Значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции (на примере РУП «БЗ ТДиА»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов».
Предмет исследования - значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции.
Цель работы: оценить значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции и разработать мероприятия по снижению издержек на производство продукции РУП «БЗ ТДиА».

Содержание

Введение………………………………………………………………............... 5
1 Себестоимость продукции как фактор ее конкурентоспособности……… 8
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости продукции…… 8
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость продукции ……. 12
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия ………………………………………………............... 18
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью ……………. 20
1.5. Источники и факторы снижения издержек…………………………….. 27
2 Анализ себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»…………………… 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «БЗ ТДиА»…… 33
2.2 Анализ состава и структуры себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА» …………………………………………………………………………. 43
2.3 Выполнение мероприятий по снижению себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»……………………………………………………………….. 51
3 Основные направления снижения себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»………………………………………………………………………….. 60
3.1 Мероприятия по снижению затрат на производство продукции РУП «БЗ ТДиА»……………………………………………………………………… 60
3.2 Использование информационных технологий в деятельности предприятия……………………………………………………………………. 73
Заключение…………………………………………………………………….. 79
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом-Колубович.docx

— 615.30 Кб (Скачать)

    Подобное  планирование себестоимости должно как будто давать такие же результаты и в странах Запада. Однако этого  на деле не происходит. Преимущество крупных  японских фирм в том, что у них  исключительно тесные связи с  фирмами-поставщиками и другими  фирмами, с которыми они сотрудничают и образуют так называемые кэйрэцу. Их взаимоотношения, основанные на устойчивых связях и нередко закрепленные владением  части собственности друг друга, придают японским фирмам большую  уверенность в том, что запланированная  ими себестоимость будет достигнута. Тесное общение специалистов и обмен  данными между крупными фирмами  и их поставщиками создают условия  для ускоренной и менее дорогостоящей  разработки изделий и выпуска  их на рынок. Кроме того, у крупных  фирм имеются рычаги давления на поставщиков, которыми они могут пользоваться, чтобы добиться у них нужной себестоимости  поставляемых комплектующих изделий. Например, фирма Toyota постоянно требует от своих поставщиков представлять ежемесячно 2-3 предложения по снижению себестоимости. Благодаря этому, японским фирмам удается выходить на рынок с высококонкурентоспособными изделиями [14, с. 78].

    Таким образом, всестороннее изучение зарубежного  опыта по вопросам себестоимости, адаптация  его к современным экономическим  условиям нашей страны дает возможность  полнее вскрыть проблемы в этой области  в Республике Беларусь и наметить пути выхода из сложившейся ситуации. 
 

    1.5 Источники и факторы  снижения издержек 
 

    Переход к рыночной экономике требует  от предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  управления производством, преодоления  бесхозяйственности, активизации  предпринимательства, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится и издержкам  производства. Затраты предприятия  на производство и реализацию продукции  многообразны. Они насчитывают тысячи наименований, разрабатываются по месту, времени, назначению и экономическому содержанию. Поэтому необходимо по каждому объекту исследования проводить  детальную классификацию и различную  группировку для выявления резервов и путей снижения себестоимости  продукции с целью повышения  эффективности производства и конкурентоспособности  продукции [28, с. 263]. Снижение издержек, во-первых, является важнейшим источником роста  прибыли предприятия, а, следовательно, увеличения размера средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение  новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника. Во-вторых, обеспечивает возможность  уменьшения цен на изделие. А это  важнейшее условие успешной борьбы на рынке. Снижение цен позволяет  предприятию привлечь большее число  покупателей, занять большую долю на рынке, потеснив конкурентов и увеличить  общую массу прибыли за счет роста  объемов продаж. В-третьих, уменьшает  потребность в оборотных средствах, что позволяет  увеличить расходы  на производственные и социальные нужды  предприятия [28, с. 294]. Возможности снижения издержек производства выделяются и  анализируются по двум направлениям: по источникам и по факторам. Под  источниками понимаются затраты, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. Основными  источниками снижения издержек производства и реализации продукции являются: снижение затрат на оплату труда; снижение материалоемкости продукции; сокращение затрат на управление и обслуживание производства; снижение внепроизводственных  расходов и потерь; ликвидация непроизводительных расходов и потерь [28, с. 295]. Резервы снижения себестоимости – это неиспользованные возможности снижения себестоимости [28, с. 299].

    Факторы – это технико-экономические  условия, под влиянием которых изменяются издержки. Под влиянием таких условий  образуются резервы снижения себестоимости. Общая классификация резервов снижения себестоимости приведена в приложении В. Резервы снижения себестоимости  могут выявляться на ранних стадиях  жизненного цикла изделий и в  процессе производства. На ранних стадиях  жизненного цикла изделий эффективным  методом выявления резервов снижения себестоимости продукции является функционально-стоимостной анализ (ФСА).

    Результат проведения ФСА – снижение затрат на единицу полезного эффекта. Он может быть выражен:

  • повышением потребительских свойств изделия при одновременном сокращении затрат;
  • повышением потребительских свойств при сохранении или экономически оправданном увеличении затрат;
  • сокращением затрат при сохранении или обоснованном снижении функциональных параметров изделия до необходимого уровня.

    Основная  особенность ФСА себестоимости  – ограничение количества изучаемых  изделий, а по отдельным из них  – ограничение количества отдельных  элементов, технологии и организации  производства, имеющих большие потенциальные  внутрипроизводственные резервы снижения затрат (материальных, трудовых, прочих) [23, с. 31.]

    Резервы снижения себестоимости, выявляемые ФСА, изыскиваются путем выявления и  устранения излишних затрат, которые  были заложены в несовершенстве конструкции  изделия в целом или его  деталей, отсталой технологии и организации  производства. По принятым в результате проведения ФСА к внедрению идеям  разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на снижение затрат на производство, и контролируется их выполнение, что  способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности продукции. В настоящее время в процессе производства при анализе фактической  себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда  и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов  предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники  и технологии, лучшее использование  оборудования, удешевление заготовки  и лучшее использование предметов  труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь. Экономия, обусловливающая  фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:

    1 Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. По данной группе анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта. По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году: 

            Э = (СС - СН ) * 100,        (1.5) 

где   Э - экономия прямых текущих затрат, тыс. руб.;

    СС - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия, тыс. руб.;

    СН - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия, тыс. руб. 

    2 Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства. При одновременном совершенствовании техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.

    3 Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества.

    Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно  от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции  уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле: 

                  ,              (1.6) 

где  ЭП - экономия условно-постоянных расходов, тыс. руб.;

    Т - темп прироста товарной продукции  по сравнению с базисным годом, %;

    ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году, тыс. руб. 

    Относительное изменение амортизационных отчислений рассчитывается особо. Часть амортизационных  отчислений (как и других затрат на производство) не включается в себестоимость, а возмещается за счет других источников (спецфондов, оплаты услуг на сторону, не включаемых в состав товарной продукции, и др.), поэтому общая сумма  амортизации может уменьшиться.

    Уменьшение  определяется по фактическим данным за отчетный период. Общую экономию на амортизационных отчислениях  рассчитывают по формуле: 

                  ,            (1.7) 

где  ЭА - экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений, тыс. руб.;

    А0, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году, тыс. руб.;

    К - коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых  на себестоимость продукции в  базисном году;

    Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года, тыс. руб. 

    Чтобы не было повторного счета, общую сумму  экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам [28, с. 31].

    Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению  к себестоимости) сдвиги в составе  продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности  производства, могут приводить и  к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений  структуры продукции на себестоимость  анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой  номенклатуры. Расчет влияния структуры  производимой продукции на себестоимость  необходимо увязать с показателями повышения производительности труда.

    4 Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий.

    Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик добывающих отраслей промышленности.

    5 Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями. Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам. Расчет суммы изменения расходов осуществляется по формуле: 

                  ,            (1.8) 

где  ЭП - изменение затрат на подготовку и освоение производства, тыс. руб.;

    С0, С1 - суммы затрат базисного и отчетного года, тыс. руб. 

    Выявленные  в результате анализа факторы  снижения себестоимости и резервы  необходимо суммировать в окончательных  выводах, определить суммарное влияние  всех факторов на снижение общей величины затрат  на единицу продукции [28, с. 32].

    На  основании вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

    1 Рассмотрев теоретические основы себестоимости как экономической категории, можно констатировать, что от ее уровня в значительной мере зависит конкурентоспособность субъекта хозяйствования и его выживаемость в рыночной среде. Поэтому поиск путей снижения себестоимости становится главной задачей любого предприятия, решить которую возможно, четко представляя состав затрат, включаемых в себестоимость и их классификацию.

    2 Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. Только на основе её всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых.

Информация о работе Значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции (на примере РУП «БЗ ТДиА»)