Значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции (на примере РУП «БЗ ТДиА»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов».
Предмет исследования - значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции.
Цель работы: оценить значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции и разработать мероприятия по снижению издержек на производство продукции РУП «БЗ ТДиА».

Содержание

Введение………………………………………………………………............... 5
1 Себестоимость продукции как фактор ее конкурентоспособности……… 8
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости продукции…… 8
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость продукции ……. 12
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия ………………………………………………............... 18
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью ……………. 20
1.5. Источники и факторы снижения издержек…………………………….. 27
2 Анализ себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»…………………… 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «БЗ ТДиА»…… 33
2.2 Анализ состава и структуры себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА» …………………………………………………………………………. 43
2.3 Выполнение мероприятий по снижению себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»……………………………………………………………….. 51
3 Основные направления снижения себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»………………………………………………………………………….. 60
3.1 Мероприятия по снижению затрат на производство продукции РУП «БЗ ТДиА»……………………………………………………………………… 60
3.2 Использование информационных технологий в деятельности предприятия……………………………………………………………………. 73
Заключение…………………………………………………………………….. 79
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом-Колубович.docx

— 615.30 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

БОРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ 
 

Кафедра экономики и управления

Специальность 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» 
 
 

                                                                                     Допущена к защите

                                                                                     Заведующий кафедрой

                                                                                     ___________ Н.Г. Родцевич

                                                                                    «___»_______________2010г. 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    на  тему: Значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции (на примере РУП «БЗ ТДиА») 
     
     
     
     

Студентка

5-й курс, ЭУПЗ-051ССО            _________________                Н.И. Колубович 
 

Руководитель                               _________________                 И.Н. Волкова 
 

Консультант

канд. экон. наук                           _________________................. Н.Г. Родцевич 
 

Нормоконтролер                         _________________                  И.А. Теренина 
 
 
 
 

    БОБРУЙСК 2010

 

РЕФЕРАТ 
 
 

    Дипломная работа:  84 с., 5 рис., 20 табл., 34 источника, 10 прил. 

    КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, ИЗДЕРЖКИ, МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ, УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ, ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ 

   Объект  исследования – РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов».

   Предмет исследования - значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции.

   Цель  работы: оценить значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции и разработать мероприятия по снижению издержек на производство продукции РУП «БЗ ТДиА».

    Методы  исследования: логические способы обработки информации (сравнения, относительных и средних величин, графического и табличного представления данных, группировки и т.д.), способы детерминированного факторного анализа (абсолютных и относительных разниц, индексный и др.).

    Исследования  и разработки: изучены теоретические основы категории «себестоимость», как одного из основных факторов конкурентоспособности продукции;  рассмотрен состав затрат, включаемых в себестоимость продукции; изучены источники и факторы снижения издержек производства и реализации продукции; дана организационно-экономическая характеристика РУП «БЗ ТДиА», проведен анализ состава и структуры себестоимости продукции; дана оценка факторов, влияющих на себестоимость продукции.

    Элементы  научной новизны: разработаны предложения по снижению себестоимости продукции за счет улучшения технического уровня производства, улучшения организации производства и труда, совершенствования управления производством, за счет влияния изменения объема производства.

    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.  
 
 

                                                                               ________________________

                                                                                                                                                         (подпись студента) 
 

ABSTRACT 
 
 

   Graduation paper: 84 p., 5 pict., 20 tabl., 34 liter sources, 10 suppl. 

   COMPETITIVENESS, THE COST PRICE, COSTS, MATERIAL INPUTS, MANAGEMENT OF EXPENSES, COSTS PLANNING, ECONOMIC BENEFIT 

   The object of research - is the Republican unitary enterprise «Bobruisk factory of tractor details and units».

   The subject of research is the problem - value of the cost price in increase of competitiveness of production.

   The purpose of the graduation paper: to estimate value of the cost price in increase of competitiveness of production and to develop actions for decrease in costs on production the Republican unitary enterprise «Bobruisk factory of tractor details and units»

   The methods  of researches: logic ways of processing of the information (comparison, relative and average sizes, graphic and tabular data presentation, grouping etc.), ways of the determined factorial analysis (absolute and relative differences, index, etc.).

   Researches and working: theoretical bases of a category "cost price", as one of major factors of competitiveness of production are studied; the structure of the expenses included in the cost price of production is considered; sources and factors of decrease in production costs and production realisation are studied; organizational-economic characteristic the Republican unitary enterprise «Bobruisk factory of tractor details and units» is given, the analysis of structure and structure of the cost price of production is carried out; the estimation of the factors influencing the cost price of production is given.

   The element of scientific novelty:  offers on decrease in the cost price of production at the expense of improvement of a technological level of manufacture, improvement of the organisation of manufacture and work, production management perfection, at the expense of influence of change of a volume of output are developed. 

   The Author of the graduation paper confirms that provided in it accounting-analytical material is correct and objective and reflects the condition of the under investigation process, but all unoriginal from literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by the reference to their authors.     
 

    ____________________

    ( signature of student)

СОДЕРЖАНИЕ 

 
Введение………………………………………………………………............... 5
1 Себестоимость продукции как фактор ее конкурентоспособности……… 8
1.1 Понятие  и экономическое содержание себестоимости  продукции…… 8
1.2 Классификация  затрат, формирующих себестоимость  продукции ……. 12
1.3 Снижение  себестоимости как фактор социально-экономического  развития предприятия ………………………………………………............... 18
1.4 Значение  и задачи анализа и управления  себестоимостью ……………. 20
1.5. Источники  и факторы снижения издержек…………………………….. 27
2 Анализ себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»…………………… 33
2.1 Организационно-экономическая  характеристика РУП «БЗ ТДиА»…… 33
2.2 Анализ  состава и структуры себестоимости  продукции на РУП «БЗ ТДиА»  …………………………………………………………………………. 43
2.3 Выполнение мероприятий по снижению себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»……………………………………………………………….. 51
3 Основные  направления снижения себестоимости  продукции на РУП «БЗ ТДиА»………………………………………………………………………….. 60
3.1 Мероприятия  по снижению затрат на производство  продукции РУП «БЗ ТДиА»……………………………………………………………………… 60
3.2 Использование  информационных технологий в  деятельности предприятия……………………………………………………………………. 73
Заключение…………………………………………………………………….. 79
Список  использованных источников………………………………………… 83
приложение А Технологический процесс планирования себестоимости…. 85
приложение Б Классификация резервов снижения себестоимости……….. 86
приложение В Основная продукция РУП «БЗ ТДиА» 87
приложение Г Прогноз снижения затрат на 1 рубль товарной продукции

                          по основным технико-экономическим факторам…………...

90

приложение Д Организационная структура управления РУП «БЗ ТДиА»..

94

приложение Е Целевые параметры развития РУП «БЗ ТДиА» на 2010 год

95

приложение Ж Расчет материальных затрат (среднегодовая потребность в   

                           основных сырье, материалах, комплектующих, ТЭР)…….

96

приложение И Программа производства и реализации основных видов

                           промышленной продукции…………………………………

97

приложение К Перечень     реализуемых    и    планируемых     проектов,

                           Государственной   и    отраслевой    программ    импорто-

                           замещения на 2010г………………………………………….

99

приложение Л Расчет    удельного   веса    импортных    комплектующих

                           изделий   и   материалов в себестоимости продукции, по

                           основной (базовой) продукции, определяющей

                           специализацию предприятия ………………………………

100
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

   Формирование  потенциальной возможности хозяйствующих  субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Конкурентоспособность продукции зависит от множества факторов, которые можно подразделить на две основные группы: внешние и внутренние факторы.

   Внешние факторы конкурентоспособности  продукции: уровень конкурентоспособности  страны, уровень конкурентоспособности отрасли, региона, уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар, сила конкуренции на выходе и входе системы, сила конкуренции среди товаров-заменителей, появление новых потребностей, уровень организации производства, активность контактных аудиторий.

   Внутренние  факторы: патентоспособность (новизна) конструкции товара, рациональность организационных и производственных структур системы, конкурентоспособность персонала системы, прогрессивность информационных технологий, технологических процессов и оборудования, научный уровень системы управления, обоснованность миссии системы.

   Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.

   Себестоимость продукции неразрывно связана почти  со всеми показателями хозяйственной  деятельности предприятия, и они  получают в ней свое отражение. С  этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

   Изучение  себестоимости продукции позволяет  дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость  применяется для исчисления национального  дохода в масштабах страны и является одним из основных факторов формирования прибыли, одной из основных частей хозяйственной  деятельности и соответственно одним  из важнейших элементов управления.

   Успех предприятия зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:

  1. затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;
  2. информация о себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;
  3. знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.

   В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой  области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с  большим объемом производства и  непрерывным его ростом, так как  при этом снижение одного из элементов  затрат себестоимости приводит к  росту конкурентоспособности и  рентабельности продукции.

   Снижение  себестоимости является фактором повышения  рентабельности, роста денежного  накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем  снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять  повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая  роль этого показателя в оценке его  деятельности.

   Актуальность  темы заключается в том, что в  наше время снижение себестоимости  это способ повышения конкурентоспособности  продукции, увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; появление  большей возможности для материального  стимулирования работников; улучшение  финансового состояния предприятия  и снижении риска банкротства; возможность  снижения цены реализации.

   Объектом  исследования является РУП «Бобруйский  завод тракторных деталей и агрегатов».

   Цель  исследования: оценить значение себестоимости  в повышении конкурентоспособности  продукции и разработать мероприятия по снижению издержек на производство продукции РУП «БЗ ТДиА».

   В процессе работы выполнены следующие  задачи: изучена необходимость снижения затрат на предприятии, проведен анализ себестоимости на предприятии РУП  «БЗ ТДиА» и предложены мероприятия  по снижению себестоимости продукции.

Информация о работе Значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции (на примере РУП «БЗ ТДиА»)