Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 19:14, курсовая работа
Известно, что всякое управление построено на предвидении. Но предвидение может быть различным. Оно различается по горизонтам (ближнее будущее и дальнее, ограниченное временем или имеет неопределенный временной промежуток), по форме (план, программа, предсказание, прогноз), по источникам (интуиция, научный анализ, аналогия, обобщенный опыт).
Введение. . . . . . . . . . . .5
1. Сущность стратегического планирования фирмы. . . . .6
1.2. Процесс разработки и реализации стратегии. . . . .7
2. Бизнес диагностика. . . . . . . . . .15
2.1. Краткая характеристика предприятия. . . . . .15
2.2. Маркетинг и сбыт. . . . . . . . . .18
2.3. Анализ конкурентов . . . . . . . .23
2.4. SWOT- анализ. . . . . . . . . .25
3. Стратегия предприятия. . . . . . . . .29
3.1 Предпосылки . . . . . . . . . .32
3.2 Анализ и оценка стратегии расширения . . . . .34
Заключение. . . . . . . . . . .38
Список использованной литературы. . . . . . .39
Продолжение таблицы 3
Продукция | Основные параметры | Соответствие рыночному лидеру | Объемы продаж тыс.руб.
| ||
2008г. | 2009г | 2010г. | |||
Молоко 2,5 | Стабиль-ные цены, современ-ная техно-логия изго-товления, высокое качество
| Соответствует | 208061 | 215768 | 232620 |
Молоко прочее | 99228 | 105075 | 106570 | ||
Кефир | 52136 | 59923 | 68356 | ||
Биопродукция | 12181 | 13768 | 16115 | ||
Кисломолочная продукция | 59992 | 64035 | 71468 | ||
Сметана | 97236 | 98831 | 114819 | ||
Творог | 79563 | 83761 | 92920 | ||
Масло | 43530 | 43632 | 46980 | ||
Твердый сыр | 40378 | 46918 | 51070 | ||
Сыр мягкий | 3388 | 3639 | 4080 | ||
Сыр плавленый | 46484 | 48393 | 52116 | ||
Сыр ломтевой | 13230 | 13636 | 16380 |
Рисунок 3 – Динамика продаж в разрезе продукции
Продукция соответствует сегодняшним требованиям рынка, спрос на которую постоянно увеличивается. Предприятие постоянно стремится к разработке новых технологий, чтобы привлекать новых клиентов и наиболее полно удовлетворять запросы существующих. Задача предприятия на данном этапе – сохранить свои существующие позиции и приумножить их за счет выпуска больших объемов продукции соответствующего качества, пользующейся наибольшим спросом у потребителя.
Продуктово – рыночная классификация
Распределение продукции предприятия по рынкам продаж позволяет произвести ее группировку по рыночной ориентации. На рисунке 4 приведена продуктово - рыночная классификация предприятия ЗАО «БМК».
Продукция | ||
Молоко | Кисломолочная продукция | Сыры |
Продуктовые магазины | Организации общественного питания | Частные (физические) лица | Торговые организации |
Рисунок 4 - Продуктово – рыночная классификация
Так сегодня производится: молоко различной жирности: 1,5%, 2,5%, 3,2%, 3,5% и новинка производства молоко 6% жирности. Кроме того, выпускается йодированное молоко.
Ассортимент кисломолочной продукции включает в себя: кефир различной степени жирности (1%, 2,5% и 3,2%), сливки, ряженка, снежок, варенец, топленое молоко, сметана.
«Молочная сказка» предлагает большое разнообразие вкусов йогуртов: «Клубника», «Абрикос», «Персик», «Лимон», «Вишня», «Черника», «Яблоко», «Черная смородина» и «Шоколадный».
Барнаульский молочный комбинат освоил выпуск продуктов с содержанием бифидобактерий (бифидок, бифацил, бифатоник, бифилюкс).
Широк и ассортимент сыров, выпускаемых Барнаульским молочным комбинатом. Представлены как твердые, так и плавленые сыры.
Также «Молочная сказка» предлагает 12 видов глазированных сырков: молочно-сливочный, с мармеладом, с ванилином, с кокосом, с какао, с курагой, с апельсином, с лимоном, с орехом, маком, изюмом, черносливом и вареной сгущенкой.
Барнаульский молочный комбинат занимает первую позицию в рейтинге среди производителей молока. Он наиболее разнообразно представляет свою продукцию, его доля в ассортименте магазинов города составляет около 53%. По объемам продаж «Молочная сказка» также является абсолютным лидером. Предприятие работает со всеми крупными торговыми сетями города. Кроме того, Барнаульский молочный комбинат имеет собственную торговую сеть «Раздолье», розничную сеть фирменных киосков, а также фирменный магазин при комбинате. Продукция Барнаульского молочного комбината известна не только в Алтайском крае, но и далеко за его пределами.
Вся продукция производится только из натурального и высококачественного сырья без консервантов и растительных жиров. Комбинат работает с лучшими хозяйствами края, поставляющими молоко. 90% молока, которое поступает на комбинат, высшего и первого сортов. Независимо от времени года — зимой или летом — его объем не меняется, поэтому конечной продукции всегда вдоволь и отличного качества. На комбинате есть своя аттестованная лаборатория, где ежедневно проверяется качество выпускаемой продукции.
Кроме этого, Барнаульский молочный комбинат стал первым предприятием в крае, которое начало производство йодированного молока.
С нового года в торговые точки городов и районов края стала поступать продукция Барнаульского молочного комбината в новой пластиковой упаковке. Первыми в линейке продукции выпущены молоко 2,5% и молоко отборное, а также кефир 1% и кефир отборный. Продукция выходит в бутылках объемом 850 г.
Несмотря на широкий ассортимент упаковочных материалов, бутылка – ПЭТ, пожалуй, является самой удобной. Она изготовлена из экологически чистого материала на основе пластика. Благодаря матовой поверхности такая упаковка защищает молоко от воздействия кислорода и внешней среды, УФ-излучения, что, в свою очередь, позволяет увеличить длительность хранения молока до 15 суток, удерживая при этом все его полезные свойства.
В данный момент сроки хранения молока уже увеличены с 3 до 5 суток, а весной 2012 года, когда завершится реконструкция аппаратного цеха, срок хранения будет увеличен до 7 суток.
Основой роста объемов производства, расширения ассортимента и улучшения качества продукции является не только следование в работе сложившимся в отрасли традициям, таким, как использование в производстве только натурального сырья, традиционные рецепты изготовления любимых покупателем молочных продуктов, но и достижение передовых технологий. Это и современная, отвечающая новым стандартам упаковка, использование бифидобавок и йогуртовых культур. Новые технологии обработки молочных продуктов, яркая этикетка и, за короткое время зарекомендовавшая себя с лучшей стороны торговая марка, которая теперь известна не только в Алтайском крае, но в Кемеровской и Томской, Новосибирской областях.
Рынок сбыта
Город Барнаул, Алтайский край и города в соседних регионах, где предприятие имеет свои представительства — Новокузнецк, Кемерово, Томск, Новосибирск, Владивосток. Продукция реализуется: в розничных магазинах города Барнаула, включая сети магазинов «Мария-Ра», «Мир продуктов», «Пятерочка», «Холидей классик», в розничных магазинах Алтайского края; в магазинах других регионов; в собственной розничной сети фирменных киосков.
Также планируется сбыт продукции в детские дошкольные учреждения, школы, больницы и т.д.
2.2 Маркетинг и сбыт
Управление маркетингом на предприятии
Отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется директору БМК «Молочная сказка».
Целью деятельности отдела являются изучение конъюнктуры рынка, спроса на продукцию предприятия, организация рекламы и стимулирования сбыта продукции.
Отдел маркетинга возглавляется заместителем генерального директора по маркетингу. В состав отдела входят: менеджер по рекламе и стимулированию сбыта, менеджер по рыночным исследованиям, менеджер по ценообразованию, менеджер по разработке новых продуктов.
Структура и штат отдела утверждаются директором БМК.
Рисунок 5 - Организационная структура отдела маркетинга ЗАО «БМК»
Отдел руководствуется в своей деятельности действующим законодательством РФ, приказами, инструкциями и распоряжениями по БМК «Молочная сказка» и настоящим Положением.
Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, которая наилучшим образом удовлетворяет потребности рынка, а также координирует деятельность в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством комбината обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.
Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все службы предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь, отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим отделам предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.
Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других отделов на рынок и координирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.
Задачи отдела маркетинга:
Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга.
Исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуру рынка.
Изучение спроса на продукцию предприятия и разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.
Исследование потребительских свойств производимой продукции.
Ориентация разработчиков и производства на выполнение требований к выпускаемой продукции.
Организация рекламы и стимулирования сбыта продукции.
Функции отдела маркетинга:
Изучение нужд потребителей в продукции выпускаемой предприятием.
Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей. Анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей в планируемом периоде.
Изучение спроса на выпускаемую продукцию на основе сбора заявок о потребности в разрабатываемой и производимой продукции, данных статистической отчетности, материалов специальных исследований, рассылки анкет и др.