Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа
В работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях
5
1.1 Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования
5
1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета
9
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия
12
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия (на примере ООО «Анюта»)
15
2.1 Краткая характеристика ООО «Анюта»
15
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
21
Глава 3. Исследование, предложения, меры и мероприятия по улучшению деятельности
30
3.1 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия
30
Заключение
36
Список литературы
39
Мы видим, что в 2010 г. только Закусочная №2 была убыточной, а по итогам 2011 г. все подразделения ООО «Анюта» показали положительный финансовый результат. Наибольшую чистую прибыль в 2011 г. имеют три отдела: мини-магазин №03 (1385220 руб.), мини-магазин №66 (2290920 руб.), основной магазин (1910260 руб.).
Для сравнения эффективности деятельности каждого подразделения ООО «Анюта» проведем более детальный анализ и выявим динамику изменения товарооборота, прибыли, издержек обращения этих подразделений.
Отдел |
Товарооборот, руб. |
Изменение абсолютное, руб. |
Изменение относительное, % | |
2010 |
2011 | |||
Зак. 1 |
868636 |
998753 |
130117 |
115 |
Зак. 2 |
694944 |
708543 |
13599 |
102 |
ММ 03 |
1701915 |
1622138 |
– 79777 |
95,3 |
ММ 66 |
1743219 |
2004928 |
261709 |
115 |
Магазин |
2356475 |
2812524 |
456049 |
119 |
Итого |
7365189 |
8146885 |
781696 |
110,6 |
Из таблицы видно, что в 2011 г. динамика товарооборота была положительной почти по каждому подразделению ООО «Анюта» за исключением мини-магазина №03, товарооборот которого снизился на 4,7%, т.е. на 79777 руб. Товарооборот Закусочной №1 и мини-магазина №66 вырос на 15% по сравнению с 2010 г., что составило 130177 руб. и 261709 руб. соответственно. Увеличение товарообороты Закусочной №2 составило 2% (13599 руб.), основного магазина – 119% или 456049 руб. В итоге общий товарооборот ООО «Анюта» вырос на 10,6%, что в абсолютном выражении составило 781696 руб.
Так как, помимо товарооборота, одним из факторов, влияющих на прибыль торгового предприятия, является изменение уровня издержек обращения, рассмотрим динамику издержек обращения подразделений ООО «Анюта» в 2010–2011 гг.
Анализ издержек обращения по статьям затрат позволит более полно изучить влияние динамики издержек обращения на изменение прибыли ООО «Анюта». Состав издержек обращения фирмы «Анюта» показан в таблице 3.
К условно-постоянным издержкам обращения относятся оплата услуг водоканала, меддезинфекция, пожарная охрана, охрана магазина, услуги связи, износ основных средств, аренда.
Статья издержек обращения |
Сумма издержек обращения, руб. |
Уровень издержек обращения, % |
Абсолют-ное изменение уровня издержек обращения, руб. |
Относите-льное изменение уровня издержек обращения % | ||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
|||
Электроэнергия |
78755 |
126185 |
8,72 |
14,52 |
5,8 |
166,5 |
Вода и канализация |
3103 |
4982 |
0,35 |
0,57 |
0,22 |
162,9 |
Вывоз мусора |
7582 |
17740 |
0,84 |
2 |
1,16 |
238 |
Оплата труда |
311394 |
317909 |
34,47 |
36,6 |
2,13 |
106,2 |
Меддезинфекция |
2592 |
4176 |
0,3 |
0,48 |
0,18 |
160 |
Обслуживание ККМ |
15955 |
25940 |
1,77 |
2,98 |
1,21 |
168,4 |
Обслуживание холодильн. оборудов. |
37500 |
61200 |
4,15 |
7,04 |
2,89 |
169,6 |
Обслуживание системы КонсультантБухг |
– |
16152 |
1,86 |
– |
– | |
Общехозяйственные расходы |
58989 |
5252 |
6,53 |
0,6 |
– 5,93 |
9,2 |
Охрана |
69174 |
125194 |
7,65 |
14,4 |
6,75 |
188 |
Пожарная охрана |
4267 |
5689 |
0,47 |
0,65 |
0,18 |
138,3 |
Социальное страхование |
93960 |
58621 |
10,4 |
6,75 |
– 3,65 |
65 |
Услуги банка |
6002 |
9346 |
0,65 |
1,08 |
0,43 |
166 |
Услуги связи |
2025 |
5521 |
0,22 |
0,64 |
0,42 |
291 |
Коммунальные услуги |
43986 |
20860 |
4,87 |
2,4 |
– 2,47 |
49 |
Аренда |
31803 |
37067 |
3,52 |
4,28 |
0,76 |
121,6 |
Предоставление доступа к ГТС |
7200 |
– |
0,8 |
– |
– |
– |
Амортизация |
25893 |
15517 |
2,87 |
1,8 |
– 1,07 |
62,7 |
Износ НМА |
– |
4079 |
– |
0,47 |
– |
– |
Налоги и другие обязательные платежи |
103120 |
7639 |
11,42 |
0,88 |
– 10,54 |
7,7 |
Итого |
903300 |
869069 |
100 |
100 |
Изменение сумм затрат по этим статьям по сравнению с 2010 г. связано с изменением тарифов на эти услуги.
Среди издержек обращения, относимых к условно-переменным, уровень заработной платы вырос на 6,2%, электроэнергии – на 66,5%, затрат по обслуживанию холодильников – на 69,6%. Снизился уровень статьи «Социальное страхование» на 35% и статьи «Налоги и другие обязательные платежи» на 92,3% в связи с переводом организации на уплату ЕНВД.
Теперь проведем общий анализ показателей, характеризующих деятельность ООО «Анюта» в целом по фирме и рассмотрим влияние факторов на изменение суммы прибыли.
В таблице 6 представлена динамика показателей деятельности ООО «Анюта» в целом по фирме за 2010–2011 гг.
Таблица 4. – Показатели эффективности деятельности ООО «Анюта»
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отношение отчетного к предыдущему в% |
Товарооборот, руб. |
7365189 |
8146885 |
110,61 |
Валовой доход, руб. |
1534045 |
1763219 |
115 |
Издержки обращения, руб. |
903300 |
869069 |
96,2 |
Балансовая прибыль, в т.ч. |
621192 |
893150 |
143,78 |
прибыль от реализации, руб. |
630745 |
894150 |
- |
Прибыль/убыток от внереализац. операций, руб. |
– 9553 |
– 1000 |
- |
ЕНВД, руб. |
164599 |
266525 |
161,92 |
Чистая прибыль, руб. |
456593 |
626625 |
137,25 |
Кнп |
0,26 |
0,3 |
115 |
Кчп |
0,74 |
0,7 |
94,6 |
1. Коэффициент налогообложения прибыли: Кнп = НП/ВП
2) 2011 г. Кнп = 266525 / 893150 = 0,3.
2. Коэффициент прибыли,
остающейся в распоряжении
1) 2010 г. Кчп = 456593 / 621192 = 0,74;
2) 2011 г. Кчп = 626625 / 893150 = 0,7.
Далее проведем анализ влияния факторов на изменение прибыли.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение Δ (+, -) |
Товарооборот. Руб. |
7365189 |
8146885 |
781696 |
Валовой доход, руб. в% к товарообороту |
1534045 20,83 |
1763219 21,75 |
229174 0,92 |
Издержки обращения, руб. в% к товарообороту |
903300 12,26 |
869069 10,66 |
-34231 -1,6 |
Прибыль, руб. в% к товарообороту (Ро) |
621192 8,5 |
893150 11 |
271958 2,5 |
Данные этой таблицы используем для расчета влияния факторов на изменение прибыли ООО «Анюта».
1. Влияние изменения
товарооборота на сумму
Вл.Т = Ро • ∆Т / 100 = 8,5 • 781696 /100 = 66444 руб.
2. Влияние изменения
среднего уровня валового
Вл.УВД = Т1 • ∆УВД / 100 = 8146885 • 0,92 / 100 = 75164 руб.
3. Влияние изменения уровня издержек обращения:
Вл.УИО = Т1 • ∆УИО / 100 = 8146885 • 1,6 / 100 = 130350 руб.
4. Изменение прибыли = Вл.Т + Вл.УВД + Вл.УИО = 271958 руб.
Как видно из таблиц и приведенных расчетов, прирост прибыли на 66444 руб. обусловлен увеличением объема товарооборота; 75164 руб. получено от увеличения валового дохода. Снижение уровня издержек обращения увеличило общую сумму прибыли на 130350 руб.
Проведенный в этой части анализ таких показателей деятельности торгового предприятия, как товарооборот, издержки обращения, валовый доход, выявил их взаимосвязь и влияние этих факторов на изменение прибыли ООО «Анюта».
Глава 3. Исследование, предложения, меры и мероприятия по улучшению деятельности
3.1 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия
Рост некоторых значений
показателей эффективности
Однако резервы роста предприятия не используются достаточно эффективно. В ООО «Анюта» не существует распределения прибыли в различные фонды (накопления, потребления, социальной сферы). Руководство организации также не проводит политику, направленную на участие в прибылях работников организации. Не существует достаточно эффективной системы мотивации труда, при которой работники стремились бы к повышению производительности труда и увеличению прибыли.
По моему мнению, отсутствие достаточной заинтересованности работников в результатах своего труда является большим минусом в управлении данным предприятием, и не позволяет предприятию наиболее полно раскрыть свой экономический потенциал. Однако эффективная система мотивации труда является одним из ресурсов увеличения прибыли предприятия.
В общем случае под мотивацией понимается процесс воздействия на человека совокупности внутренних и внешних факторов, которые побуждают его к деятельности, определяют границы и формы этой деятельности, задают цели, на достижение которых должна быть направлена эта деятельность.
Поскольку под влиянием научно-технического прогресса постоянно происходят изменения содержания труда, который во все большей мере становится автоматизированным, растет образовательный уровень работников и вместе с тем растут и их ожидания (материальные, социальные т.д.). Сегодня все больше требуются не просто рабочие руки, а грамотные, инициативные, ответственные, стремящиеся к самореализации в трудовой сфере работники.
Организации, готовые платить работникам заработную плату, в несколько раз превышающую прожиточный минимум, могут меньше внимания уделять другим, не материальным стимулам. При этом считается, что работники в состоянии самостоятельно оплатить свое лечение, обучение, отдых и т.д.
Организациям, которые не могут обеспечить работникам получение высокой заработной платы, целесообразно шире применять методы нематериального стимулирования.
Анализ издержек обращения фирмы «Анюта» показал, что с ростом товарооборота в 2011 г. общая сумма издержек обращения снизилась, также снизился их уровень на 13% по сравнению с 2010 г.
Чтобы снизить уровень
издержек обращения торгового
Информация о работе Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности