3. Виды хозяйственных организаций 18
1.2.4. Основные типы фирм по функциональному назначению 22
1.2.5. Теории мотивации в хозяйственных организациях 23
Глава 2. Сравнение зарубежных и российских видов организаций 25
2.1. Зарубежные хозяйственные организации 25
2.1.1. Правовое положение фирмы 25
2.1.2. Характер собственности 29
2.1.3. принадлежность капитала и контроль 31
2.1.4. Сфера деятельности. 31
2.2. Российские хозяйственные организации 32
2.3. Корпорации и их виды в Российской правовой системе. Корпорации за рубежом. 35
2.4. Статус неправительственных организаций в Европе 38
Глава 3. Администрация Сафакулевского района Курганской области 41
3.1. Общая характеристика администрации Сафакулевского района. 41
3.2. Организация управления в администрации Сафакулевского района. 43
3.3. Количественный и качественный состав работающих в организации. 46
3.3.1. Профессиональная квалификационная характеристика состава сотрудников организации. 46
3.3.2. Количественный состав работающих по возрасту, по стажу. 47
3.3.3. Уровень образования и повышения квалификации работников, занимающих должности руководителей. 49
3.3.4. Система подбора кадров в организации. 50
3.3.5. Сведения о культуре организации. 51
3.4. Система оплаты и мотивация труда. 53
3.4.1. Система и формы оплаты труда в администрации Сафакулевского района. 53
3.4.2. Материальное и нематериальное стимулирование труда работников администрации 55
3.4. Информационное и техническое обеспечение организации. 56
3.4.1. Основные виды документов, используемые в деятельности организации. 56
3.4.2. Технология обработки информации и используемые технические средства 57
Заключение. 60
Список литературы 63

Работа содержит 1 файл

курсовая Социальные и хозяйственные организации.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, социально-экономическая организация  характеризуется наличием социальных и экономических связей между  работниками. К социальным связям относятся2:

    • Межличностные, бытовые отношения;
    • Отношения по уровням управления;
    • Отношения к человеку общественных организаций;

       К экономическим связям относятся:

    • Материальное стимулирование и ответственность;
    • Прожиточный уровень, льготы и привилегии.

       Соотношение этих связей играет решающую роль при  создании или диагностике состояния организации.

1.1.2. Уровни социальной  организации

       Наличие интегративных качеств, целостность, эмерджентность – признаки, отличающие социальные системные объекты от несистемных. В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить некоторые основные уровни социальных систем3:

    • Первый уровень социальных систем – самый широкий и сложный – все конкретно-историческое человеческое общество, совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений – экономических, политических, собственно социальных и духовных;  этом самом широком понимании социально конкретное общество выступает как динамическая социальная система;
    • Второй уровень социальных систем – это сообщества, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этические группы, элита, поселения);
    • Третий уровень социальных систем – это организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.);
    • Четвертый (первичные) уровень социальных систем – это цехи, бригады, участки, профессиональные группы  рамках фирмы, предприятия. Их отличительная особенность – непосредственные контакты каждого с каждым.

       Первая  группа компонентов социальной системы  – это человек: существо, прежде всего общественное, сознательно, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью  разнообразных отношений и форм взаимодействия в процессе труда  люди объединяются в группы, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента – сущностная и важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем, скажем. Биологического порядка.

       Вторая  группа компонентов социальной системы  – процессы (экономические, социальные, политические, духовные), совокупность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистемы. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, но они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

       Третья  группа компонентов социальной системы  – вещи, т.е. предметы, вовлеченные  в орбиты хозяйственной и общественный жизни, так называемы предметы второй природы (производственные здания, оборудование, средства связи и управления и т.п., созданные человеком и используемы им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).

       Четвертая группа компонентов социальной системы  имеет духовную природу – это  общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, ритуалы, традиции, верования, которые опять обусловлены действиями  и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

       Адаптация социально-экономической системы  – это не просто приспособление, а всегда развития, идущее по пути системной  дифференциации, направленное на достижение максимальной устойчивости системы за счет образования дополнительных связей внутри и вне ее. Эволюция социально-экономических систем качественно отличается от эволюции природных систем.

       Во-первых, основной эволюционный принцип – принцип целесообразности – не проявляется в рамках общества столь же однозначно, как в природной системе.

       Во-вторых, способность социально-экономической  эволюции – существование общепрогрессивной  тенденции в ее развитии, что подтверждается всей историей человечества, в то время как эволюция чисто природных систем при достижении наибольшей целесообразности обнаруживает тенденцию к своеобразному повторению, цикличности, и нарушение этих долговременных естественных циклов в природной истории часто носило характер катастроф.

       В-третьих, передача исторического опыта будущим  поколениям, что составляет важнейшее  условие их дальнейшего развития, в отличие от систем живой природы, в которых приобретенные признаки генетически не передаются.

       С учетом анализа уровней, структуры компонентов социальных систем можно определить общие системообразующие факторы социальных систем:

       - общая цель всей совокупности  компонентов;

       - подчинение целей каждого компонента  общей цели системы и осознание  каждым элементом своих задач  и понимание общей цели;

       - выполнение каждым элементом  своих функций, обусловленных  поставленной задачей;

       - отношения субординации и координации  между компонентами системы;

       - наличие принципа обратной связи  между управляющей и управляемой  подсистемами.

       Социальные функции организации – понятие, широко используемое в естественных организационных концепциях для обозначения некоторых универсальных требований (функциональных императиовов), выполнение которых является необходимым условием для выжидания и развития организации, а невыполнение ставит под сомнение е выживание и целедостижение.

         В классической трактовке ранних  функционалистов социальные функции  организации определяются как  «роль повторяющегося социального  действия», направленного на выживание  (или интеграцию) социальной системы.

       Известно, что системный подход к изучению организации предполагает рассмотрение ее как целостного интегрально образования, состоящего из различных подсистем  – экономической, технико-производственной, социальной и управляющей. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одному из ее элементов. Каждый элемент системы, следовательно, качественно определен и специфичен. По мнению Беляева А.А. и Короткова Э.М., это означает, что экономическая подсистема организации обладает характерными чертами ио особенностями, отличающими ее от социальной подсистемы, качества и свойства которой, в свою очередь, отличают ее от экономической подсистемы и любой другой, входящей в данную организацию. Чтобы определить социальную подсистему, ее структурные элементы и отношения, их скрепляющие факторы, надо хотя бы кратко проанализировать такие понятия, как «общественное» и «социальное».

       Общественные  отношения между людьми возникают и в экономической сфере и называются экономическими отношениями; отношения, формирующиеся в политических системах, являются политическими отношениями.

1.2 Характеристика социальной  организации

       Основной  связующий элемент социальной системы  – человек. Социальные системы в  зависимости от поставленных целей  могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. На рисунке 1 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности:

рис.1

       В реальной жизни социальные системы  реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких  организаций – это товары (услуги), информация или знания. Таким образом, социальная организация – это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.

       В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические  и другие организации. Каждый из этих видов имеет и приоритет собственных  целей. Так, для социально-экономических  организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

       Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

– реализация потенциальных  возможностей и способностей человека;

формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

1.2. Хозяйственная организация

1.2.1. Общие понятия  хозяйственной организации

         Хозяйственные организации  предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции.

         Хозяйственные организации  согласно Гражданскому кодексу РФ являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Они самостоятельно осуществляют свою деятельность, продают выпускаемую продукцию, используют прибыль.

         По мнению Друкера  П., каждая организация действует  на основании своей теории бизнеса, другими словами. На основании ряда представлений о том, в чем заключается бизнес, каковы ее цели, как определяются результаты, кто потребители, что эти потребители ценят и за что платят. Цель практической деятельности организации – обеспечить возможность достижения желаемых результатов в неконтролируемой среде.

         История коммерческих (хозяйственных, т.е действующих  ради получения прибыли) организаций  уходят корнями в традиционное общество. Те или иные их формы зафиксированы  практически во всех великих цивилизациях древности. Наиболее распространены были купеческие и ремесленные предприятия. Некоторые из них достигали значительных размеров, имели сравнительно сложную организационную структуру. Первые капиталистические (эпоха рыночной экономики) фирмы были небольшими предприятиями, организованными как единоличные владения или товарищества (партнерства). Владелец (или совладельцы) вносил весь необходимый для деятельности фирмы капитал и лично управлял компанией. Заинтересованность владельца в успехе фирмы и практически полное отсутствие формализма и бюрократизма сделали единоличные компании и товарищества идеальным типом организации мелкой фирмы. Вплоть до нашего времени именно на таких основаниях действует около 4/5 от общего числа фирм развитых стран.

1.2.2. Методология классификаций  организаций

         Хозяйственные организации  создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить  продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний. Согласно широкой трактовке к организациям относятся самые разные типы целевых социальных общностей (коллективов), имеющих иерархическое строение и использующих средства социальной регуляции, контроля и координации – от государства до семьи. Типы организаций могут различаться по разным основаниям:

         - форме собственности

         - цели

         - производственной  направленности

         - масштабу охвата

         - сложности

         - способу и степени  жестокости строения

         - степени формализации  отношений

         - средствам регуляции и др.

         Классификация организаций  важна по трем причинам:

      • Нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
      • Возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры:
      • Принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

Информация о работе Хозяйственные и социальные организации