Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:49, курсовая работа
Экономический анализ как метод обоснования управленческих решений, установления взаимосвязи событий, процессов и их результатов, формирования программно-ориентированных массивов информации охватывает все стадии процесса воспроизводства, все уровни хозяйственных субъектов и направления их деятельности. Для упорядочения основных методов и методик экономического анализа необходима его научно обоснованная классификация, позволяющая выявить взаимосвязи, преемственность и обособленность разных видов анализа, т.е. его типология.
Введение
Виды экономического анализа
Заключение
Список используемой литературы
- установление
стандартов и критериев,
- сбор, обработка и анализ информации о фактическом положении дел;
- сравнение полученных
данных с запланированными
- выявление отклонений, нарушений и анализ причин их появления;
- разработка системы корректирующих действий, мероприятий, для того чтобы удержать или изменить поведения объекта управления в рамках заданной цели, других управленческих решений.
Обратная связь в процессе контроля – это данные о полученных результатах. В целом системы обратной связи позволяют субъекту управления выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свои действия, чтобы избежать отклонения от намеченной цели. Недаром, одно из определений контроля гласит – это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.
К этому определению следует добавить, что, во-первых, контрольные действия должны осуществляться своевременно, т.е. до того, как обнаруженные нарушения вызовут потери или кризис, а во-вторых, эти действия должны быть всеобъемлющими.
Эффективно организовать контроль прежде всего ориентирован не решении как стратегических задач, так и оперативных вопросов. Такой контроль предусматривает:
- соответствие делу. Нет смысла в контроле, если его инструментарий не дает возможность адекватно отражать, анализировать, сопоставлять фактическое состояние дела с желаемым и необходимым состоянием.
- своевременность. Поздно осуществлять какие-то корректирующие воздействия, если действие уже закончилось (поезд ушел).
- стратегический характер. Целесообразно контролировать достижения прежде всего стратегических, а не промежуточных целей.
- ориентация не результат. Важно проконтролировать результат выполнения работы, а не момент прихода на рабочее место после обеденного перерыва проверить качество отчета, подготовленного сотрудником, а не качество зачинки им карандашей на его рабочем месте.
- гибкость. Необходимо корректировать процедуры контроля и набор контролируемых параметров в зависимости от меняющейся ситуации. Если непредвиденное можно спрогнозировать, то контроль становится ненужным.
- простота. Усложненные процедуры контроля, как правило, приводит к тому, что тормозится выполнение других управленческих функций. Целесообразно контролировать лишь несколько ключевых показателей, но делать это систематически и эффективно.
- экономичность. Затраты на контроль должны быть соизмеримы с другими видами затрат. Контроль не должен становиться абсолютно доминирующей функцией управления.
Важно отметить, что одной из сущностных черт контроля является добровольное соблюдение определенных ограничений, регулирующих поведение. Причины такого отношения различны % оно может быть привычной нравственной нормой, традицией, может вытекать из преследования каких-то собственных интересов и т.п. Например, М. Вебер считал, что люди добровольно соблюдают определённые ограничения свободы действий, потому что в легитимность существующей системы власти. Применительно к контролю – в легитимность управляющей системы, субъекта управления. Без добровольного соблюдения ограничений масштаб и интенсивность контроля могут стать невыполнимыми (расширятся до такого состояния, что за самим контролерами нужен будет контролер).
Отметим ещё одну сущностную черту контроля: он органически неотделим от ответственности. Это две стороны одной медали, которые существуют взаимосвязано, дополняя и укрепляя друг друга. Властная составляющая контроля действует таким образом, что ответственность человека за социальные и материальные последствия своих действий из сферы чисто нравственной переходит в сферу административную, правовую. Иначе говоря, контроль с системой санкций, внешней принудительной регуляцией ответственности выполняет функцию охраны и защиты от своеволия и злоупотреблений.
В этой связи контроль может быть как позитивным явлением социально- экономической жизни, так и негативным. Негативный контроль сводится лишь к обнаружению нарушений, ошибок и к требованию их исправить. Позитивно организованный контроль – это, по сути дела, система контрольной деятельности, направленная на профилактику возможных отклонений от параметров управленческого решения.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что трактовка понятия «контроль в управлении» или контроля как функции управления представлена в нескольких аспектах.
Контроль - это властное целенаправленное воздействие одних людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего-либо.
Контроль – это процесс
Контроль – это процесс, при
помощи которого субъект
Контроль – важная составляющая управленческого воздействия (сознательного, придуманного, преднамеренного и зафиксированного в соответствующих правовых и других нормативных управлениях, обязательных для исполнения) на людей через специально созданные структуры, институты.
Контроль – неотъемлемая
Контроль и оперативное информирование (по принципу обратной связи) – составная часть управленческой деятельности, которая помогает исполнять управленческие решения.
Как категория теории управления контроль – это специфический вид управленческих отношений (деятельности). Отношения контроля начинают реально формироваться в момент организационного формирования и юридического закрепления субъекта управления. Содержание отношений контроля – сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление её с параметрами, заданными заранее в законах, инструкциях, других нормативных актах, а также в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решений о корректирующем воздействии.
Таким образом, контроль представляет собой сложное, многогранное управленческое и социальное явление. Он абсолютно необходим для упорядочения жизнедеятельности людей во всех её областях.
В гражданском обществе каждая личность, каждый субъект хозяйствования, принимая на себя определённые обязанности, в свою очередь вправе надеяться (требовать), чтобы органы государственной власти обеспечивали исполнение установленных правовых норм и другие формы общественного согласия.
Социально ориентированные решения органов государственной власти могут остаться благими пожеланиями, если отсутствуют контроль за их исполнением, четкий механизм административной ответственности за каждое отклонение, нарушение принятых решений. Реформирование государственной службы предполагает, помимо всего прочего, расширение контрольной деятельности на всех уровнях государственного управления.
Контроль в системе государственной службы Российской Федерации решает три важнейшие задачи.
Первая – соблюдение законов и других нормативных актов, позволяющих поддерживать стабильность государства и общественного устройства, своевременное обнаружение отклонений от заданных органами государственной власти правил и процедур, а в случае необходимости – корректировки.
Вторая – повышение персональной ответственности должностных лиц и эффективности государственного управления. Она охватывает и численность государственных органов, их взаимодействие и противодействие бюрократизации государственного аппарата.
Третья – эффективное использование системы делопроизводства, обеспечение отлаженности, целесообразности и точности прохождения документов по адресам и исполнителям.
Успешное
решение этих задач имеет далеко
идущие последствия прежде всего для борьбы
с коррупцией в органах государственной
власти, а также для того, чтобы на деле
соблюдалась законность в собственной
административной деятельности. Кроме
того, внутренние методы контроля деятельности
государственных служащих (чиновников)
вносят в неё элементы саморегуляции внутри
бюрократических структур, которая выражает
а корпоративной ответственности, самодисциплине
и открытости.
1.3 Объекты и субъекты, типы и виды контроля
Человека окружает множество вещей и процессов, которые являются объектами его контроля. Сюда относятся техника, технологические системы и процессы, флора, фауна, законы, решения, наказы избирателей, люди, организации, вооружение и т.п. В системе управления производством объектами контроля являются народное хозяйство, отдельные его отрасли, регионы, министерства, объединения и предприятия. Внутри них объектом контроля могут быть происходящие в них процессы или отдельные элементы, которые также относятся к контролируемым объектам.
Характерной чертой объектов контроля в системе управления производством является их сложность. Примерами очень сложных объектов контроля могут служить промышленное предприятие, отрасль народного хозяйства, экономический регион, территориально – производственный комплекс и др. От сложности объектов зависит выбор методов и средств контроля.
Принципиальным моментом для понимания сущности контроля является совпадение объектов управления и контроля. Надо различать нравственность управленческой и контрольной деятельности на один и тот же объект управления. Соотношения между управлением и контролем – это соотношение между целым и частью, управленческая деятельность направления на достижение объектов управления поставленной цели, а контрольная – на обеспечение такого состояния и поведения и поведения этого же объекта управления, которое позволяет достичь поставленной цели. При этом предметом управления является получение запланированного результата объектом управления, а предметом контроля – состояние и поведение объекта управления и контроля.
Предметом контроля может быть деятельность организаций и органов управления в целом (общий контроль) и деятельность организаций в отдельных сферах или касающихся отдельных операций (частный контроль) в соответствии с установленными законами, нормами, правилами, решениями, поручениями, а более конкретно – состояния объекта контроля на определенную дату и в течение некоторого времени в будущем . применительно к таким объектам контроля, как организация, требуется знать поведение или динамику состояния организации.
Субъекты контроля так же многочисленные и разнообразны, как и объекты контроля. Субъектами контроля являются люди, социальные институты, государство т.п. Различаются следующие виды контроля, где субъектом выступает человек: операторский, самоконтроль, профессиональный, рабочий, диспетчерский, ревизорский и др. Примерами контроля, где субъектами выступают группы людей, могут быть семейный контроль, групповой контроль, классовый контроль, социальный контроль и др. К видам контроля, где субъектом выступают организации с участием человека, относятся государственный, общественный, контроль отдела технического контроля, таможенный контроль.
По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, е.е. контролирующих и контролируемых органов, организации, людей, групп, различают контроль внутренний и внешний, общий или частичный, линейный, функциональный или операционный. В сфере управления в качестве признаков принимаются: своеобразие задач контроля и их масштаб, субъекты, объекты и сферы контроля, методы и типы контроля. Обобщающим признаком для характеристики вида контроля является его тип.
Видовая характеристика контроля начинается с его задачи. При этом необходимо учитывать специфику субъекта, поставившего задачу (в частности, является ли он внешним или внутренним по отношению к объекту контроля), а также категорию задач, к которой он относится – общих или частных. По этим признакам различается линейный, функциональный и операционный типы контроля. Линейный контроль распространяется на организацию в целом, процедура функционального контроля ограничивается точно очерченными пределами того или иного подразделения, а операционный контроль охватывает конкретные объекты.