Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:49, курсовая работа
Экономический анализ как метод обоснования управленческих решений, установления взаимосвязи событий, процессов и их результатов, формирования программно-ориентированных массивов информации охватывает все стадии процесса воспроизводства, все уровни хозяйственных субъектов и направления их деятельности. Для упорядочения основных методов и методик экономического анализа необходима его научно обоснованная классификация, позволяющая выявить взаимосвязи, преемственность и обособленность разных видов анализа, т.е. его типология.
Введение
Виды экономического анализа
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Предприятия
сегодня сталкиваются на практике с
немаловажной проблемой – научной необоснованностью
делового поведения, а отсюда – и неэффективностью
деятельности в произодственно-рыночном,
коммерческом и финансовом отношениях.
Эффективная деловая деятельность, связанная
с необходимостью использования обоснованных
управленческих решений в области менеджмента,
маркетинга, управления рынком и взаимодействия
с конкурентной средой, требует расширения
научных исследований, проектных проработок,
а также повышения профессионально-
Для достижения главной цели в менеджменте применяются общие управляющие воздействия – функции, применимые к любой организации. К общим функциям в системе менеджмента относятся:
Повышение эффективности управления малым и средним бизнесом может быть достигнуто путём совершенствования отдельных управленческих функций. Усложнение процесса принятия решений ведёт к необходимости разделения функций и выделения отдельных видов действий в самостоятельные управленческие подсистемы: производство, финансы, маркетинг, персонал, исследования и разработки. Увеличивается число и сложность задач по составлению планов и координации всей работы предприятия. Планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Повышается значение контрольной функции. Без управленческого контроля не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация.
Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства, т. е. уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют её направление деятельности, распределяя её усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.
Контроль предполагает наблюдение за развитием организации по намеченному курсу. Будучи конструктивной функцией управления, универсальной и всеобъемлющей, контроль является испытанным средством выполнения миссии и достижения целей организации. Функции контроля не сводится только к полномочиям специально назначаемого контроллера, их должны осуществлять сами руководители.
Цель
данной курсовой работы состоит: в выявлении
главных черт контроля и на их основе
выделить разные его типы и виды; ознакомиться
с основными принципами функционирования
механизма контроля; в выявлении тенденций
развития и совершенствования контроля.
1 Теоретические основы контроля
1.1 Понятие контроля
Слово «контроль» заимствовано из французского языка. Стопроцентного аналога этому слову в русском языке нет. По-русски «contorle» означает: 1) проверка кого-либо или чего-либо, чтобы удостовериться в соответствии чему-либо; 2) надзор, наблюдение в целях проверки; 3) испытание знаний, свойств для выяснения их пригодности к чему-либо. Таким образом, в упрощенном понимании контроль – это целенаправленные практические действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо.
Такие действия, естественно, не возникают сами по себе или каким-то сверхъестественным путем. Контроль, как известно, осуществляют люди через специально созданные для этого структуры, наделенные определенными полномочиями. Полномочия дают власть, в том числе и органы управления. Власть – легитимный источник всякого контроля. Властное воздействие представляет собой такую взаимосвязь, в процессе которой люди, социальные институты в силу разных причин (материальных, экономических, социальных, политических и других) добровольно (осознанно) или по принуждению (воли, авторитета, права, насилия и др.) признают верховенство других людей.
Неслучайно американские специалисты в области менеджмента утверждают, что слово «контроль», как слово «власть», рождает прежде всего отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. – в общем, все то, что прямо противоположно свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия контроль понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, – это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно – означало бы упустить из виду основную задачу управления. Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
В теории управления социально-экономическими процессами контроль рассматривается в качестве одной из основных функций субъекта управления. В контроле также, как в процессе принятия решений, субъект управления наиболее полно и ярко реализует свой волевой императив, свои властные правомочия. Управляющее воздействие контроля проявляется прежде всего в том, что под его влиянием поведение управляемой системы удерживается или изменяется в рамках заданной цели, требований законов, нормативов, стандартов, регламентов и многих других установлений. Действенность контроля, его властная сила утверждаются путем применения различных санкций, неотвратимость и «жесткость» которых зависит от «тяжести» допущенных нарушений. Поэтому по своей сути контроль всегда нацелен на улучшение качества и повышение эффективности управления.
В ходе исторического развития контроля как функции управления постепенно формировалась определенная категория людей – социальный слой тех, кто профессионально занимается контрольной деятельностью в органах государственной власти и управления, в корпорациях и на предприятиях, организациях и других социальных институтах. Одновременно формировалась специальная область человеческого знания, помогающего квалифицированно и эффективно осуществлять эту управленческую функцию.
В России первые сведения о контроле как особом виде управленческой деятельности относится к 50-м годам XVI века, когда по указу царя Алексея Михайловича был создан Приказ тайных дел. Управлял приказом сам царь. Этому приказу были даны широкие полномочия, в том числе, наблюдение за выполнением боярами должностных обязанностей, проверка деятельности «служилых людей» Приказов, воевод и др. В 1657г. был создан Счетный приказ, которому царь поручил контролировать финансовую деятельность других Приказов.
В начале XVII века в России впервые появилась должность «контролера» – исполнителя обособившейся управленческой функции. Эта должность была введена в Санкт-Петербурге в портовой таможне «Комерцколлегии» для контроля за взиманием торговой пошлины. Но государство уже тогда котроллеров не жаловало. Известно, что Петр I при учреждении лесной стражи повелел «оклады им положить минимальные, ибо должность сия воровская». С тех пор контрольная деятельность становилась все разнообразнее и шире, но отношение государства к контролерам, по существу, оставалась прежним. В современной России контрольной деятельностью в управлении занимаются тысячи специалистов и государственных служащих различного профиля. Тем не менее из реальной практики известно, что исполняемость, например, правовых норм, и прежде всего законов, все еще остается желать лучшего. В какой-то мере это подтверждают данные социологических опросов населения.
Разумеется, соблюдение
законов, других управленческих решений
или непочтительное отношение к ним
во многом зависит от правовой культуры,
законопослушания самих граждан. Но главное
все же состоит в том, чтобы в обществе
в целом был налажен и четко функционировал
механизм действенного контроля, реально
обеспечивающий исполнение управленческих
решений. Без этого просто невозможно
поступательное движение российского
общества по пути социально-экономического
развития.
1.2 Сущностные черты контроля
Почему же необходим контроль? Есть несколько объективных обстоятельств, которые обуславливают потребность общества в организации контроля в различных сферах экономической и социальной жизни, а также определяют сущностные характеристики контроля в управлении. К таким явлениям (обстоятельствам) прежде всего относятся неопределенность и связанные с ней риски экономических и социальных потерь. Неопределенность – одна из основных реалий жизни. Неопределенность нельзя полностью устранить в сфере управления. Дело в том, что в основе самой неопределенности лежат неустранимые реалии общественной жизни: научно-технический прогресс, перманентные социальные изменения и другие «случайные колебания» в деятельности людей. Ситуацию неопределенности весьма образно и пессимистично выразил Мерфи в сформулированных им законах: 1. Все, что может плохо получится, случится. 2. Даже если ничего плохого не может случится, все равно плохое случиться. И действительно случается, если пренебрегают контролем.
Неопределенность внешней среды. Процесс управления протекает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды: законов, состояния социальных и культурных ценностей, технологии, конкуренции на товарных рынках, на рынках капитала и труда, инвестиционных предпочтений и других, в том числе кризисных ситуаций, переменных величин. В отдельности и в совокупности они могут превратить планы и программы деятельности, вполне реальные в момент их формирования, через какое-то время в нечто совершенно недостижимое или в лучшем случае вызвать значительные потери. Для того чтобы своевременно реагировать на изменения внешней среды и принимать адекватные меры, управление нуждается в эффективном механизме анализа и оценки этих перемен.
Неопределенность, связанная с действием других организаций. Очень редко бывает, чтобы управление протекало вне зависимости от смежных субъектов хозяйствования. Чаще всего наоборот, управление осуществляется в рамках договоров, совместных планов, соглашений, кооперации труда и т.п., которые также несут в себе различные элементы неопределенности, что может негативно и решающим образом сказаться на достижении намеченной цели.
Неопределенность
ценностей и поведения людей.
Планы, программы и другие управленческие
решения разрабатываются и
Таким образом, с точки зрения управления неопределенность – это неизбежное зло, предпосылками которого являются те или иные изменения. Но в абсолютно неизменяющемся мире будущее было бы известно заранее, ибо оно ничем не отличалось бы от прошлого.
Каков же выход из ситуации неопределенности? Теория и практика управления знают один единственный – организация контроля. Он позволяет придавать процессу управления такую направленность, которая сопряжена с минимумом неопределенности, и избегать решений с более высоким уровнем неопределенности. Преодоление всякой неопределенности – суть управленческого контроля. При помощи обратных связей контроль позволяет субъекту управления выявить на возможно более раннем этапе негативное развитие ситуации и оперативно принять корректирующие меры для эффективного решения любой из возникших проблем.
В общем-то обратные связи - это важнейшая сущностная черта, сердцевина контроля. Основоположник кибернетики Н. Винер понимал «обратную связь» как уникальное «свойство, позволяющие регулировать будущее поведение прошлым исполнением приказов». Г.В. Атамачук отмечает, что с точки зрения интересов контроля необходимо учитывать и анализировать два взаимосвязанных между собой типа «обратных связей» - объективные и субъективные. При этом объективные обратные связи несут информацию о поведении, интересах и других свойствах объекта управления, а субъективные обратные связи характеризуют обоснованность применяемых мер и процедур контроля. Именно механизм обратных связей в сочетании с прямыми непосредственным воздействием контроля на объект управления создают необходимые предпосылки нормального функционирования социально-экономических процессов.
Содержание прямых и обратных связей в контрольной деятельности довольно полно раскрывается в следующих способах и процедурах её осуществления: