Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа
Цель настоящей работы – доказать, что правильная стратегическая концепция – залог и основа конкурентоспособной позиции предприятия на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления и конкурентоспособности в их взаимосвязи;
2) изучить особенности рынка услуг красоты, уделяя особое внимание конкуренции в этой сфере;
3) провести стратегический анализ деятельности предприятия-базы исследования;
4) разработать концепцию стратегического развития предприятия-базы исследования до 2012г.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИРМЫ И ПРОЦЕССА ЕЕ РАЗРАБОТКИ.................................6
1.1 Сущность стратегического управления……………………………………6
1.2 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества предприятия…12
1.3 Базовые конкурентные стратегии…………………………………………15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ – БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………...19
2.1 Характеристика организации – базы исследования………………………19
2.2 Анализ внешней среды и особенности конкуренции в сфере салонного бизнеса ……………………………………………………………………….…..27
2.4 Анализ внутренней среды организации…………………………………....36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ….…38
3.1 Определение миссии и целей ИП «Климов»…………………………..….38
3.2 Концепция и программа социально-экономического развития ИП «Климов» на 2012-2014гг…………………………………………...………….42
3.3 План мероприятий по социально-экономическому развитию ИП «Климов» на 2012-2014гг. с целью повышения конкурентоспособности организации………………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
2.3 Анализ внутренней среды организации
Поскольку построение наиболее успешной стратегии предполагает всестороннее исследование факторов, оказывающих влияние на организацию, соответственно, необходимо также анализировать и внутреннюю среду организации.
Внутренней средой организации является все, что находится внутри организации как системы.
Организация как сложная система допускает разные виды разбиения на подсистемы, элементы, компоненты и т.д. Причем конкретный вид разбиения организации на составляющие с последующим стратегическим анализом и органичным синтезом, который завершается выработкой стратегии, - это внутреннее дело организации.
Таким образом, стратегический анализ внутренней среды организации, в зависимости от конкретной ситуации, может быть в той или иной степени уникальным, но при этом обязательно должно соблюдаться главное условие – полнота стратегического анализа.
Наиболее известное внутреннее разделение – это выделение в организации структурных подразделений (департаменты, отделы, сектора и т.д.) в рамках традиционных функциональных подсистем (служба планирования, финансовая служба, служба маркетинга, служба по работе с персоналом).[5, с.68]
В стратегическом анализе внутренней среды как этапе или элементе стратегического управления организации решающее значение имеет именно полнота и правильное стратегическое видение организации в целом.
Учитывая современное состояние стратегического менеджмента, мы рекомендуем следующую структуру стратегического анализа внутренней среды для ИП «Климов»:
1) отдельных бизнесов организации;
2) функциональных подсистем организации;
3) основных структурных подразделений организации;
4) всех бизнес-процессов организации.
Наиболее традиционный подход, используемый для анализа внутренней среды организации – это SNW-анализ.
SNW-анализ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW-анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является то, что зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S. В таблице 4 приведен пример заполнения таблицы анализа.
Стратегический SNW-анализ внутренней среды
№ п/п | Значимые параметры* в деятельности предприятия | Ранг | S | N | W |
1. | Обучение персонала | 2 |
|
| Х |
2. | Условия труда |
|
| Х |
|
3. | Мотивация и стимулирование персонала |
|
| Х |
|
4. | Текучесть кадров |
| Х |
|
|
5. | Квалификация персонала |
|
| Х |
|
6. | Оценка качества работы персонала | 7 |
|
| Х |
7. | Социальный пакет |
|
| Х |
|
8. | Организация планирования | 5 |
|
| Х |
9. | Уровень технической оснащенности |
|
| Х |
|
10. | Информационное обеспечение | 4 |
|
| Х |
11. | Качество выпускаемой продукции |
|
| Х |
|
12. | Организация маркетинга на предприятии | 6 |
|
| Х |
13. | Производственные площади |
| Х |
|
|
14. | Организационная структура предприятия | 3 |
|
| Х |
15. | Состояние охраны труда |
| Х |
|
|
16. | Дилерская сеть |
|
| Х |
|
17. | Объемы производства |
| Х |
|
|
18. | Ассортимент выпускаемой продукции |
| Х |
|
|
19. | Численность персонала |
|
| Х |
|
20. | Заработанная плата |
|
| Х |
|
21. | Имидж (деловая репутация) предприятия |
| Х |
|
|
22. | Психологический климат в коллективе |
| Х |
|
|
23. | Финансовая устойчивость предприятия |
| Х |
|
|
24. | Территориальное расположение |
| Х |
|
|
25. | Ценовая политика |
|
| Х |
|
26. | Объемы продаж |
|
| Х |
|
27. | Сроки выполнения заказов |
|
| Х |
|
28. | Зависимость от поставщиков |
|
|
| Х |
29. | Ориентация на потребителя |
|
| Х |
|
30. | Стратегия развития предприятия | 1 |
|
| Х |
* Примечание: Набор параметров, как правило, является специфическим для каждого предприятия
Главная задача SNW-анализа – это выявление «актива» (S) и «пассива» (W) предприятия. А задача разрабатываемой стратегии развития – использование актива для нейтрализации и устранения пассива. В нашем примере к «пассиву» (слабым позициям) предприятия относятся (по ранжиру, сделанному менеджерами предприятия):
1. Отсутствие стратегии развития;
2. Слабое обучение персонала (в данном случае мы подразумеваем не столько базовое образование, сколько деятельность по повышению квалификации сотрудников);
3. Неэффективная организационная структура;
4. Слабое информационное обеспечение;
5. Низкая организация планирования;
6. Низкая организация маркетинга;
7. Отсутствие системы оценки качества работы персонала;
Итак, в результате проведенного анализа, мы выявили наличие сильных и слабых сторон исследуемого предприятия, а также его преимущества, которые могут быть использованы для построения оптимальной стратегии управления. На основании выявленных недостатков и преимуществ организации нами была разработана концепция социально-экономического развития предприятия.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Определение миссии и целей ИП «Климов»
Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача предприятия и любую деятельность предприятия подчинить ее решению Миссия ИП «Климов» заключается в том, чтобы помочь своим клиентам стать еще успешнее и счастливее, так как уверенность в своей внешности, очарование и шарм, который клиенты будут излучать после выхода из салона, придадут сил и уверенности в себе.
На следующем этапе процесса стратегического управления определяются цели организации. В соответствии с миссией определены стратегические цели ИП «Климов»:
- увеличение доли рынка
- повышение качество обслуживания, предоставляемых услуг;
- улучшение репутации среди потенциальных и существующих клиентов;
- расширение возможности роста предприятия;
- уменьшение затраты по сравнению с затратами основных конкурентов.
Для достижения стратегических целей определены цели тактические:
- увеличение темпа прироста дохода (к 2012 году добиться роста продаж на 10%);
- увеличение клиентской базы (увеличение числа постоянных клиентов к 2012 году на 20%);
- расширение сети в городе Рязань (открытие филиала в 2013 году).
Уровень специализации рассматриваемого предприятия в основной для него отрасли составляет более 70%, таким образом, ИП «Климов» не является диверсифицированной организацией и для него требуется разработка лишь корпоративной стратегии.
Корпоративная (портфельная) стратегия - это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Действия в области диверсификации включают в себя расширение спектра предлагаемых услуг (услуги визажиста), а также расширение сети салонов - открытие дополнительного филиала в Рязани.
Две главные цели диверсификации: более эффективное использование основной технологии; укрепление структурной позиции хозяйствующего субъекта. Основными причинами выбора стратегии диверсификации являются следующие: необходимость обеспечить эффективное использование свободных средств; желание распределить риск и сбалансировать портфель товаров или услуг фирмы.
Действия, связанные с улучшением общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует компания, что касается усиления конкурентных позиций и доходности в долгосрочной перспективе. Основными задачами здесь является реинвестирование прибыли в обновление основных фондов в соответствии с тенденциями научно-технического развития в данной области; в обучение персонала в целях повышения его компетентности и профессионализма.
Термин функциональная стратегия относится к управленческому плану конкретного подразделения или ключевой функциональной области бизнеса.
Организации необходимо иметь функциональные стратегии для каждого основного подразделения и важной части бизнеса: научных исследований и разработок, производства, отдела маркетинга, сервисной службы, распределения, финансов, отдела кадров. Функциональные стратегии, хоть и имеют более узкую сферу деятельности, чем корпоративные, добавляют важные детали к общему плану бизнеса установлением тех действий, подходов и практических методов, которые будут использоваться при управлении конкретным подразделением или функциональной службой.[5]
Главная задача функциональной стратегии заключается в поддержке общей стратегии бизнеса компании и ее конкурентных подходов.
Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться следующие функциональные стратегии: стратегия маркетинга; финансовая стратегия; стратегия инноваций; стратегия производства; стратегия организационных изменений и другие.
Рассмотрим кратко основные функциональные стратегии ИП «Климов».
Маркетинговая стратегия заключается в долгосрочном согласовании возможностей фирмы с ситуацией на рынке, то есть в согласовании внутренней и внешней сред деятельности фирмы. В данном случае предлагается стратегия дифференцированного маркетинга, которая требует от фирмы организации ее деятельности на нескольких сегментах со специально разработанными для них товарами и маркетинговыми программами. Это позволяет добиться роста сбыта за счет более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых сегментов рынка.
Финансовая стратегия представляет собой общее направление и способ использования средств для достижения поставленных целей управления финансами предприятия. Предлагается умеренный тип финансовой стратегии, который характеризует стиль и методы принятия управленческих решений, ориентированных на достижение среднеотраслевых результатов в финансовой деятельности при средних уровнях финансовых рисков. При данном типе финансовой стратегии предприятие, не избегая финансовых рисков, отказывается проводить финансовые операции с чрезмерно высоким уровнем рисков даже при ожидаемом высоком финансовом результате.
Инновационную стратегию можно определить как взаимосвязанный комплекс технических, технологических и организационных действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивое его развитие. В данном случае предлагается имитационный тип стратегии, так как рассматриваемое предприятие не является пионером в выпуске на рынок тех или иных нововведений [2]. При данной стратегии копируются основные потребительские нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.
Кадровая стратегия - это система методов и средств управления персоналом, применяемая в течение определенного времени с целью реализации кадровой политики. Предлагается партнерский тип кадровой стратегии при которой у организации и сотрудника имеются взаимовыгодные партнерские отношения, при которых происходит согласование целей и ценностей; развитие сотрудника обеспечивается организацией, и в свою очередь сотрудник увеличивает свой вклад в развитие своей фирмы