Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.

Содержание

Введение

3
Глава 1. Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности торгового предприятия в современных условиях

5
1.1 Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования

5
1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета

9
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия

12
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия (на примере ООО «Анюта»)

15
2.1 Краткая характеристика ООО «Анюта»

15
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия

21
Глава 3. Исследование, предложения, меры и мероприятия по улучшению деятельности

30
3.1 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия

30
Заключение

36
Список литературы

39

Работа содержит 1 файл

Tema_19.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Мы видим, что в 2010 г. только Закусочная №2 была убыточной, а по итогам 2011 г. все подразделения ООО «Анюта» показали положительный финансовый результат. Наибольшую чистую прибыль в 2011 г. имеют три отдела: мини-магазин №03 (1385220 руб.), мини-магазин №66 (2290920 руб.), основной магазин (1910260 руб.).

Для сравнения эффективности деятельности каждого подразделения ООО «Анюта» проведем более детальный анализ и выявим динамику изменения товарооборота, прибыли, издержек обращения этих подразделений.

Таблица 2. – Динамика товарооборота  ООО «Анюта»

Отдел

Товарооборот, руб.

Изменение абсолютное, руб.

Изменение относительное, %

2010

2011

Зак. 1

868636

998753

130117

115

Зак. 2

694944

708543

13599

102

ММ 03

1701915

1622138

– 79777

95,3

ММ 66

1743219

2004928

261709

115

Магазин

2356475

2812524

456049

119

Итого

7365189

8146885

781696

110,6


Из таблицы видно, что в 2011 г. динамика товарооборота была положительной почти по каждому подразделению ООО «Анюта» за исключением мини-магазина №03, товарооборот которого снизился на 4,7%, т.е. на 79777 руб. Товарооборот Закусочной №1 и мини-магазина №66 вырос на 15% по сравнению с 2010 г., что составило 130177 руб. и 261709 руб. соответственно. Увеличение товарообороты Закусочной №2 составило 2% (13599 руб.), основного магазина – 119% или 456049 руб. В итоге общий товарооборот ООО «Анюта» вырос на 10,6%, что в абсолютном выражении составило 781696 руб.

Так как, помимо товарооборота, одним из факторов, влияющих на прибыль  торгового предприятия, является изменение  уровня издержек обращения, рассмотрим динамику издержек обращения подразделений ООО «Анюта» в 2010–2011 гг.

Анализ издержек обращения  по статьям затрат позволит более  полно изучить влияние динамики издержек обращения на изменение  прибыли ООО «Анюта». Состав издержек обращения фирмы «Анюта» показан в таблице 3.

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в составе издержек обращения имеют такие статьи как заработная плата, услуги охраны, социальное страхование, электроэнергия.

К условно-постоянным издержкам обращения  относятся оплата услуг водоканала, меддезинфекция, пожарная охрана, охрана магазина, услуги связи, износ основных средств, аренда.

Таблица 3. – ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ  ООО «АНЮТА»

Статья издержек обращения

Сумма издержек обращения, руб.

Уровень издержек обращения, %

Абсолют-ное  изменение уровня издержек обращения, руб.

Относите-льное  изменение уровня издержек обращения %

2010

2011

2010

2011

   
Электроэнергия

78755

126185

8,72

14,52

5,8

166,5

Вода и канализация

3103

4982

0,35

0,57

0,22

162,9

Вывоз мусора

7582

17740

0,84

2

1,16

238

Оплата труда

311394

317909

34,47

36,6

2,13

106,2

Меддезинфекция

2592

4176

0,3

0,48

0,18

160

Обслуживание  ККМ

15955

25940

1,77

2,98

1,21

168,4

Обслуживание  холодильн. оборудов.

37500

61200

4,15

7,04

2,89

169,6

Обслуживание  системы КонсультантБухг

16152

 

1,86

Общехозяйственные расходы

58989

5252

6,53

0,6

– 5,93

9,2

Охрана

69174

125194

7,65

14,4

6,75

188

Пожарная охрана

4267

5689

0,47

0,65

0,18

138,3

Социальное  страхование

93960

58621

10,4

6,75

– 3,65

65

Услуги банка

6002

9346

0,65

1,08

0,43

166

Услуги связи

2025

5521

0,22

0,64

0,42

291

Коммунальные  услуги

43986

20860

4,87

2,4

– 2,47

49

Аренда

31803

37067

3,52

4,28

0,76

121,6

Предоставление  доступа к ГТС

7200

0,8

Амортизация

25893

15517

2,87

1,8

– 1,07

62,7

Износ НМА

4079

0,47

Налоги и  другие обязательные платежи

103120

7639

11,42

0,88

– 10,54

7,7

Итого

903300

869069

100

100

   

Изменение сумм затрат по этим статьям по сравнению с 2010 г. связано с изменением тарифов на эти услуги.

Среди издержек обращения, относимых  к условно-переменным, уровень заработной платы вырос на 6,2%, электроэнергии – на 66,5%, затрат по обслуживанию холодильников – на 69,6%. Снизился уровень статьи «Социальное страхование» на 35% и статьи «Налоги и другие обязательные платежи» на 92,3% в связи с переводом организации на уплату ЕНВД.

Теперь проведем общий анализ показателей, характеризующих деятельность ООО «Анюта» в целом по фирме и рассмотрим влияние факторов на изменение суммы прибыли.

В таблице 6 представлена динамика показателей  деятельности ООО «Анюта» в целом по фирме за 2010–2011 гг.

Таблица 4. – Показатели эффективности деятельности ООО «Анюта»

Показатель

2010

год

2011

год

Отношение отчетного к предыдущему в%

Товарооборот, руб.

7365189

8146885

110,61

Валовой доход, руб.

1534045

1763219

115

Издержки  обращения, руб.

903300

869069

96,2

Балансовая  прибыль, в т.ч.

621192

893150

143,78

прибыль от реализации, руб.

630745

894150

-

Прибыль/убыток от внереализац. операций, руб.

– 9553

– 1000

-

ЕНВД, руб.

164599

266525

161,92

Чистая  прибыль, руб.

456593

626625

137,25

Кнп

0,26

0,3

115

Кчп

0,74

0,7

94,6


1. Коэффициент налогообложения  прибыли: Кнп = НП/ВП

  1. 2010 г. Кнп = 164599 / 621192 = 0,26;

2) 2011 г. Кнп = 266525 / 893150 = 0,3.

2. Коэффициент прибыли,  остающейся в распоряжении предприятия  (коэффициент чистой прибыли): Кчп = ЧП / ВП

1) 2010 г. Кчп = 456593 / 621192 = 0,74;

2) 2011 г. Кчп = 626625 / 893150 = 0,7.

Далее проведем анализ влияния  факторов на изменение прибыли.

Таблица 5. – Исходные данные для анализа влияния факторов на изменение прибыли ООО «Анюта»

Показатель

2010

год

2011

год

Отклонение

Δ (+, -)

Товарооборот. Руб.

7365189

8146885

781696

Валовой доход, руб.

в% к  товарообороту

1534045

20,83

1763219

21,75

229174

0,92

Издержки  обращения, руб.

в% к  товарообороту

 

903300

12,26

 

869069

10,66

 

-34231

-1,6

Прибыль, руб.

в% к  товарообороту (Ро)

621192

8,5

893150

11

271958

2,5


Данные этой таблицы используем для расчета влияния факторов на изменение прибыли ООО «Анюта».

1. Влияние изменения  товарооборота на сумму прибыли:

Вл.Т = Ро • ∆Т / 100 = 8,5 • 781696 /100 = 66444 руб.

2. Влияние изменения  среднего уровня валового дохода:

Вл.УВД = Т1 • ∆УВД / 100 = 8146885 • 0,92 / 100 = 75164 руб.

3. Влияние изменения  уровня издержек обращения:

Вл.УИО = Т1 • ∆УИО / 100 = 8146885 • 1,6 / 100 = 130350 руб.

4. Изменение прибыли  = Вл.Т + Вл.УВД + Вл.УИО = 271958 руб.

Как видно из таблиц и  приведенных расчетов, прирост прибыли  на 66444 руб. обусловлен увеличением  объема товарооборота; 75164 руб. получено от увеличения валового дохода. Снижение уровня издержек обращения увеличило  общую сумму прибыли на 130350 руб.

Проведенный в этой части анализ таких показателей деятельности торгового предприятия, как товарооборот, издержки обращения, валовый доход, выявил их взаимосвязь и влияние  этих факторов на изменение прибыли  ООО «Анюта».

 

Глава 3. Исследование, предложения, меры и мероприятия по улучшению деятельности

3.1 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия

 

Рост некоторых значений показателей эффективности предприятия  характеризует ООО «Анюта» как достаточно устойчивое и с большим потенциалом экономического развития.

Однако резервы роста  предприятия не используются достаточно эффективно. В ООО «Анюта» не существует распределения прибыли в различные фонды (накопления, потребления, социальной сферы). Руководство организации также не проводит политику, направленную на участие в прибылях работников организации. Не существует достаточно эффективной системы мотивации труда, при которой работники стремились бы к повышению производительности труда и увеличению прибыли.

По моему мнению, отсутствие достаточной заинтересованности работников в результатах своего труда является большим минусом в управлении данным предприятием, и не позволяет предприятию наиболее полно раскрыть свой экономический потенциал. Однако эффективная система мотивации труда является одним из ресурсов увеличения прибыли предприятия.

В общем случае под  мотивацией понимается процесс воздействия  на человека совокупности внутренних и внешних факторов, которые побуждают  его к деятельности, определяют границы  и формы этой деятельности, задают цели, на достижение которых должна быть направлена эта деятельность.

Поскольку под влиянием научно-технического прогресса постоянно  происходят изменения содержания труда, который во все большей мере становится автоматизированным, растет образовательный уровень работников и вместе с тем растут и их ожидания (материальные, социальные т.д.). Сегодня все больше требуются не просто рабочие руки, а грамотные, инициативные, ответственные, стремящиеся к самореализации в трудовой сфере работники.

Организации, готовые платить работникам заработную плату, в несколько раз превышающую прожиточный минимум, могут меньше внимания уделять другим, не материальным стимулам. При этом считается, что работники в состоянии самостоятельно оплатить свое лечение, обучение, отдых и т.д.

Организациям, которые  не могут обеспечить работникам получение  высокой заработной платы, целесообразно  шире применять методы нематериального  стимулирования.

Анализ издержек обращения  фирмы «Анюта» показал, что с  ростом товарооборота в 2011 г. общая сумма издержек обращения снизилась, также снизился их уровень на 13% по сравнению с 2010 г.

Чтобы снизить уровень  издержек обращения торгового предприятия, необходимо увеличить скорость обращения  товаров. Чем ниже период обращения  товарных запасов в днях, тем соответственно ниже на торговом предприятии уровень расходов по хранению товаров, их потери от естественной убыли.

Информация о работе Теоретические основы формирования прибыли и рентабельности