Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа
Цель настоящей работы – доказать, что правильная стратегическая концепция – залог и основа конкурентоспособной позиции предприятия на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления и конкурентоспособности в их взаимосвязи;
2) изучить особенности рынка услуг красоты, уделяя особое внимание конкуренции в этой сфере;
3) провести стратегический анализ деятельности предприятия-базы исследования;
4) разработать концепцию стратегического развития предприятия-базы исследования до 2012г.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИРМЫ И ПРОЦЕССА ЕЕ РАЗРАБОТКИ.................................6
1.1 Сущность стратегического управления……………………………………6
1.2 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества предприятия…12
1.3 Базовые конкурентные стратегии…………………………………………15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ – БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………...19
2.1 Характеристика организации – базы исследования………………………19
2.2 Анализ внешней среды и особенности конкуренции в сфере салонного бизнеса ……………………………………………………………………….…..27
2.4 Анализ внутренней среды организации…………………………………....36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ….…38
3.1 Определение миссии и целей ИП «Климов»…………………………..….38
3.2 Концепция и программа социально-экономического развития ИП «Климов» на 2012-2014гг…………………………………………...………….42
3.3 План мероприятий по социально-экономическому развитию ИП «Климов» на 2012-2014гг. с целью повышения конкурентоспособности организации………………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИРМЫ И ПРОЦЕССА ЕЕ РАЗРАБОТКИ....................
1.1 Сущность стратегического управления……………………………………6
1.2 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества предприятия…12
1.3 Базовые конкурентные стратегии…………………………………………15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ – БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………
2.1 Характеристика организации – базы исследования………………………19
2.2 Анализ внешней среды и особенности конкуренции в сфере салонного бизнеса ……………………………………………………………………….….
2.4 Анализ внутренней среды организации…………………………………....36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ….…38
3.1 Определение миссии и целей ИП «Климов»…………………………..….38
3.2 Концепция и программа социально-экономического развития ИП «Климов» на 2012-2014гг…………………………………………...
3.3 План мероприятий по социально-экономическому развитию ИП «Климов» на 2012-2014гг. с целью повышения конкурентоспособности организации…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
В современных условиях глобальной конкуренции и ускорения НТП организации испытывают постоянное давление конкурентов, заставляющее их совершенствовать выпускаемую продукцию или услуги, расширять их ассортимент, оптимизировать производственные и управленческие процессы.
В этой связи современные компании находятся в состоянии постоянных перемен, от скорости осуществления которых во многом зависит успех компании. Ключ к успеху лежит в грамотном построении и эффективном осуществлении стратегии компании, направленной, в первую очередь, на постоянное развитие и совершенствование организации и использование ее наиболее сильных сторон.
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой компании уникален, так как он зависит от позиции компании на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. [2, с.524]
В связи с этим, большое значение для формирования наилучшей стратегии компании и для нее самой в целом имеет конкурентоспособность, то есть способность организации добиваться своих целей в условиях рынка, на котором с аналогичными целями действуют другие организации.
Взаимосвязь стратегии управления компанией и ее конкурентоспособности весьма существенна, и, к сожалению, зачастую недооценивается. Это и обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования.
В качестве объекта исследования рассматривается одно из предприятий, представляющих «индустрию красоты» - ИП «Климов».
Термин «индустрия красоты» пока не получил строго научного определения. Между тем, как правило, под этим определением понимается сфера услуг, объединяющая в себе любую деятельность, связанную с формированием человеческого облика. Кроме того, индустрию красоты можно трактовать как отрасль экономики, ядром которой является промышленное производство косметической продукции и оборудования для салонов красоты и SPA-центров.
Личность есть комплекс, включающий в себя аспекты как внутренние, так и внешние. Причем для формирования личности и те и другие равноправны. Иными словами, для достижения наибольшей гармоничности самосознание человека должно соответствовать имиджу, то есть внешнему облику, который в свою очередь, включает в себя в качестве одной из составляющих прическу. Именно поэтому в качестве объекта исследования и было выбрано предприятие ИП «Климов», основной деятельностью которого является предоставление парикмахерских услуг.
В последние годы наблюдается бурное развитие этой отрасли в целом по России, в том числе и в г.Рязани. Для сравнения, в Рязани в 2000 г. работало 10 салонов красоты и порядка 15 парикмахерских. На сегодняшний день в Рязани действует порядка 130 предприятий салонного бизнеса. При этом кроме салонов красоты и парикмахерских появились и новые виды предприятий: студии загара, оздоровительные центры, центры красоты и здоровья и др. [11]
В настоящее время малый бизнес активно развивается, появляется множество новых небольших предприятий. На большинстве таких предприятий принципы стратегического управления не используются. По наблюдениям консультантов, значительное число руководителей и владельцев малых предприятий имеют невысокую профессиональную управленческую подготовку. Недостаток компетенции приводит к ошибкам, просчетам, а иногда и краху предприятия. И наоборот, грамотное управление позволяет достичь впечатляющих результатов, сводя практически на нет моменты сезонности в спросе на услуги салонов.
В связи с этим было интересно рассмотреть деятельность ИП «Климов» с точки зрения стратегического управления и оказать помощь предприятию в формировании конкурентоспособной позиции и эффективной стратегии.
Кроме того, наличие стратегии обеспечивает превосходство над конкурентами и укрепление позиции на рынке, что особенно важно для предприятия, работающего на таком насыщенном конкурентами рынке, как рынок услуг красоты.
Предметом исследования являются вопросы стратегического управления хозяйствующим субъектом.
Цель настоящей работы – доказать, что правильная стратегическая концепция – залог и основа конкурентоспособной позиции предприятия на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления и конкурентоспособности в их взаимосвязи;
2) изучить особенности рынка услуг красоты, уделяя особое внимание конкуренции в этой сфере;
3) провести стратегический анализ деятельности предприятия-базы исследования;
4) разработать концепцию стратегического развития предприятия-базы исследования до 2012г.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИРМЫ И ПРОЦЕССА ЕГО РАЗРАБОТКИ
1.1 Сущность стратегического управления.
В настоящее время в научной литературе существует множество различных определений стратегического управления. Наиболее оптимальным и полным, на наш взгляд, является определение, предлагаемое С.А.Поповым: «Стратегическое управление – это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации».
Объектами стратегического управления являются организации, их стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны.
Предметом стратегического управления являются:
1. Проблемы, которые прямо связаны с генеральными целями организации.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
На рисунке 1 представлена модель стратегического управления, являющегося одной из понятийных основ в системе менеджмента, состоящей из двух подсистем – стратегической и оперативной.
Обратная связь Обратная связь
Концепция корпоративной стратегии
Рисунок 1. Модель стратегического управления
Стратегическое управление должно давать ответы на следующие три ключевых вопроса:
1. В каком положении организация находится в настоящее время?
2. Каков существующий и будущий профиль нашего бизнеса?
3.Что необходимо сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?
Для решения первого вопроса необходима информационная основа с соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность для стратегического управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить, к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию.
Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
При этом создаваемая стратегическим управлением модель будущего конкретной организации должна достаточно чётко определять только ключевые или сущностные моменты её будущей бизнес-деятельности.
Причём такие моменты в первую очередь необходимо установить на принципиальном уровне. Миссия – это наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и чётко выражающая основную причину существования организации.
Основами стратегического управления являются:
1) анализ внешней среды организации;
2) внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации;
3) определение миссии и целей организации;
4) разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;
5) разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий;
6) реализация стратегии;
7) оценка результатов и обратная связь. [3,с.145]
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
1. Планирование стратегии.
2. Организация выполнения стратегических планов.
3. Координация действий по реализации стратегических задач.
4. Мотивация на достижение стратегических результатов.
5. Контроль за процессом выполнения стратегии.
Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.
Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов (условий) функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?) и величина (насколько существенны будут перемены?).
С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета.
Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.
Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.
Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.
Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов.