Значение торгов и контрактов в процессе реализации проектов: порядок проведения, законодательно-нормативное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:28, доклад

Описание работы

Реализация инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики сводится, по сути, к серии взаимосвязанных и скоординированных закупок ресурсов проекта в самом широком смысле слова, в том числе: машин и оборудования, материалов, лицензий и ноу-хау, строительных, монтажных и пусконаладочных работ (ген- и субподрядчиков), консультационных услуг по разработке проектно-сметной документации (проектировщики), проведению торгов, надзору за работами, подготовке персонала и пр. Понятие «закупки» в зарубежной практике управления проектами имеет гораздо более глобальный характер по сравнению с традиционным отечественным пониманием как этапа материально-технического обеспечения. Основное отличие содержится в более широком понимании термина «ресурсы проекта», которые включают в себя не только традиционные материально-технические и трудовые ресурсы, но и весь необходимый спектр работ и услуг по проекту. Объединяющим элементом ресурсов проекта является основной способ их закупки — через

конкурсные торги (тендеры).

Работа содержит 1 файл

Значение торгов и контрактов.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

                1.(10) Значение торгов и контрактов в процессе реализации проектов: порядок проведения, законодательно-нормативное обеспечение.

                    1.1. Закупки и торги 

              Реализация инвестиционного проекта  в условиях рыночной экономики  сводится, по сути, к серии взаимосвязанных и скоординированных закупок ресурсов проекта в самом широком смысле слова, в том числе: машин и оборудования, материалов, лицензий и ноу-хау, строительных, монтажных и пусконаладочных работ (ген- и субподрядчиков), консультационных услуг по разработке проектно-сметной документации (проектировщики), проведению торгов, надзору за работами, подготовке персонала и пр. Понятие «закупки» в зарубежной практике управления проектами имеет гораздо более глобальный характер по сравнению с традиционным отечественным пониманием как этапа материально-технического обеспечения. Основное отличие содержится в более широком понимании термина «ресурсы проекта», которые включают в себя не только традиционные материально-технические и трудовые ресурсы, но и весь необходимый спектр работ и услуг по проекту. Объединяющим элементом ресурсов проекта является основной способ их закупки — через

конкурсные  торги (тендеры).

     Торги как способ закупок имеют достаточно древнюю историю, так как в России такой способ стали применять еще при Петре I при выдаче заказов на строительство кораблей в соответствии с «Регламентом об управлении адмиралтейством и верфью», т. е. уже тогда существовал строгий порядок этих процессов и были заложены основные принципы, в том числе: экономия, состязательность (конкуренция), обеспечение равных прав участников, гласность, обеспечение добросовестности участников.

     В сегодняшних условиях торги применяются  в основном для осуществления  закупок по следующим   направлениям:

     » закупки товаров, работ и услуг в рамках госзаказа;

     » закупки в рамках реализации проектов, финансируемых за счет государственных  средств (в этом случае закупки производит компания, получающая на определенных условиях государственные средства для реализации проекта);

     » закупки, осуществляемые в рамках проектов, финансируемых международными финансовыми организациями— МБРР, ЕБРР, региональными банками развития и пр.;

     » закупки ресурсов для инвестиционных проектов в рамках проектного финансирования.

                          

     1.2. Основные понятия и определения

     Подрядные торги — это способ закупки  товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, при котором выбор подрядчика (поставщика) производится на конкурсной основе.

     Объект  торгов — производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов.

     Предмет торгов— конкретные виды работ и  услуг, по которым проводятся торги.

     В качестве предмета торгов могут выступать  подряды на:

     » строительство, реконструкцию и  капитальный ремонт предприятий, зданий, сооружений

     производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях «под ключ»;

     » выполнение комплексов строительных и  монтажных работ и их отдельных  видов;

     » выполнение комплексов пуско-наладочных работ, инженерно-изыскательские работы;

     » разработку ТЭО;

     » проектирование;

     » управление проектом;

     » поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях «под ключ»;

     » прочие поставки и услуги, в том  числе услуги консультантов.

     Участник  торгов — лицо, имеющее право  принимать участие в торгах, в их подготовке, проведении и утверждении результатов торгов.

     Основными участниками торгов являются:

     » заказчик— лицо, для которого строится, реконструируется или оснащается объект торгов;

     » организатор торгов— лицо, которому заказчик поручил проведение торгов;

     » тендерный комитет — постоянный или временный орган, созданный  заказчиком или организатором для организации и проведения торгов;

     » претендент — организация, фирма, консорциум (отечественный или международный), под чьим именем подана заявка;

     » оферент— претендент, приславший тендерное  предложение (оферту), подкрепленное  банковской гарантией и содержащее его согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.

     В отдельных процедурах торгов также  могут принимать участие инженерно-консультационные

     фирмы, кредитно-финансовые учреждения, межведомственная комиссия по подрядным торгам, Минстрой России и другие организации.

     Тендерная документация — комплект документов, содержащий исходную информацию о технологических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов.

     Опросник  — документ, содержащий сведения об основных критериях предварительной квалификации, предъявляемых к претенденту.

     Оферта  — предложение заключить договор в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.

     Альтернативное  предложение — предложение, предоставляемое  одновременно с основным и содержащее отличающиеся от основного предложения условия.

     Работы  — различного рода и содержания строительно-монтажные и ремонтные  работы (строительство производственного помещения, ремонт кровли, возведение плотины, строительство автодороги или железнодорожного моста и т. п.).

     Товар — предметы и вещи любого рода в любой форме, готовые к использованию по назначению (продовольствие, компьютеры, канцелярские принадлежности, лекарства и т. п.). К товарам обычно относят и сопутствующие услуги (поставка, установка, обслуживание), если стоимость таких сопутствующих услуг не превышает стоимости самих товаров.

     Услуги  — различного рода деятельность интеллектуального  характера, которая не имеет материального воплощения, или стоимость этого материального воплощения значительно меньше стоимости самих услуг (проектирование компьютерных сетей, аудиторские услуги, НИОКР и т. п.).

     Процедуры закупки — различного рода процедуры (последовательность действий, оформленная документально), применяемые при размещении госзаказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. К процедурам относят:

     » предварительный отбор;

     » открытый конкурс;

     » закрытый конкурс;

     » двухэтапный конкурс;

     » запрос котировок;

     » закупку из единственного источника.

     Конкурс — способ размещения госзаказа (иначе  — способ заключения государственного контракта) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, при котором госзаказчик или организатор конкурса тем или иным способом искусственно создает условия для конкурентной борьбы между поставщиками— участниками конкурса за госзаказ в целях выбора наилучших условий приобретения требуемых товаров, работ, услуг.

     Существенным  отличием конкурсов от аукционов  является то, что поставщик может  подать только одно предложение на поставку требуемых товаров, работ, услуг, которое впоследствии не может быть изменено ни поставщиком, ни заказчиком. То есть если по результатам конкурса заключается контракт, он заключается на тех условиях, которые были установлены в выигравшем конкурс предложении.

     Конкурсы  бывают:

     » открытые;

     » закрытые;

     » двухэтапные.

     Открытый  конкурс — вид конкурса, при котором госзаказчик или организатор конкурса привлекает предложения поставщиков — участников конкурса на поставку товаров, работ, услуг путем публикации приглашения к участию в конкурсе в печатных средствах массовой информации и рассмотрении предложений всех поставщиков, которые на это приглашение откликнулись. Важным является именно последний момент — рассмотрение предложений всех поставщиков, которые откликнулись на приглашение к участию в конкурсе. В ряде случае устанавливается требование, чтобы конкурсная документация была получена установленным образом, в том числе и после внесения платы за нее. Однако это не следует рассматривать как ограничение на участие в конкурсе: конкурсная документация должна предоставляться по требованию любого поставщика. Открытые конкурсы рассматриваются как основной (или наиболее предпочтительный) способ закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд. Это означает, что если нет специальных условий закупки (конъюнктура рынка, специальные требования к техническим или технико-экономическим характеристикам продукции, требования к секретности закупки, относительно небольшие объемы закупки), то закупку нужно осуществлять на открытом конкурсе.

     Практически это означает, что открытые конкурсы применяются при закупке относительно больших объемов достаточно стандартизованных товаров, работ, услуг на конкурентном рынке, когда нет специальных условий к срочности, секретности закупки.

     Преимущества:

     наилучшие условия для конкуренции между поставщиками и, как следствие, возможность получения наиболее выгодных условий приобретения закупаемых товаров, работ, услуг;

     открытость  процесса размещения заказа предотвращает недобросовестные действия чиновников, принимающих решения о расходовании средств.

     Недостатки:

     сложность документации и процедур;

     длительные  сроки осуществления закупки;

     существенные  затраты на организацию и проведение закупки.

     Закрытый  конкурс — вид конкурса, при  котором госзаказчик или организатор  конкурса привлекает предложения поставщиков — участников конкурса на поставку товаров, работ, услуг путем направления специальных приглашений поставщикам, которые, по мнению заказчика, будут заинтересованы в участии в конкурсе. Госзаказчик или организатор конкурса рассматривает предложения только тех поставщиков, которые получили такие специальные приглашения.

     Закрытый  конкурс применяется, если требуемые  товары, работы, услуги способны поставить только несколько поставщиков или же ряд поставщиков обладает исключительными правами на поставку требуемых товаров, работ, услуг, или технически сложные товары, работы, услуги могут быть поставлены ограниченным кругом поставщиков.

     Преимущества:

     проще в организации и проведении, чем открытые конкурсы, и, как следствие, обходятся госзаказчику или организатору конкурса дешевле;

     можно организовать достаточную конкуренцию  между поставщиками. Недостатки:

     конкуренция между поставщиками ограничена;

     возможны  недобросовестные действия чиновников, принимающих решения о способе закупки и привлечении (непривлечении) тех или иных поставщиков.

     Двухэтапный конкурс— вид конкурса, при котором  госзаказчик или организатор  конкурса:

     » на первом этапе привлекает первоначальные предложения поставщиков— участников конкурса на поставку товаров, работ, услуг без указания цены (стоимости, расценок);

     » проводит переговоры с поставщиками по любым аспектам их предложений (за исключением требований к правомочности и квалификации поставщиков, а также коммерческих условий предложений);

Информация о работе Значение торгов и контрактов в процессе реализации проектов: порядок проведения, законодательно-нормативное обеспечение