Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:53, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ по управлению трудовыми ресурсами коммерческого предприятия и применение их в практике анализа управленческих процессов на этапе роста и расширения предприятия.
Объектом исследования в работе является предприятие общественного питания ООО "Катальпа".
На основании поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления трудовыми ресурсами
предприятия;
- провести анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов в субъекте исследования;
провести анализ кадровой политики предприятия и организационной культуры;
определить тенденции развития предприятия и направления совершенствования управления трудовыми ресурсами.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ 4
1.1. Развитие трудовых ресурсов в современных рыночных условиях 4
1.2. Управление трудовыми ресурсами предприятия: методы, технологии 11
1.3. Особенности управление трудовыми ресурсами на предприятиях общественного питания 19
1.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов: инструментарно-методический базис 25
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ООО 34
"КАТАЛЬПА" 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика коммерческого предприятия общественного питания ООО "Катальпа" 34
2.2. Анализ состояния и движения трудовых ресурсов предприятия 39
2.3. Анализ использования трудовых ресурсов и заработной платы 43
2.4. Основные характеристики кадровой политики на предприятии 47
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ ООО "КАТАЛЬПА" 59
3.1. Развитие кадрового потенциала предприятия 59
3.2 Развитие организационной культуры и совершенствование методов управления трудовыми ресурсами кафе "Катальпа» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Официанту рекомендуется при обслуживании женщин усвоить, что женщины лучше, чем мужчины, разбираются в блюдах, преимущественно сами выбирают себе блюда в меню и почти никогда не нуждаются в помощи официанта. Они также уделяют много внимания интерьеру зала, эстетике сервировки стола, внешнему виду официанта. Официант, подав меню, отходит от стола и, заметив, что гостья закончила выбор меню, снова подходит к столу, принимает заказ и рекомендует напитки. В случае заказа в числе блюд чая и кофе официант не должен предлагать другие напитки.
При обслуживании гостей с детьми официанту нужно иметь в виду, что дети более подвижны и нетерпеливы, нервничают сами и нервируют родителей, поэтому рекомендуется первыми обслужить этих гостей, причем в первую
очередь подать блюда детям.
При обслуживании пожилых людей официант обязан помочь им в выборе диетических блюд и напитков.
При обслуживании потребителей, впервые посетивших ресторан, что видно по их некоторой растерянности, рассадить таких гостей за стол, подать меню, выяснить, что они желают, и помочь им выбрать блюда и напитки по вкусу.
Молодые посетители часто скрывают свою неосведомленность и поэтому нуждаются в тактичных консультациях официанта.
Процесс
общения требует взаимного
В процессе обслуживания потребителей вступают в действие самые разнообразные правила человеческого общения. Уверенность и спокойствие официанта передаются посетителю, вызывают у него доверие к качеству блюд и уровню обслуживания. Напротив, нервозность обслуживающего персонала сразу же отрицательно сказывается на настроении потребителей. Причем отрицательная модель обслуживания может обернуться для официанта множеством отрицательных эмоций со стороны потребителей: недоверием, неуважением к официанту, ущемлением его достоинства, поскольку работа официанта нередко олицетворяет собой качество обслуживания всего коллектива работников кафе или ресторана. Если в этих условиях официант проявляет по отношению к потребителям еще и невнимание, высокомерие, то их поведение будет еще более неприятным для официанта.
Таким образом, развитие субъективных элементов организационной культуры кафе "Катальпа" может осуществляться, в первую очередь, через создание примеров для подражания, определение поведенческих ритуалов в кафе
и разработку собственных правил делового этикета.
Важную роль в формировании организационной культуры кафе "Катальпа" может играть социально-психологический климат, во многом зависящий и формируемый директором кафе.
Социально-
Психологическая совместимость бывает двух видов:
Директору кафе можно рекомендовать при формировании трудового коллектива подбирать людей разных темпераментов и характеров. При этом условии настроение в коллективе будет бодрым, легче переносится монотонность процессов труда.
Как правило, более всего совместимы люди, имеющие одинаковую потребность в общении. В то же время люди с сильной нервной системой более успешно решают сложные проблемы, чем те, у кого слабая нервная система. В трудовом процессе они как бы дополняют друг друга, и те и другие работают эффективно и с повышенным интересом.
Замечено, что работники разного возраста в коллективе тоже дополняют друг друга, они легко общаются и усваивают полезный опыт.
Кроме настроения отдельных людей коллектив характеризуется групповым настроением. Особенность группового настроения — это его заразительность, способность быстро передаваться от одного человека к другому. Она объясняется психическим механизмом подражания и силой влияния на индивида духовной атмосферы, которая возникает в группе или коллективе. Директору кафе "Катальпа" необходимо помнить, что он сам является генератором
настроения своих подчиненных. От его стиля работы, поведения, внешнего вида во многом зависит самочувствие людей в коллективе. Воздействие авторитетного руководителя проявляется в том, что он воспитывает не только словом, но и делом. При твердой уверенности подчиненных в правильных действиях руководителя все их усилия направлены на творческое выполнение отданных распоряжений, а не на сомнения в их правильности.20
Для руководителей кафе "Катальпа" полезными будут рекомендации, являющиеся частным случаем, как пишут исследователи, так называемого закона строптивости Анри Ле Шателье и Брауна: не следует резко менять темп работы, потому что это плохо влияет даже на хороших работников. А также: «Во всех случаях, когда мы имеем дело с человеческой работой — физической или умственной, — введение усовершенствований в организации должно происходить постепенно, в противном же случае должны появиться потери на преодоление сопротивления».23
Общие критерии и методы достижения успешной деятельности обусловлены необходимым организационно-коллективным мышлением. При этом директору предприятия надо учитывать, что положительный результат от совместной деятельности людей в коллективе автоматически не наступает. Нужно правильно согласовывать их деятельность, осуществлять рациональную их расстановку, контролировать объемы выполненных работ, качество труда, условия эксплуатации оборудования, правила охраны труда и техники безопасности и т.п.
При выдаче заданий для достижения успешной деятельности и с целью осуществления действенного контроля за их выполнением рекомендуется директору кафе "Катальпа" определить критерии оценки удовлетворительной и неудовлетворительной работы.
Критерии оценки удовлетворительной работы устанавливаются по параметрам и условиям минимально необходимого качества выполняемой работы,
которое директор, начиная с момента их принятия во время обсуждения предложения, должен требовать на всех уровнях.
Все подчиненные с этого момента должны неукоснительно придерживаться этих требований, чтобы оправдать свой разряд, функции, которые выполняют, и зарплату, которую получают.
Обсуждая с работниками эти вопросы, директор должен исходить из того, что цель заключается в том, чтобы повысить качество работы, а не в том, чтобы избавиться от того, кто справляется с работой менее квалифицированно по сравнению с другими.
Задача директора — определить лишь абсолютно минимальные требования, предъявляемые к выполняемой работе, а затем принять меры, чтобы подтянуть работу отстающих до этого уровня.
В каждом конкретном случае можно установить свои собственные критерии в отношении требований, предъявляемых ко всем членам коллектива.
Исходя из того, что основные моменты работы требуют разного подхода к различным работникам, директору кафе нужно уточнить требования применительно к каждому работнику в отдельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что в кафе "Катальпа" наиболее развитыми являются объективные элементы организационной культуры, тогда как субъективные элементы находятся в стадии формирования.
Тем не менее, развитие субъективных элементов кафе "Катальпа" крайне важно для общего развития организационной культуры предприятия.
Повышение роли директора кафе "Катальпа" в формировании и развитии организационной культуры предприятия может быть обеспечено формированием положительного социально-психологического климата в кафе, в том числе формированием группового настроения, а также осуществлением продуманного контроля выполняемых в кафе работ.
Предложения
по совершенствованию методов
па» (Приложение 7).
В анкетировании приняли участие 12 сотрудников предприятия, которым предлагалось выбрать несколько ответов по наиболее широко применяемым методам стимулирования. В таблице 3.1 представлены результаты опроса.
Оценку
результатов опроса проводила комиссия
в составе директора, главного бухгалтера
и зав. производством.
|
Анализируя данные таблицы можно отметить, что наиболее действенными мерами по повышению эффективности труда, с точки зрения работников кафе, являются премии и доплаты, повышение заработной платы и участие работников в прибыли, т.е. экономические меры стимулирования. Значительно в меньшей степени используются административные и социально-психологические методы стимулирования.
В процессе анализа эффективности использования персонала предприятия были определены основные недостатки по управлению персоналом кафе, влияющие на эффективность использования персонала.
К ним относятся:
-
повышение нагрузки, связанные с
сезонностью работы
-
отсутствие четко
На предприятии "Катальпа" разработка направлений эффективного использования персонала предприятия, по мнению автора, должна включать следующие этапы.
В заключении можно отметить, что, как правило, успешная деятельность любого предприятия общественного питания, в том числе и кафе "Катальпа", во многом зависит от эффективного управления трудовыми ресурсами.
Поэтому управление персоналом предприятия должно осуществляться на основании приемов и методов, определяющих развитие организации, новых информационных технологии управления, развития организационной культуры, эффективности стимулирования работников и т.д.