Значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции (на примере РУП «БЗ ТДиА»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов».
Предмет исследования - значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции.
Цель работы: оценить значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции и разработать мероприятия по снижению издержек на производство продукции РУП «БЗ ТДиА».

Содержание

Введение………………………………………………………………............... 5
1 Себестоимость продукции как фактор ее конкурентоспособности……… 8
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости продукции…… 8
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость продукции ……. 12
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия ………………………………………………............... 18
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью ……………. 20
1.5. Источники и факторы снижения издержек…………………………….. 27
2 Анализ себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»…………………… 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «БЗ ТДиА»…… 33
2.2 Анализ состава и структуры себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА» …………………………………………………………………………. 43
2.3 Выполнение мероприятий по снижению себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»……………………………………………………………….. 51
3 Основные направления снижения себестоимости продукции на РУП «БЗ ТДиА»………………………………………………………………………….. 60
3.1 Мероприятия по снижению затрат на производство продукции РУП «БЗ ТДиА»……………………………………………………………………… 60
3.2 Использование информационных технологий в деятельности предприятия……………………………………………………………………. 73
Заключение…………………………………………………………………….. 79
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом-Колубович.docx

— 615.30 Кб (Скачать)

    Кроме поэлементной и постатейной классификации  затраты классифицируются и по другим признакам, представленным в приложении А.

    Группировка по калькуляционным статьям, кроме  того, дает нам возможность последующего разделения затрат на прямые и косвенные.

    Прямые (технологические) затраты характеризуются  непосредственной связью с процессом  производства и достаточно легко  могут быть распределены по конкретным видами продукции. Это, например, стоимость  потребленных в производстве сырья  и материалов; заработная плата производственного  персонала; расходы по обслуживанию оборудования и прочие простые статъи.

    Косвенные затраты не могут быть прямо отнесены к конкретному виду произведенного товара или услуги. Соответствующие  статьи калькуляции являются комплексными. В частности, это административно-управленческие расходы, расходы на страхование имущества.

    Деление на прямые и косвенные затраты  имеет место в случае производства широкого ассортимента товаров; при  простом производстве (монопроизводстве) все затраты рассматриваются в качестве прямых.

    Накладные расходы образуются в связи с  организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят  из общепроизводственных и общехозяйственных  расходов.

    К текущим относятся расходы, имеющие  частую периодичность осуществления, например расход сырья и материалов.

    К единоврсменным (однородным) расходам относят затраты на подготовку и  освоение выпуска новых видов  продукции, расходы, связанные с  пуском новых производств.

    Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации  производства.

    Непроизводительные  расходы являются следствием недостатков  в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных). Производительные расходы  планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.

    Важное  значение для анализа и управления издержками производства на предприятии  с целью их снижения имеет классификация  затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

    Условно-постоянные затраты - затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся:

    - амортизация зданий и сооружений,

    - расходы на управление производством и предприятием в целом,

    - арендная плата и др.

    Условно-переменные затраты - затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К ним относятся:

    - сдельная заработная плата рабочих,

    - расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия,

    - технологическое топливо и энергию и др. [22, с.24]. 
 

    1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 
 

    Себестоимость является основой определения цен  на продукцию. Ее снижение приводит к  увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции  на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости  продукции для предприятия заключается  в следующем:

    - в увеличении прибыли, остающейся  в распоряжении предприятия, а,  следовательно, в появлении возможности  не только в простом, но и  расширенном производстве;

    - в появлении возможности для  материального стимулирования работников  и решения многих социальных  проблем коллектива предприятия;

    - в улучшении финансового состояния  предприятия и снижения степени  риска банкротства;

    - в возможности снижения продажной  цены на свою продукцию, что  позволяет в значительной мере  повысить конкурентоспособность  продукции и увеличить объем  продаж;

    - в снижении себестоимости продукции  в акционерных обществах, что  является хорошей предпосылкой  для выплаты дивидендов и повышения  их ставки [27, с.80].

    Прежде  всего необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции  с целью их минимизации на предприятии  является составной частью управления предприятием в целом.

    Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции  на предприятии должна быть разработана  общая концепция (программа), которая  должна ежегодно корректироваться с  учетом изменившихся на предприятии  обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые  влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

    Содержание  и сущность комплексной программы  по снижению издержек производства зависят  от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его  развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

    - комплекс мероприятий по более рационалыюму использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.);

    - мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптималыюго размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

    - мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации персонала, обслуживаюшего машины и оборудование; применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования);

    - мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.);

    - мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; внедрение бригадной формы организации производства и труда; совершенствование организационной структуры управления фирмой и др.) [29, с.218].

    Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь  четкий механизм ее реализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом. 
 

    1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 
 

    Под управлением себестоимостью понимают действия менеджеров направленные на изменение факторов, влияющих на себестоимость  продукции. Такие как структура  выпуска продукции, объем производства, распределение и учет затрат, качество и используемое сырье и т.д. Управление себестоимостью связано с осуществлением предприятия функций планирования, контроля и принятия решений.

    Значение  анализа себестоимости продукции  определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую  эффективность производства, и что  только на основе его всестороннего  анализа можно выявить резервы  и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных  затратах трудовых, материальных и  финансовых. Анализ себестоимости позволяет  выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости  продукции.

    В чем заключаются задачи анализа  себестоимости? Во-первых, в определении, или оценке, величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации. Во-вторых, в управлении стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства. В-третьих, в анализе затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия [28, с.175].

    Анализ  себестоимости, со своей стороны, в  первую очередь призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и  принятия разнообразных административных решений.

    Анализ  себестоимости продукции направлен  на выявлеяие возможностей повышения  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.

    Управление  себестоимостью и анализ затрат являются составной частью менеджмента, которая  оперирует данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой  или будущей способности распорядиться  экономическими ресурсами в интересах  достижения определенной цели. Управление себестоимостью и анализ затрат имеют  дело с рассчитанными на будущее, или запланированными, затратами  равно как и с прошлыми затратами.

    На  каждом предприятии необходимо повысить качество управления и анализа себестоимостью. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждает те предприятия, чьи  работники обладают более глубокими  знаниями основ финансово-экономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения  кардинальных вопросов развития предприятия [28, с.224].

    Процесс управления и анализа делится  на следующие основные стадии:

    1 Планирование затрат. Представляет собой определение целей организации и ее подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выполнения. Планы конкретизируются в сметах, включающих показатели в денежном выражении. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат. Производственный план и смета затрат на производство продукции показывают планируемые уровни запасов, количество единиц продукции, которую компания намеревается произвести, и стоимость различных видов ресурсов, которые будут затрачены на выполнение производственных планов. Кроме того, в любой смете заложена возможность осуществления контроля путем сравнения фактических затрат с запланированными, определения отклонений и их анализ.

    2 Контроль затрат. Этим процессом устанавливаются исходные стандарты (например, нормативные затраты и запасы), на основе которых можно определить показатели эффективности. Затем выявляются различия между плановыми и фактическими показателями, что позволяет определить неблагоприятные тенденции. Контроль затрат помогает установить причины отклонения от плана и внести соответствующие коррективы. Например, в бухгалтерском отчете о производственных затратах, направленном руководителю производственного подразделения, указывается, что стоимость производства единицы продукции оказалась значительно выше, чем должна быть по нормативным показателям.

    В результате обследования может выясниться, что превышение произошло из-за неэффективного использования рабочей силы, сверхнормативного  брака, эксплуатации неисправного оборудования или нарушения технологии производства.

Информация о работе Значение себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции (на примере РУП «БЗ ТДиА»)