Значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции (на примере РУП «БЗ ТДиА»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов».
Предмет исследования - значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции.
Цель работы: оценить значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции и разработать мероприятия по снижению издержек на производство продукции РУП «БЗ ТДиА».

Содержание

Введение………………………………………………………………............... 5
1 Себестоимость продукции как фактор ее конкурентоспособности……… 8
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости продукции…… 8
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость продукции ……. 12
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия ………………………………………………............... 18
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью ……………. 20
1.5. Источники и факторы снижения издержек…………………………….. 27
2 Анализ себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»…………………… 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «БЗ ТДиА»…… 33
2.2 Анализ состава и структуры себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА» …………………………………………………………………………. 43
2.3 Выполнение мероприятий по снижению себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»……………………………………………………………….. 51
3 Основные направления снижения себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»………………………………………………………………………….. 60
3.1 Мероприятия по снижению затрат на производство продукции РУП «БЗ ТДиА»……………………………………………………………………… 60
3.2 Использование информационных технологий в деятельности предприятия……………………………………………………………………. 73
Заключение…………………………………………………………………….. 79
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом-Колубович.docx

— 615.30 Кб (Скачать)

    3 Управление стоимостью для принятия решений. На этой стадии происходят оценка точных и значимых данных о затратах и анализ этой информации для принятия решений. Процесс принятия решений, который также можно назвать процессом разрешения проблем, по большому счету есть процесс выбора между альтернативными действиями. Вопросов, которые в этой связи время от времени возникают, много, и все они разные. Стоит ли приступать к производству нового изделия? Следует ли приостановить выпуск продукции или производство каких-то услуг? Надо ли принимать заказ по специальной цене, ниже нормальной продажной цены? Не лучше ли закупить комплектующие части, чем производить их собственными силами? Не следует ли заменить имеющееся оборудование? Надо ли новое оборудование покупать или брать в аренду? Следует ли увеличивать производственные мощности? Система управления стоимостью для того и предназначена, чтобы содействовать руководству в принятии оптимальных решений, касающихся разработки изделия, назначения цены, маркетинга, ассортимента, и способствовать внесению усовершенствований на постоянной основе [24, с.31].

    Страны  с развитой экономикой имеют богатый  опыт в вопросе снижения издержек производства. Зарубежные предприятия  разрабатывают и применяют специальные  системы управления издержками, включающие совершенствование организации  производства и управления, глубокое изучение спроса потребителей, изменение  классификации, учета и калькулирования  затрат, повышения квалификации, трудовой дисциплины и ответственности кадров, широкое использование ЭВМ.

    Особое  внимание зарубежными экономистами уделяется таким резервам снижения издержек, как изменение учета, классификации  калькулирования затрат. Например, признание всех затрат переменными  означает, что руководители производства должны их снижать; применение единой системы калькулирования затрат по месту их возникновения; более  четкое выделение затрат на управление, подготовку производства, реализацию достижений научно-технического прогресса [19, с.236].

    Также в развитых странах последние 35-40 лет широко используется система  планирования и учета затрат «директ-костинг», в основе которой лежит деление  производственных затрат на постоянные и переменные.

    В затраты включаются только переменные расходы: сырье и материалы, оплата труда, переменная часть косвенных  расходов. Эти затраты рассматриваются  как функция величины объема производственной деятельности. Совершенно обоснованно  считается, что постоянные расходы  слабо связаны с издержками производства отдельных видов продукции.

    Под постоянными издержками понимают такие, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации продукции. К этим издержкам относят: оклады сотрудников предприятия, амортизацию  основного капитала, аренду помещений  и другие относительно постоянные затраты. В свою очередь, постоянные издержки подразделяются на две группы: остаточные и стартовые. К остаточным относится  та часть постоянных издержек, которые  продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация продукции на некоторое время  полностью остановлены [19, с.190].

    К стартовым относится та часть  постоянных издержек, которые возникают  с возобновлением производства и  реализации продукции. Между остаточными  и стартовыми издержками не существует четкого разграничения. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые  издержки предприятия. Различают также  предельные издержки. Их используют, когда  принимают решение о расширении или сокращении объема производства. В результате определяется маржинальный доход, представляющий разность между  реализованной (товарной) продукцией и  переменными затратами, а прибыль  определяется как разность между  маржинальным доходом и постоянными  затратами.

    В практике, принятой в нашей стране, постоянные затраты распределяются по видам продукции, но идеальной  базы распределения затрат не существует. Некорректное распределение постоянных расходов может привести к несоответствию рыночного спроса соотношению цен  на отдельные изделия, необоснованному  снижению объемов выпуска некоторых  изделий, неверной оценке деятельности отдельных подразделений предприятия [26, с.20].

    Учет  только переменных затрат без распределения  постоянных по видам продукции позволяет  правильно планировать финансовый результат предприятия при изменении  объема, ассортимента или структуры  выпускаемой продукции, провести адекватное сравнение себестоимости и доходности отдельных видов продукции. Сравнительная  характеристика полного и частичного калькулирования себестоимости  приведена в таблице 1.1.

    Информация, полученная на основе учета по частичной  себестоимости, является основой при  принятии следующих управленческих решений:

    - определение безубыточности объема  производства и объема, обеспечивающего  прибыль или заданный уровень  рентабельности;

    - выбор между собственным производством  полуфабрикатов, комплектующих   или закупкой их на стороне;

    - использование более гибкого  ценообразования, что позволяет  увеличить конкурентоспособность  продукции и уменьшает возможность  «оседания» на складе. Это приводит  к уменьшению затрат на складирование;

    - установление оптимальной структуры  выпуска в условиях дефицита  ресурсов и на основании анализа  доходности отдельных видов изделий.

    Что касается группировки издержек производства по экономическим элементам и  по статьям, то на зарубежных предприятиях применяется группировка близкая  отечественной.

    В группировку издержек по экономическим  элементам включаются затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, расходы на содержание персонала (оплата труда работников), амортизация  основного капитала, издержки по выплате  процентов и прочие внешние издержки (аренда помещений, страховые взносы, транспортные расходы, услуги сторонних  организаций, реклама и прочие расходы). 

Таблица 1.1 - Характеристика метода полной и частичной калькуляции

Метод кальку-ляции Методика учета  затрат и калькули-рования Применяе-мая  класси-фикация затрат Преимущества Недостатки
Полное  калькулирование себестоимости Учитываются и  распреде-ляются все виды затрат Прямые и  косвенные Возможность полной и достоверной оценки себестоимости  готовой продукции и незавершенного производства Отсутствие  возможности правильного планирования затрат

Зависимость оценки себестоимости продукции  от метода распределения косвенных  расходов, невозможность точного  определения рентабельности продукции

Частичное калькулирование себестоимости Учитываются все  виды затрат, распределяются только переменные Перемен-ные и постоян-ные  Возможность  обоснования ряда управленческих  решений

 Возможность  правильного планирования

Адекватное  сравнение рентабельности отдельных  видов продукции

Независимость финансового результата от распределения

Несоответствие  или неполное соответствие требованиям  действующего законодательства

Занижение себестоимости готовой продукции  и незавершенного производства

Повышение трудоемкости учета в связи с  необходимостью раздельной регистрации  постоянных и переменных расходов

    Примечание  – Источник: [11, с. 54]. 

    Зарубежный  опыт снижения себестоимости продукции  показывает, что в этом вопросе  важны все аспекты хозяйственной  деятельности: и способ организации  производства, и структура, и качество выпускаемой продукции, и способ учета затрат. Поиск путей снижения себестоимости построен на своевременном  и точном анализе хозяйственной  деятельности, себестоимости продукции, по данным которого определяются резервы  экономии затрат и увеличения прибыли.

    На  предприятиях и фирмах зарубежных стран  осуществляется также сравнительный  анализ издержек производства конкурентов. Такой анализ позволяет сопоставить  структуру издержек собственного производства со структурой издержек конкурентов, выявить  их преимущества, а также изменение  издержек у конкурентов и на основе этого анализа принять необходимые  меры, направленные на улучшение структуры  издержек производства и их снижение.

    Наибольший  интерес для изучения вопросов, связанных  с себестоимостью продукции, представляет опыт японских фирм. Успехи японских фирм по снижению издержек позволяют продавать  свою продукцию дешевле своих  западных конкурентов и чаще достигать  преимуществ перед ними, выпуская на рынок новые изделия.

    Японские  фирмы прикладывают все усилия для  снижения производственных затрат в  соответствии с принципом «снижения  затрат путем исключения потерь». Это  означает внедрение такой организации, которая будет совершенно исключать  все потери исходя из того, что всякое превышение минимума необходимого производственного  оборудования, запасов материалов и  комплектующих изделий, а также  числа рабочих является источником увеличения издержек.

    Среди финансовых показателей, используемых крупнейшими японскими промышленными  компаниями при оценке своей хозяйственной  деятельности, важное место занимают данные о структуре себестоимости  продукции. Анализ данных о структуре  себестоимости продукции позволяет  сделать выводы об уровне рентабельности производства, соотношении полной и  заводской себестоимости, структуре  заводских и общефирменных затрат на производство продукции.

    Уровень рентабельности японских радиоэлектронных фирм относительно невысок и находится  в пределах от 3,5 до 6%. Разные компании существенно отличаются друг от друга  по структуре заводской себестоимости  и по доле в объеме продаж расходов на реализацию продукции, расходов на выполнение НИОКР, в общих и административных расходах. Эти различия являются следствием отличий в номенклатуре выпускаемой  продукции. При этом каждая из приведенных  компаний, являясь лидером на рынке  определенных видов товаров, служит эталоном для компании-конкурентов.

    Японская  система анализа и регулирования  себестоимости изделий совершенно отлична от принятой на Западе. Эта  система состоит в прогнозировании, контроле и анализе отдельных  статей себестоимости.

    Основное  отличие японской системы от американской заключается в том, что при  разработке нового изделия американская фирма обычно сначала разрабатывает  его, а затем рассчитывает себестоимость. Причем, если себестоимость оказывается  слишком высокой, выполняется заново или фирме приходится довольствоваться недостаточной прибылью. Японская фирма  вначале определяет плановую себестоимость  исходя из цены, по которой изделие  с наибольшей вероятностью получит  рыночное признание, и лишь затем  нацеливает разработчиков и конструкторов  на достижение заданий по себестоимости. На стадии разработки изделия определяются все элементы складывающейся себестоимости, начиная с затрат на стадии производства и заканчивая затратами потребителя  на техническое обслуживание.

    Японские  фирмы стремятся к тому, чтобы  их рабочие ясно представляли себе, как их труд воплощается в производственных показателях и как последние  отражаются на результатах деятельности фирмы.

    Управляющие используют для этого в основном показатели, непосредственно касающиеся тех выполненных работ, которые  доступны для понимания работающих и на которые они способны повлиять. К ним относятся такие как, время наладки производственной линии по выпуску определенной партии изделий; количество материалов, идущих в отходы по вине работающего; процент  покупных комплектующих изделий, отбракованных  как несоответствующие технологическим  условиям.

    Западные  фирмы также используют подобный подход, но, ставя перед рабочими задачи, они основываются на сложных  финансово-экономических показателях, как, например, прибыль на инвестированный  капитал, которые рабочим малодоступны для понимания [11, с. 95].

    Методы  контроля и регулирования себестоимости, применяемые японскими фирмами  NEC, Sharp, Nissan и Тоjota, очень многообразны. Однако после установления плановой цены и вычета желательной прибыли плановики дают оценку каждого слагаемого себестоимости изделия: затраты на разработку, конструирование, производство, сбыт и маркетинг.

    После определения плановой себестоимости  по каждому из этих компонентов проводятся переговоры между фирмой и ее сторонними поставщиками, а также между отделами самой фирмы. Сумма первоначальных оценок себестоимости может на 20% и более превышать плановую себестоимость, а достигаемая в результате переговоров  и взаимных уступок себестоимость  доводится до уровня плановой.

Информация о работе Значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции (на примере РУП «БЗ ТДиА»)