Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:49, курсовая работа
Экономический анализ как метод обоснования управленческих решений, установления взаимосвязи событий, процессов и их результатов, формирования программно-ориентированных массивов информации охватывает все стадии процесса воспроизводства, все уровни хозяйственных субъектов и направления их деятельности. Для упорядочения основных методов и методик экономического анализа необходима его научно обоснованная классификация, позволяющая выявить взаимосвязи, преемственность и обособленность разных видов анализа, т.е. его типология.
Введение
Виды экономического анализа
Заключение
Список используемой литературы
Традиционно
принято различать
Предварительный контроль осуществляется до начала работы. При этом обычно контролируются правила и процедуры подготовки и реализации решения (определение конкретных исполнителей, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, критериев и сроков реализации, методов контроля, форм ответственности и др.).
Иное дело – текущий контроль. Он осуществляется непосредственно в ходе выполнения работы и основан на измерении ее фактических результатов. Чем продолжительнее прогнозируемый срок выполнения решения, тем важнее выявлять посредством контроля промежуточные результаты. Неразумно привязывать за результатом, как это делается, к финишу (конечному сроку). Если до финиша еще много времени, то могут появиться отклонения от намеченного курса (например, из-за непредвиденного дефицита ресурсов, безответственности соисполнителей и т.д.), которые, если опоздать с принятием адекватных мер, будет невозможно ни компенсировать, ни устранить. Отсутствие текущего контроля зачастую является предпосылкой срыва выполнения решения.
Основная задача заключительного этапа контроля состоит в том, чтобы выявить существенные отклонения, оказывающие негативное воздействие на достижение контролируемых целей, что происходит преимущественно под влиянием внешней для организации среды. Постоянное отслеживание изменений во внешней и внутренней среде организации с применением обратных связей может дать убедительный материал о недопустимых отклонениях от намеченного курса действий и обязывающий к своевременной корректировке раннее принятых решений. В этом заключается одно из важнейших условий стабильного и целенаправленного развития организации (объекта управления). Однако корректировка наиболее важна в том случае, когда проводится в режиме реального времени. В случае запаздывания система контроля перестает быть рациональной и не только не оправдывает себя, но и дискредитирует всю систему.
Следует
подчеркнуть, что наибольшие возможности
налаживания эффективного оперативного
контроля существуют в организациях, где
пропагандируется идея самоконтроля.
2.3 Роль руководителя в проведении контроля
Существенную роль в проведении контроля играет руководитель. Среди руководителей можно выделить два типа. Один упорно стремится к тому, чтобы контролировать все, что происходит вокруг него, влиять на образ мыслей и поведение подчиненных. Ему хотелось бы овладеть полномочиями и средствами, определяющими суть и исход решения. Другой не испытывает никакой потребности влиять на других, разве только в чрезвычайных обстоятельствах, не пытается контролировать поведение подчиненных и оценивать меру их исполнительности.
По характеру реализации работников на указания со стороны руководителей различаются два крайних типа подчиненных. Одни готовы принимать контроль (влияние) и даже испытывают потребность в этом, стремятся к тому, чтобы их поведение соответствовало желаниям и ожиданиям контролирующего. Подчиненные другого типа стараются уйти из-под контроля, противодействуя всеми доступными им средствами влиянию контролирующего, не желают, независимо от ситуации и обстоятельств, поддаваться воздействию извне.
В действительности конкретные работники занимают определенное место между этими противоположными типами. Однако приведенные соображения полезны тем, что подчеркивают необходимость достаточно точно уяснения того, кому и кого проверять, свидетельствуют о необходимости квалифицированного выбора стиля проверки исполнения решений. В выборе не было бы особой необходимости, если бы методы контроля опирались исключительно на стандарты. Но у профессионала разумный официальный контроль всегда сочетается с неформальным контролем, чем и обуславливаются особенности того или иного стиля проверки. Подобно тому как индивидуален стиль проверки каждого контролирующего.
Контроль должен быть благожелательным, поэтому в особом внимании нуждается процедура отбора контролеров. Лица, уполномоченные контролировать, должны отличаться высокими моральными качествами, владеть этикой поведения, обладать неподкупностью и твердостью характера, независимостью суждений и высоким профессионализмом, уметь объективно подходить к контролируемым и оценке их роли в исполнении решений. В противном случае невозможны уважение и доверие контролируемых к контролерам, без чего весьма затруднительно составить приемлемый отчет о выполненном контроле и получить согласие контролируемых с его выводами и рекомендациями. Нелишне отметить, что если контролер недостаточно квалифицирован, поддается стороннему воздействию и несамостоятелен, то его действия наверняка будут считаться тенденциозными и даже объективная проверка и резонные указания вызовут подозрения и неприятие, чреватые конфликтными ситуациями.
В связи с этим уместно задаться вопросом, на кого в иерархии управления следует возлагать контрольные функции?
В принципе за осуществление контроля отвечает непосредственный руководитель. Названная функция входит в круг его служебных обязанностей и притом не подлежит делегированию. Но квалификационный контроль невозможен без квалификационных знаний, касающихся предмета проверки, а между тем руководитель далеко не всегда владеет да и не обязан владеть тонкостями контролируемого процесса, а потом он не может подвергнуть работу специалистов квалифицированной и разумной критике. Невозможно требовать от современного руководителя, чтобы на профессиональном уровне владел всеми подконтрольными ему видами деятельности, специальными знаниями и навыками. Поэтому многие административные решения инициируются на нижележащих иерархических уровнях организационной структуры. В подобных ситуациях принятие руководителем их рекомендаций по необходимости основывается преимущественно на доверии к подчиненным – разработчикам решений. В сущности, его задача сводится к тому, чтобы придавать поступающим снизу решениям официальный статус.
Создается противоречивая ситуация. С одной стороны, руководитель не в силах достаточно эффективно контролировать работу бухгалтера, программиста, маркетолога, агента по рекламе, в которой далеко не все понимает, ас другой стороны, он не в праве отстраниться от контроля, причем отсутствие профессиональных знаний не может служить для него оправданием. Умный и открытый руководитель обязан найти решение складывающегося здесь объективного противоречия.
Порой
полезно познакомиться с
Возможно также разделение контрольных функций между первыми руководителем и его заместителями – руководителями конкретных служб. Если к примеру, наряду с непосредственным руководителем существуют еще и руководители подразделений, то первый может контролировать добросовестность и надежность выполнения решений, а другие – наблюдать за точностью их выполнения, соответствием действий исполнителей обязательным стандартам, нормам и предписаниям.
В контроле нуждаются и сами контролеры, осуществляющие проверки по указанию своих руководителей. Иногда полезно прислушаться к информации, поступающей от клиентов-проверяемых. Если клиенты неоднократно высказывают претензии за пристрастность, недостаточный профессионализм и иные недостатки служащего-контролера, такую информацию следует изучать со всем вниманием. Легче всего отмахнуться от нее, посчитав доносами и сплетнями, однако повторяющиеся жалобы бывают небезосновательными. Доверие руководителя к своему непосредственному окружению не должно подавлять интереса и к иным источникам информации, в данном случае от контролируемых.
Контроль предполагает ответственность и указывает способ преодоления недостатков. Очевидная слабость контроля во многом объясняется ненаказуемой безответственностью. Если слабый контроль благоприятствует уходу от ответственности, то это, в сущности, лишает контроль всякого смысла. Ответственность за надлежащее исполнение решений есть ответственность за нормальное функционирование организации. В противном случае может оказаться бессмысленным и, более того, вредным само существование организации, становящейся пожирателем бюджетных средств и дурным примером для других учреждений.
В последнее время ситуация меняется, в основном во негосударственных структурах. Ответственность предприятия, например, начинает принимать множество форм, вплоть до банкротства. В то же время всякий руководитель располагает различными средствами поощрения за эффективное использование делегированных полномочий, в особенности работников, принимающих на себя дополнительные обязанности и готовы нести ответственность за их выполнение. Поощрения по итогам контроля важны не только как материальный стимул: подчиненные убеждаются, что их деятельность находится в поле зрения руководителя и непременно будет оценена по достоинству, что побуждает их с удвоенной энергией добиваться улучшения показателей своей работы.
В условиях рыночной экономики приходит понимание того, что привычка не выполнять согласованные решения и данные обещания может оказаться экономически весьма накладной, что честность и умение держать слово составляют основу бизнеса и коммерческих отношений.
Мера
ответственности как
Помимо того ответственность, как правило, не адекватна власти по той причине, что обе они являются сложными переменными, к тому же подверженными воздействию множества факторов субъективного порядка. Власти сопутствуют в определенном соотношении (в зависимости от характеристики социальной среды) ответственность и отключение контроля и ответственности. Что касается частного сектора, то здесь самостоятельность организаций, выражающаяся прежде всего именно в полномочности принятия решений, близка к абсолюту, будут ограниченной только нормативными актами общего действия.
В контексте сказанного механизм взаимодействия самостоятельности, контроля и ответственности выступает средством согласования государственных и частных (личных) интересов. Подтверждение сказанному можно найти, в частности, в концепции банкротства.
Традиционно
пугающее банкротство знакомо
В условиях рыночной экономики
банкротство возможно и
Сложившаяся современная ситуация нуждается в упорядочении и ужесточении контрольных функций организаций и повышении ответственности за их надлежащее исполнение. А для этого необходимо должное нормативно-правовое обеспечение системы контроля, установление обоснованных стандартов и критериев оценки достигнутых результатов.
Проблема контроля в управлении неразрывно связана с духовно-нравственными, культурными и психологическими особенностями поведения человека. Первопричиной издержек, выявляемых с помощью контроля, является человек, и базовые резервы их снижения находятся в самом народе, его самобытности и культуре.
В своем поведении, а также
управленческой деятельности
Контроль
как объективное свойство системы управления
должен проистекать из глубинных, исторически
устойчивых и постоянно воспроизводящихся
культурных отношений многонационального
народа. Культура при этом выступает
в виде определенного свода правил, законов
природы, жизнедеятельности человека
и окружающего нас мира. Это своеобразный
«становой хребет цивилизации», по-своему
преломляющий ход трансформационных процессов
вне зависимости от воли человека. Поэтому
контроль должен способствовать тому,
чтобы система управления не отклонялась
от культурных ценностей, заложенных в
народе, и ориентировала бы хозяйственную
деятельность на их сохранение и развитие.