Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 19:14, курсовая работа
Известно, что всякое управление построено на предвидении. Но предвидение может быть различным. Оно различается по горизонтам (ближнее будущее и дальнее, ограниченное временем или имеет неопределенный временной промежуток), по форме (план, программа, предсказание, прогноз), по источникам (интуиция, научный анализ, аналогия, обобщенный опыт).
Введение. . . . . . . . . . . .5
1. Сущность стратегического планирования фирмы. . . . .6
1.2. Процесс разработки и реализации стратегии. . . . .7
2. Бизнес диагностика. . . . . . . . . .15
2.1. Краткая характеристика предприятия. . . . . .15
2.2. Маркетинг и сбыт. . . . . . . . . .18
2.3. Анализ конкурентов . . . . . . . .23
2.4. SWOT- анализ. . . . . . . . . .25
3. Стратегия предприятия. . . . . . . . .29
3.1 Предпосылки . . . . . . . . . .32
3.2 Анализ и оценка стратегии расширения . . . . .34
Заключение. . . . . . . . . . .38
Список использованной литературы. . . . . . .39
- анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.
Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее с помощью метода создания сценариев.
Сценарии – это по возможности реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать, некоторые факторы будут находиться под прямым контролем организации (она сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся возможностью). Будут существовать и факторы, неподвластные контролю со стороны предприятия, в этом случае разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.
Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Известно, что довольно эффективным способом, применяемым для анализа внешней среды, является метод SWOT, подробно описанный в литературе по стратегическому управлению.
Наряду с анализом внешней среды бизнеса важно провести углубленное исследование реального состояния организации. Это позволит увидеть, каким должна стать организация в будущем, разработать антикризисную стратегию и провести на ее основе необходимые изменения. [1]
2 Бизнес-диагностика
2.1 Краткая характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество «Барнаульский молочный комбинат» зарегистрировано 7 декабря 2000 года администрацией Ленинского района города Барнаула. Номер регистрационного удостоверения Х2 5282.
Юридический и почтовый адрес: 656063, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Космонавтов, д. 63.
Уставный капитал ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» составляет один миллион рублей. На эту стоимость выпущены акции номинальной стоимостью 1000 рублей. Все акции являются обыкновенными.
Основным видом деятельности общества является производство, переработка, хранение и реализация продуктов глубокой переработки молока. Комбинат также осуществляет и другие виды деятельности, но их доля по сравнению с объёмом реализации основной продукции незначительна.
Барнаульский молочный комбинат — самый новый из старых молочных заводов края — был построен в 1978 году. Задумывался он центром холдинга, в который входили Павловский, Новоалтайский, Калманский, Тальменский молзаводы. С них на запуск гиганта перешли лучшие специалисты. Объемы переработки молока до 90-х годов были около 400 тонн в сутки. С началом акционирования в худшем положении оказалось головное звено. Конкуренты повышали закупочную цену, а на комбинате ее сдерживали, рассчитывались не вовремя — так были растеряны поставщики. Объемы переработки упали до 5-7 тонн в сутки.
Было введено внешнее управление, затем — конкурсное производство. Комбинат не прекращал работать. Хорошие специалисты постепенно уходили.
Перемены начались с осени 2000 года, когда процедуру банкротства взяло в свои руки ОАО «Алтаймолпром». Вернули прежнюю команду, конкурсным управляющим стал генеральный директор «Алтаймолпрома».
Заинтересовать в инвестициях удалось фирму, которая занималась молочным бизнесом — «Барнаулмолторг». На комбинат предприниматели пришли со своими хозяйственными связями, рынком сбыта, что в совокупности с притоком сырья и расширением ассортимента стало главными составляющими успеха. Наблюдая за результатами, комбинат передали в аренду «Барнаулмолторгу», а 10 января 2001 года заключили договор купли-продажи с условием сохранения профиля.
Объемы переработки за несколько месяцев выросли в пять раз (за сутки — около 45 тонн), ассортимент расширился в 10 раз. Поменялась упаковка — 90% продукции стала фасоваться в жесткие картонные пакеты и полистирольные стаканы под фирменной маркой «Молочная сказка».
Сегодня ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» представляет собой современное предприятие, расположенное на территории 7 га, которое включает в себя главный производственный корпус с мощностями, позволяющими переработать до 300 тонн молока в сутки, цех производства мороженого и сгущенного молока, сырный цех, маслосырбазу с сырохранилищем на 500 тонн сыра.
Предприятие сохранило все лучшие традиции производства молочной продукции, наработанные годами, в том числе трудовой коллектив. Ядро составляют высококвалифицированные работники со стажем 10-20 лет работы в молочной промышленности, которые хотят и могут производить высококачественную продукцию. Все специалисты периодически повышают свой профессиональный уровень — обучаются за счет предприятия на различных курсах, семинарах. Средняя численность работающих составляет более 700 человек.
Продукция ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» рассчитана на потребителей и покупателей всех возрастов.
Основным продуктом, выпускаемым ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», является молочная продукция. Молоко и молочные продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе граждан нашей страны, в силу как привычек потребления россиян, так и относительно недорогой стоимости данной категории продуктов питания. Ежедневно они присутствуют на столе подавляющего большинства россиян.
В настоящее время ассортимент производимой продукции составляет более 70 наименований и постоянно расширяется.
Таблица 2 – Объём производства молочной продукции ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», в тоннах
| 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. |
Выпуск продукции ЗАО «БМК» | 36971,4 | 47361,2 | 55211,3 | 66795,0 |
Данные по объёмам производства дают возможность проследить динамику. Объём выпуска продукции в 2009 году превысил аналогичный показатель 2008 года и имел устойчивую тенденцию к росту.
Организационная структура
Структура организации объединяет составляющие её элементы внутренней среды с помощью коммуникации, потоков информации и документооборота.
Организационная структура управления ЗАО «БМК» построена по линейно-функциональному принципу. При таком построении переплетается выполнение узкоспециализированных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение задач по проектированию, производстве продукции и её поставке потребителям, то есть права и ответственность более углубленно разделяются между разными органами, руководящими техническими разработками, закупкой сырья и материалов, производством, сбытом и т.д. Структура управления предприятия включает несколько отделов со своими руководителями :
- Собрание акционеров
- Генеральный директор
- коммерческий директор
- финансовый директор
- начальник отдела маркетинга
- главный бухгалтер
- заместитель директора по социально-бытовым опросам
- главный инженер
- директор по кадрам
- главный экономист
- главный конструктор
- главный программист
- заместитель директора по производству и техобеспечению
- заместитель директора по АХЧ
- административно-хозяйственная часть
- юридический отдел
- конструкторское бюро
- заместитель директора по связям с общественностью
- заместитель директора по юридическим вопросам
- начальник службы безопасности
- инспектор по охране труда
- отдел развития персонала
- отдел технического обучения
- одел организации труда и заработной платы
- планово-экономический отдел
- начальник производственного отдела
- отдел технического контроля
- бухгалтерия
- отдел снабжения
- гаражное хозяйство
- отдел стандартизации
- отдел рационализации, изобретательства и патентоведения
- отдел главного метролога
- производственный отдел
При линейно- функциональной структуре управления вся власть находится в руках у линейного руководителя, на «БМК» - это генеральный директор. Он координирует работу функциональных подразделений и следит за тем, чтобы их цели соответствовали целям всего предприятия в целом. Функциональные подразделения в свою очередь учувствуют на ряду с генеральным в разработке и подготовке решений, планов программ.
Линейно-функциональная структура является наиболее приемлемой для «БМК», так как аппарат управления этого предприятия выполняет часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции, то есть «БМК» функционирует в условиях решения стандартных управленческих проблем. Кроме того комбинат относится к компаниям с крупносерийным типом производства и выпускает относительно ограниченную номенклатуру продукции.
В ходе анализа линейно-функциональной структуры можно выделить как преимущества, так и недостатки этой структуры управления. Преимущества являются быстрое решение проблем, находящихся в компенсации одной функциональной службы; экономия на управленческих расходах; уменьшение случаев дублирования полномочий в функциональных областях; содействие эффективному производству стандартизированных товаров. Недостатки: данная структура не обладает гибкостью и адекватностью к быстро меняющейся внутренней и внешней среде; замедление прохождения информации; увеличение объёма работы высшего эшелона управления; допускается не соответствие между полномочиями и ответственностью руководителей различных уровней.
Рисунок 1 — Доля объемов продаж молочных продуктов в магазинах города
Рисунок 2 - Структура ассортимента вырабатываемой продукции
Таблица 3 - Основные характеристики продукции
Продукт/Вариант | Ед. изм. | 2008г. | 2009 г. | 2010 г. | ||
V продаж тыс.руб л | V продаж тыс.руб л | T роста, % | V продаж тыс.руб л | T роста, % | ||
Молоко 2,5 | тыс.л | 15 198 | 15 761 | 1,04 | 16 992 | 1,08 |
Молоко прочее | тыс.л | 5 976 | 6 326 | 1,06 | 6 416 | 1,01 |
Кефир | тыс.л | 2 986 | 3 432 | 1,15 | 3 915 | 1,14 |
Биопродукция | тыс.л | 449 | 504 | 1,12 | 594 | 1,18 |
Кисломолочная продукция | тыс.л | 2 478 | 2 645 | 1,07 | 2 952 | 1,12 |
Сметана | т. | 2 378 | 2 417 | 1,02 | 2 808 | 1,16 |
Творог | т. | 834 | 878 | 1,05 | 974 | 1,11 |
Масло | т. | 429 | 430 | 1,002 | 463 | 1,08 |
Твердый сыр | т. | 389 | 452 | 1,16 | 492 | 1,09 |
Сыр мягкий | т. | 28,4 | 30,5 | 1,07 | 34,2 | 1,12 |
Сыр плавленый | т. | 487 | 507 | 1,04 | 546 | 1,08 |
Сыр ломтевой | т. | 189,3 | 194,8 | 1,03 | 234 | 1,20 |