Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:37, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей и основных функций торговли как отрасли народного хозяйства.
Задачами, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, являются:
Понять особенности и функции торговли
Изучить виды и способы торговли в условиях рыночных отношений
Введение
Торговля
в настоящее время является, пожалуй,
одним из наиболее привлекательных
видов деятельности, в особенности
для так называемого малого и
среднего бизнеса. В первую очередь
эта привлекательность
Естественно,
что «челнок» с вещевого рынка
вряд ли составит серьезную конкуренцию
владельцу сети крупных супермаркетов.
Но все являются потребителями, и
соотношение «цена – качество
– обслуживание» каждый определяет
для себя сам. Учитывая, что уровень
жизни населения очень
Вот
именно поэтому и мелкому торговцу-
Целью данной работы является изучение особенностей и основных функций торговли как отрасли народного хозяйства.
Задачами, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, являются:
Объектом исследования является МУП «Комбинат школьного питания» как предприятие торговли.
Предметом исследования является производственно-хозяйственная деятельность МУП «Комбинат школьного питания» и пути повышения ее эффективности.
Для достижения цели и задач данной работы применялись следующие методы исследования: экономико-статистический метод обработки информации, сравнительный анализ, анализ нормативных документов и др.
В процессе работы были использованы бухгалтерские документы (балансы, отчеты о затратах на производство и реализацию продукции и другие документы), данные статистической отчетности за 2009, 2010 и 2011 годы, плановые и нормативные документы, монографии и статьи в научных журналах, законы, постановления правительства, статьи периодической печати, справочники, схемы и графики, учебники.
1. Сущность торговли как отрасли народного хозяйства
1.1. Особенности и функции торговли
Торговля – важная составляющая экономики любого государства. С незапамятных времен торговые пути соединяли города и страны, сближали культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. И сегодня от профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, напрямую зависит успех развития торговых отношений России в целом и отдельных республик в частности. Именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень.
Торговля – одна из крупнейших
отраслей экономики любой
Эпоха торговли уходит корнями
в далекое прошлое. С
Условием для образования
Сущность торговли и ее миссия реализуется через функции (рис 1,2):
Рисунок 1. Функции торговли, направленные на оказание услуг производителям
Рисунок 2. Функции торговли, направленные на оказание услуг потребителям
Роль и значение торговли:
1.
Объем оборота торговли
2.
В ходе торговли товары
3.
Оборот торговли характеризует
благосостояние населения и
4. Торговля - важное звено в осуществлении распределения по труду.
5.
Торговля способствует
6.
Торговля способствует
7.
Торговля является
8.
Торговля активно влияет на
народное потребление,
9. Торговля активно способствует интеграции страны в мировое хозяйство.
10. Торговля стимулирует прогресс в сфере производства и потребления.( 2,45)
1.2. Виды и способы торговли в условиях рыночных отношений
По месту купли-продажи торговля делится на:
• внутреннюю
• внешнюю.
При внутренней торговле товар не переходит границы государства, он или передается продавцом покупателю, если они в одной местности, например, в одном городе (местная торговля) или перевозится из одной местности в другую, например, из Москвы от продавца — в Саратов к покупателю (иногородняя торговля).
При внешней торговле товар переходит границу государства. При этом различают три формы торговли: импортную, экспортную и транзитную.
Если
покупатель в России, а продавец
с товаром находится в
По объемам купли-продажи торговля делится на;
• оптовую,
• розничную.
За последние годы начинает организовываться новый институт торговли — виртуальная торговля всех видов через глобальную вычислительную сеть интернет. Контакт продавца (производителя) и покупателя (заказчика) при этом виде торговли носит виртуальный характер и осуществляется через указанную сеть с помощью компьютеров.
Рисунок 3. Виды торговли
Оптовая
торговля представляет собой деятельность
по продаже товаров тем, кто приобретает
их с целью перепродажи или
профессионального
• последующим продавцам {розничным торговцам или другим оптовым торговцам, следующим в торговой цепи),
• для производственного использования на промышленном или ремесленном предприятии,
• крупному потребителю, например, акции экономической помощи другим странам или регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.
Таблица 1. Виды оптовой торговли
Признак классификации |
Вид оптовой торговли |
Пример |
1 |
2 |
3 |
по функциональному признаку |
ЗАКУПОЧНАЯ ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ |
Заготовка вторичного сырья, закупка и сбыт сельскохозяйственного сырья |
ОПТОВАЯ ТОРГ08ЛЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ |
Закупка кожи у кожевенного завода и продажа обувной фабрике (полуфабрикаты); покупка и продажа инструмента (готовая продукция) | |
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ СЫРЬЕМ И МАТЕРИАЛАМИ
(РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ОПТОВАЯ |
Покупает товары в больших объемах
у производителей и продает в
меньших объемах розничным | |
по степени специализации |
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ ШИРОКОГО АССОРТИМЕНТА |
Оптовая торговля продовольственными товарами |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОПТОВАЯ |
Оптовая торговля электротехнической продукцией |
Закупочная (заготовительная, собирательная) оптовая торговля
Закупочная
торговля выполняет прежде всего
задачу количественного выравнивания
(сбалансирования) объемов на рынке
заготовок, она собирает малые объемы
товаров и предлагает их своим
клиентам большими партиями. Предметом
закупок являются сельскохозяйственные
продукты (например, зерно, картофель,
овощи), древесина, вторичное сырье,
отходы и пр. Часто эти виды продукции
требуют дополнительно
Рисунок 4. Порядок закупочной оптовой торговли
Оптовая торговля по производственным связям
Предприятия оптовой торговли покупают полуфабрикаты и готовые изделия, продают их для последующего использования чаще всего на промышленных предприятиях. Этот вид оптовой торговли соединяет последовательные стадии производственного процесса.
Примеры: Оптовая торговля черными металлами (метизами). Оптовая торговля продукцией машиностроения. Оптовая торговля строительными материалами.
Рисунок 5. Порядок оптовой торговли по производственным связям
Оптовая торговля сырьем и материалами (распределительная оптовая торговля}
Предприятия
оптовой торговли покупают товары в
больших объемах у
Рисунок 6. Порядок оптовой торговли сырьем и материалами
Отличия оптовой торговли от розничной:
• объемы оптовых сделок обычно крупнее розничных;
• зона обслуживания Оптового предприятия обычно больше розничного;
• меньше уделяется внимания расположению торгового предприятия, рекламе.
Особенности оптовой торговли средствами производства:
• особая номенклатура и отраслевая принадлежность товаров;
• меньшая численность товарных групп по номенклатуре;
• неоднородность рынков многих видов средств производства.
Розничная торговля получает товары у оптовых торговцев или производителей и реализует конечным потребителям.
Таблица 2. Основные виды розничной торговли
Признак классификация |
Виды розничной торговли |
• по виду передачи товара |
.
СТАЦИОНАРНАЯ (МАГАЗИННАЯ! ТОРГОВЛЯ
Торговля осуществляется в |
.
ПОСЫЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ | |
• ПЕРЕДВИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ Торговля, при которой продавец сам ищет покупателя | |
• по стелен специализации номенклатуры |
.
ТОРГОВЛЯ СМЕШАННЫМ |
• СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ТОРГОВЛЯ Предложение торговли одной отрасли, возможно с дополнительными видами товаров Например. Магазин одежды. | |
.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ |
Информация о работе Сущность торговли как отрасли народного хозяйства