Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:28, доклад
Реализация инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики сводится, по сути, к серии взаимосвязанных и скоординированных закупок ресурсов проекта в самом широком смысле слова, в том числе: машин и оборудования, материалов, лицензий и ноу-хау, строительных, монтажных и пусконаладочных работ (ген- и субподрядчиков), консультационных услуг по разработке проектно-сметной документации (проектировщики), проведению торгов, надзору за работами, подготовке персонала и пр. Понятие «закупки» в зарубежной практике управления проектами имеет гораздо более глобальный характер по сравнению с традиционным отечественным пониманием как этапа материально-технического обеспечения. Основное отличие содержится в более широком понимании термина «ресурсы проекта», которые включают в себя не только традиционные материально-технические и трудовые ресурсы, но и весь необходимый спектр работ и услуг по проекту. Объединяющим элементом ресурсов проекта является основной способ их закупки — через
конкурсные торги (тендеры).
Планирование качества начинается с определения целей качества проекта, политик и стандартов, относящихся к содержанию проекта. Потом определяются действия и обязанности членов команды, выполнение которых необходимо для достижения целей и соблюдения стандартов. Результат планирования качества представляется в форме планов обеспечения качества и процессов управления, обеспечивающих выполнение этих планов, и достигается путем синхронизации с основными (планирование содержания, расписания, стоимости) и вспомогательными (планирование рисков, команды) процессами планирования.
Входная информация процесса планирования качества
Факторы внешней среды предприятия - правила, стандарты и предписания, свойственные определенным областям приложения.
Активы организационного процесса - политика в области качества, принятая на предприятии, процедуры и предписания, базы данных и накопленные знания из предыдущих проектов.
План управления проектом обеспечивает интеграцию процесса планирования качества с другими процессами планирования.
Описание содержания проекта является ключевым входом для планирования качества, так как оно содержит описание главных результатов поставки проекта, целей проекта, критериев приемки и пороговых величин значения стоимости, времени или ресурсов. Критерии приемки включают в себя требования к исполнению проекта и могут существенным образом повлиять на его стоимость.
Задача инструментов планирования качества - сделать процессы управления проектом предсказуемыми. Для планирования качества проекта рекомендуется использовать нижеследующие методы.
Программа обеспечения качеством - план действий, обеспечивающий соответствие фактического качества проекта запланированному качеству.
Разработка программы начинается с подготовки исходной информации, включающей политики и процедуры компании в области качества, требования Заказчика, описание содержания проекта и ИСР. В политике обеспечения качества обычно излагаются способы управления качеством - процедуры обеспечения качества, принятые компанией. Основой для создания программы качества является ИСР. Программа качества для пакетов работ проекта получается путем суммирования программ обеспечения качества для всех элементов этого пакета, программа проекта - путем суммирования программ пакетов работ. Для измерения ожиданий Заказчика устанавливают стандарты качества. Стандарты могут быть международными, национальными или корпоративными. После того как стандарты качества установлены, нужно определить задачи, решение которых обеспечит соответствие стандартам, далее закрепляется ответственность за выполнение намеченных работ и сроки их исполнения.
Как правило, работы по обеспечению качества не включаются в ИСР проекта и не попадают в матрицу ответственности и расписание проекта, а следовательно, не включаются в бюджет проекта, что приводит в дальнейшем либо к удорожанию проекта, либо к снижению запланированного качества. Разработка программы качества направлена на предотвращение этих проблем.
Программа обеспечения качества проекта, имеющая форму таблицы, дает высокую степень наглядности работ, обеспечивающих запланированное качество выполнения требований Заказчика. Недостатком данного инструмента является его сложность для команд, не привыкших к использованию стандартов.
Анализ выгод и затрат. Цель метода - выдержать необходимое соотношение между доходами и затратами в проекте. Обеспечение качества проекта, несомненно, приводит к дополнительным расходам, поэтому для каждого предложенного метода обеспечения качества необходимо анализировать коэффициент рентабельности.
Затраты на устранение дефектов
Дополнительное планирование Приведение функционала в соответствие с бизнес-процессами Заказчика
Теоретическое и практическое обучение команды и участников проекта Доработка
Инспекция и тестирование внутренних и внешних результатов поставки проекта
Устранение ошибок
Усовершенствование
проекта для обеспечения
Персонал
для обеспечения качества
План обеспечения качества и его выполнение Организация и проведение повторного интеграционного тестирования
Бенчмаркинг включает в себя сопоставление действующего или планируемого проекта с другими проектами с целью выработать идеи для повышения качества исполнения проекта.
Планирование экспериментов - статистический метод, позволяющий определить факторы, которые оказывают влияние на определенные переменные величины продукта или процесса.
Стоимость качества - совокупная стоимость всех действий, направленных на повышение качества продукта или услуги и обеспечение их соответствия определенным требованиям, а также на предупреждение факторов, способных вызвать снижение качества продукта или услуги и их несоответствие требованиям (доработка).
Планирование качества: выходы
План управления качеством - описание того, каким образом команда управления проектом будет осуществлять политику исполняющей организации в области качества. В зависимости от потребностей проекта план управления качеством может быть очень подробным или обобщенным.
Мероприятия по обеспечению качества должны быть разработаны в самом начале проекта и проводиться на основе независимых экспертных оценок.
Контрольные списки процедур контроля качества - структурированный документ, который используется для подтверждения выполнения всех намеченных операций. Такие списки позволяют убедиться в правильной последовательности действий в часто выполняемых задачах. Контрольные списки качества используются в процессе контроля качества.
Базовый план по качеству содержит требования к качеству данного проекта и служит основой для оценки и составления отчетов по исполнению требований качества.
План управления проектом (обновления). Обновление плана происходит вследствие добавления к нему вспомогательного плана управления качеством. Запрошенные изменения подвергаются экспертной оценке и вносятся в соответствующие планы в процессе общего управления изменениями.
Процесс обеспечения качества
Обеспечения качества - процесс выполнения плановых систематических операций по качеству, которые обеспечивают выполнение всех предусмотренных процессов, необходимых для того, чтобы проект соответствовал установленным требованиям по качеству [9]. Функцию обеспечения качества может выполнять команда проекта, руководство исполняющей организации, заказчик или спонсор, другие участники проекта. Для контроля качества проекта проводятся аудиторские проверки, целью которых является выяснение, удовлетворяет ли качество проекта стандартам, установленным в плане обеспечения качества.
Процесс обеспечения качества включает методы непрерывного улучшения качества будущих проектов. Знания и опыт по обеспечению качества, накопленные в текущем проекте, должны использоваться при составлении планов обеспечения качества последующих проектов.
Входы процесса обеспечения качества
План управления качеством, содержащий описание, как будет осуществляться обеспечение качества в рамках проекта.
Результаты оценки качества.
План улучшения процесса.
Информация
об исполнении работ - это информация
(о состоянии результатов
Одобренные запросы на изменение содержат изменения, касающиеся методов работы, требований к продукту, требований к качеству, содержанию и расписанию. Одобренные изменения проверяются на возможность их влияния на план управления качеством.
Контрольные списки качества (метрики качества). Контрольный список представляет собой страницу с инструкциями для проверяющего лица. Пункты списка должны быть достаточно значимыми, поскольку, если контрольный список будет перегружен, его не будут использовать.
Результаты контроля качества - результат выполнения операций по контролю качества. Данные о результатах контроля передаются исполняющей организации для использования в процессе обеспечения качества, для повторной оценки и анализа стандартов качества.
Инструменты и методы планирования качества могут использоваться для операций по обеспечению качества.
Аудит качества - независимая экспертная оценка, определяющая, насколько операции проекта соответствуют, и соответствуют ли, установленным в рамках проекта или организации правилам процессам и процедурам. Целью аудита качества является выявление неэффективных и экономически не оправданных правил, процессов и процедур, используемых в проекте. Количество и сроки плановых проектных аудитов могут определяться основными этапами проекта или ключевыми событиями. Внеплановые аудиты проводятся по запросам Заказчика, руководителей департаментов и отделов. Аудиты качества проводятся на основе критериев, каждый из которых является следствием требований нормативной документации системы менеджмента качества (требование ISO 9000) и системы управления проектами (PMBOK). Схема проведения внутреннего аудита качества проекта может выглядеть следующим образом:
анализ
исправления замечаний
проведение проверки проекта в соответствии с контрольными списками;
оформление отчета о контроле качества;
информирование команды проекта о появлении новых отчетных документов.
Анализ процесса предусматривает выполнение действий, описанных в плане улучшения процесса и направленных на выявление организационных и технических моментов, которые нуждаются в улучшении.
Процесс обеспечения качества: выходы
Запрошенные
изменения имеют целью
Рекомендованные корректирующие действия. Корректирующее действие - это рекомендованное к немедленному исполнению действие, выработанное в результате мероприятий по обеспечению качества (аудита или анализа процессов).
Активы организационного процесса (обновления). Обновленные стандарты качества используются в дальнейшем процессе контроля качества.
План управления проектом (обновления) подлежит обновлению согласно изменениям в плане управления качеством, выработанным в результате процесса обеспечения качества. Запрошенные изменения в план управления проектом и во вспомогательные планы (добавления, изменения, удаления) подвергаются экспертной оценке и вносятся в соответствующие планы в процессе общего управления изменениями.
Процесс контроля качества
Контроль качества - процесс, который включает отслеживание промежуточных результатов проекта, определение их соответствия принятым стандартам и разработку действий для устранения причин, вызывающих отклонения от стандарта. Управление качеством должно производиться на всех этапах выполнения проекта. Количественная оценка контроля качества осуществляется на основе статистического анализа и теории вероятности.
Процесс контроля качества: входы
План управления качеством.
Результаты оценки качества.
Контрольные списки процедур контроля качества.
Активы организационного процесса.
Информация об исполнении работ включает техническое измерение исполнения, состояние завершенности результатов поставки проекта и исполнение необходимых корректирующих действий.