Сущность торговли как отрасли народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей и основных функций торговли как отрасли народного хозяйства.
Задачами, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, являются:
Понять особенности и функции торговли
Изучить виды и способы торговли в условиях рыночных отношений

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 912.87 Кб (Скачать)

Собственником имущества  предприятия является муниципальное  образование «город Брянск», от имени  которого права собственника осуществляет Брянская городская администрация  и комитет по управлению собственностью города Брянска в пределах своей  компетенции.

Учредителем предприятия  является Брянская городская администрация. Координацию деятельности предприятия  осуществляет Фокинская районная администрация  города Брянска и комитет по торговле, общественному питанию, бытовым  услугам и защите прав потребителей Брянской городской администрации.

Предприятие является юридическим  лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета в учреждениях  банков, печать, штампы и бланки со своим наименованием, фирменное наименование.

Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим  законодательством РФ, нормативами  правовыми актами органов местного самоуправления.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- организация питания  в школах Фокинского района  города Брянска

- деятельность столовых  при предприятиях и учреждениях  (изготовление и реализация кулинарной  продукции разнообразной по дням  недели или специальных рационов  питания для различных групп  обслуживаемого контингента);

- неспециализированная  оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными  изделиями;

-  розничная торговля  алкогольными и другими напитками;

Контроль, координацию и  регулирование производственной, хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  осуществляется структурными подразделениями  Брянской городской администрации  в пределах их компетенции, налоговыми органами, другими организациями  и органами управления в пределах их компетенции, определенной законами и иными нормативными актами РФ и  органами местного самоуправления.

Предприятие возглавляет  директор, назначаемый на должность  и  освобождаемый от должности  распоряжением работодателя- Главы  Брянской городской администрации  на основании  заключенного трудового  договора.

Руководитель также организует выполнение решений собственника имущества  предприятия.

Имущество предприятия  находится в собственности муниципального образования «город Брянск» и  принадлежит предприятию на праве  хозяйственного ведения, является неделимым  и не может быть распределено по вкладам, в том числе между  его работниками.

 «Комбинат школьного  питания Фокинского района г.  Брянска» находится по адресу- Россия, Брянская область, г. Брянск, ул. Менжинского, 40

Режим работы комбината  с 6-18 часов без перерыва на обед, выходной - суббота, воскресенье.

Общая площадь - 280 м2.

Соотношение численности персонала  по категориям функционального разделения труда:

директор, зав.производством, главный  бухгалтер, менеджер, бухгалтер, экономисты, кладовщик, повара третьего разряда, повара четвертого разряда, повара пятого разряда, буфетчицы, продавец-кассир, электрик, посудомойщицы, кондитеры, пекари, уборщицы, водитель. Всего на предприятии работает 86 человек.

Рассмотрим подробнее обязанности  сотрудников комбината.

Директор. Оформляет документы, необходимые  для осуществления деятельности по оказанию услуг общественного  питания; обеспечивает  предоставление клиентам необходимой и достоверной  информации об оказываемых услугах;  обеспечивает высокий уровень эффективности  производства, внедрение новой техники  и технологии, прогрессивных форм обслуживания и организации труда; осуществляет контроль над рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Заключает договоры поставки продовольственных  товаров, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления  и реализации. Предоставляет отчетность о производственной деятельности. Принимает  решения о назначении, перемещении  и освобождения от занимаемых должностей работников комбината, применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания на нарушителей  производственной и трудовой дисцыплины.

Экономический отдел состоит из двух специалистов - это начальник  экономической службы и ведущий  экономист. Экономисту составлена должностная  инструкция, где определяются все  функции, которые он обязан выполнять.

Экономист непосредственно подчиняется  директору предприятия, но работает, под руководством начальника экономической  службы «МУП Комбинат школьного питания».

Экономист подготавливает исходные данные для составления планов, планирует  основные хозяйственно-финансовые показатели и в целом по организации. Производит необходимые расчеты материальных, трудовых и финансовых затрат. Осуществляет сбор информации, необходимой для  оперативной и текущей работы. Проводит экономический анализ хозяйственной  деятельности предприятия, разрабатывает  мероприятия по обеспечению экономии и сокращению расходов, вносит предложения  по выявлению резервов, предупреждению потерь и необоснованных расходов. Составляет экономические обоснования, справки, статистическую отчетность. Принимает  участие в рассмотрении вопросов организации выполнения работ, в  совершенствовании прогрессивных  форм труда и управления, плановой и учетной документации. Главный бухгалтер. Руководство осуществлением бухгалтерского учета и отчетности, контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации; контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; контроль за правильным отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и их соответствием законодательству.

Осуществление экономического анализа  финансово- хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и  отчетности в целях выявления  и мобилизации внутрихозяйственных  резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.

Руководство обеспечением составления экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости  продукции, расчетов по заработной плате, начислений и перечислений налогов  и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения.

Заведующий производством. Осуществляет руководство производственно- хозяйственной деятельностью подразделения  комбината общественного питания, направляет деятельность трудового  коллектива на обеспечение ритмичного выпуска продукции собственного производства требуемого ассортимента и качества в соответствии с производственным заданием, составляет заявки на необходимые  товары и сырье, обеспечивает их своевременное  получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления в реализацию; составляет меню, осуществляет постоянный контроль за технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдения работниками санитарных требований и правил личной гигиены.

 Составляет график  выхода поваров на работу. Организует  учет, составление и своевременное  представление отчетности о производственной  деятельности, внедрение передовых  приемов и методов труда, контролирует  правильную эксплуатацию оборудования  и других основных средств,  контролирует соблюдение работниками  правил и норм охраны труда  и техники безопасности, санитарных  требований и правил личной  гигиены, производственной и трудовой  дисциплины, правил внутреннего  трудового распорядка.

Повар. Обеспечивает подготовку рабочего места к началу рабочего дня, подготавливает основную продукцию, входящую в меню, и готовить обеды  строг соблюдая технологический  процесс и согласно установленным  рецептам, должен соблюдать правила  товарного соседства и ротации  продуктов, поддерживать чистоту и  порядок на кухне и на рабочем  месте в соответствии с требованиями СЭС, проводить плановые инвентаризации.

Своевременно информировать  администрацию об отсутствии продуктов, о неисправностях инвентаря, сантехники.

Мойщик посуды. Мойка  столовой посуды с применением моющих средств, в течении всего рабочего дня; очистка тарелок и стаканов от пищевых отходов; доставка чистой посуды на раздаточные столы; содержание в чистоте и соблюдение правил эксплуатации посудомоечной машины.

Для производства продукции  или выполнения той или иной стадии технологического процесса на предприятии  организуют следующие цеха: производственные, административно- бытовые помещения, а также помещения для потребителей. Состав производственных помещений включает: заготовочные цеха (овощной, мясо-рыбный), доготовочные цеха (холодный, горячий). Кроме цехов на производстве имеются вспомогательные помещения: моечная столовой посуды, моечная и кладовая тары и т.д.

В каждом цехе организуют технологическую  линию- участок производства, снащенный  необходимым оборудованием для  определенного технологического процесса. К административно-бытовым помещениям относятся: кабинет директора, бельевая, душевая, гардероб для персонала, туалет для персонала, кабинет заведующего  производством, офисное помещение. К складской группе помещений  относятся: кладовая сухих продуктов, кладовая овощей, блок охлаждаемых  камер (мясо-рыбная, молочно-жировая, фруктов  и зелени). Для посетителей предусмотрены: вестибюль с гардеробом, туалетная  комната, обеденный зал на 40 посадочных мест.

На  территории прилегающей к комбинату, доступной для потребителей, не проводятся погрузочно-разгрузочные работы, не производится складирование тары, не размещают  контейнеры с мусором. Площадки с  мусоросборниками удалены от окон и  дверей столовой более чем на 20 метров.

На  предприятии предусмотрены аварийный  выход, система оповещения и средства защиты от пожара.

На комбинате приводятся сведения о квалификации исполнителей услуг: наличие должностных инструкций, список персонала с указанием  разряда, мероприятия по повышению  квалификации, сведения об аттестации; сведения о контроле качества на предприятии: наличие документов, подтверждающих качество выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ финансовой деятельности

 

Хозяйственная деятельность МУП «Комбинат школьного питания» во многом зависит от экономических ресурсов или торгового потенциала, который включает в себя: основные фонды, оборотные средства и фонд заработной платы. Рассмотрим экономические ресурсы, приведенные в таблице 4.

Таблица 4. Экономические ресурсы МУП «Комбинат школьного питания»

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2011г. в % к 2009г.

Среднегодовая стоимость основных фондов  (ОФ), тыс. руб.

2279

2406,5

2525

110,7

Среднегодовая стоимость  оборотных  средств (ОС), тыс. руб.

845

1061,5

1275,5

150,9

Численность работников (Ч), чел.

86

86

86

100

Фонд заработной платы (ФЗП), тыс. руб.

2190

2746

2930

133,7

Совокупные ресурсы (ОФ+ ОС + ФЗП), тыс. руб.

5314

6214

6730,5

127


 

Из таблицы 4 видно, что основные фонды увеличились в 2010г. по сравнению с 2009г. на 127,5 тыс. рублей, а в 2011 еще на 118,5 тыс. рублей. При этом среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 50,9%. Численность работников не изменилась, а совокупные ресурсы увеличились на 27% и составили в 2011г. 6730,5 тыс. рублей.

Таблица 5.Распределение персонала по стажу работы

№ п/п

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

1

Распределение персонала по стажу  работы, кол-во, чел.:

86

86

86

2

До 1 года

30

28

20

3

1-2

23

19

16

4

2-5

22

17

15

5

5 и более

11

22

35


 

По таблице 5 видно, что на  МУП «Комбинат школьного питания» работают работники с большим опытом работы. В связи с непрерывной текучестью кадров (работники то увольняются. то принимаются) наблюдаются скачки роста и упадка кадров. Работников со стажем работы от 5 и более лет в 2009 г. насчитывалось 11 человек, в 2010 г. увеличилось на 11 человека, а в 2011 г. снова увеличилось на 13 человека.

Комбинат является сертифицированным  предприятием. Сертифицированными являются три услуги комбината: услуга питания, услуга по изготовлению кулинарной продукции  и кондитерских изделий . Для осуществления  своей деятельности комбинат располагает  всеми необходимыми документами:

- Сборниками рецептур блюд и  изделий;

- Должностными инструкциями работников;

- Техническими картами;

- Бракеражными журналами.

Каждая организация для нормального  функционирования должна иметь необходимое  ресурсное обеспечение. Успешное развитие хозяйственно- финансовой деятельности определяется обоснованным и рациональным использованием всех ресурсов предприятия.

Таблица 6. Расчет показателей для определения типа финансовой устойчивости

Финансовые показатели

Код строки

Алгоритм расчета

Значение, тыс. рублей

На начало2010 года

На  конец 2010 года

Капитал и резервы

Стр. 490

267

211

Внеоборотные активы

Стр. 190

211

234

Долгосрочные кредиты и займы

Стр. 520

-

-

Наличие собственных оборотных средств

Гр.1+гр.3-гр.2

478

445

Краткосрочные кредиты и займы

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

Стр. 610

 

 

 

Гр.4+гр.5

-

 

 

 

478

-

 

 

 

445

Запасы

Стр. 210

528

517

Излишек (+) или недостаток (-) собственных  оборотных средств

Гр.4-гр.7

1006

962

Излишек (+) или недостаток (-) общей  величины основных источников формирования запасов и затрат

Гр.6-гр.7

-50

-72

Информация о работе Сущность торговли как отрасли народного хозяйства