Стимулирования эффективности труда в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе организации материального стимулирования в ОАО «ГУМ» и оценке ее эффективности в свете современных теоретических основ мотивации труда.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

раскрыть сущность стимулирования труда;
показать важность оплаты труда в системе мотивов к труду;
проанализировать эффективность труда в ОАО «ГУМ»;
оценить организацию материального стимулирования труда в ОАО «ГУМ» с точки зрения ее эффективности;
обозначить пути повышения эффективности систем стимулирования труда в торговле и конкретно в ОАО «ГУМ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты стимулирования эффективности труда в торговле……………………………………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность стимулирования труда……………………..6
1.2 Роль и значение процесса стимулирования труда……………….12
1.3 Методическое обеспечение системы стимулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………14
2 Оценка материального стимулирования эффективности труда в ОАО «ГУМ»……………………………………………………………………..19
2.1 Организационно–экономическая характеристика ОАО «ГУМ»..19
2.2 Организация материального стимулирования труда в ОАО «ГУМ» и оценка ее эффективности ……………………………………………13
3 Пути повышения эффективности системы стимулирования труда в торговле………………………………………………………………………….2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………10
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

     Примечание. Источник: собственная разработка 

     Данные  рисунка 2.2 показывают, что в общем фонде заработной платы 59% составляет заработная плата, начисленная за выполненную работу и отработанное время. Выплаты стимулирующего характера составляют 27%, в общем фонде заработной платы, компенсирующие выплаты – 10 %, В соответствии с рекомендациями по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций удельный вес оплаты труда по тарифным ставкам и окладам должен составлять не менее 65% в ее составе. Как видно из рисунка данное соотношение не соблюдается.

     Совершенствование организации и обслуживания рабочих  мест является одним из важнейших направлений изучения организации труда. Цель его – создание на каждом рабочем месте необходимых условий для достижения работником высокой производительности и качества труда при возможно наименьших затратах физических усилий.

     Организация рабочего места представляет систему мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке. Организация обслуживания рабочих мест обеспечение его средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса.

     Проведём  анализ основных финансово–экономических показателей работы оптовой торговой организации. Расчёты представлены в таблице 2.1. 
 
 

     Таблица 2.1 – Основные финансово–экономические показатели деятельности ОАО «ГУМ » за 2007–2009 гг.

Показатель 2007 2008 2009 Темп  роста, %
2007 к 2008 2008 к 2009
1 2 3 4 5 6
Товарооборот, млн.руб.                                   
В действующих  ценах 112671 150461 183532 110,4 115,3
В сопоставимых ценах 112671 150459 183521 110,4 115,3
Валовой доход, млн. руб.          
В действующих  ценах 9374,2 10275,3 12374,2 109,6 111,4
В сопоставимых ценах 9296,4 10275,3 12326,1 109,6 111,4
Полные  издержки, всего                                   
В действующих  ценах 4698,5 4963,1 5537,5 110,4 111,6
В сопоставимых ценах 4621,3 4963,1 5175,23 109,9 104,3
Основные  фонды, млн.руб. 4731,2 5063,8 5889,9 115,9 116,3
Оборотные средства, млн. руб. 4731,2 5021,3 5804,9 115,2 115,9
Прибыль от реализации                                   
В действующих  ценах 583 591 499 102,7 84,4
В сопоставимых ценах 583 572 486 101,3 84,4
Налоги  от прибыли                                   
В действующих  ценах 267,4 281,2 308,3 106,1 109,6
В сопоставимых ценах 267,4 274,3 304,7 106,1 109,6
Чистая  прибыль                                   
В действующих  ценах 102 71 296 96,4 314,7
В сопоставимых ценах 98 71 289 96,8 314,1
Среднесписочная численность работников 1125 1109 1064 98,6 95,9
Среднемесячная  зарплата на 1работника 750 885 1003
Рентабельность % 2 1,23 1,37
Прибыль на 1 работника 44,1 46,7 49,9 105,8 103,6

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Согласно  данным, представленным в таблице 2.1, общая сумма товарооборота ОАО ГУМ» в действующих ценах за 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 33071 млн. руб. На динамику товарооборота влияет рост цен на товары. Таким образом, товарооборот торговой организации за  2009 г. в сопоставимых ценах (без учёта инфляции) составил 1835521 млн. руб.

     В настоящее время структура торгового  процесса в универмаге выглядит следующим  образом: на четырех этажах торговых залов размещены 6 товарных отделов, организованных по потребительскому назначению:

     Отдел № 1 «Хозтовары» объединяет 5 торговых секций, 5 складов;

     Отдел № 2 «Обувно–галантерейные товары» – 7 торговых секций, 5 складов;

     Отдел № 3 «Швейно–трикотажные товары» – 9 торговых секций, 6 складов;

     Отдел 4 «Товары для дома» – 6 торговых секций, 5 складов;

     Отдел № 5 «Комаровский» – 5 торговых секций, 1 склад;

     Отдел № 6 «Товары для женщин» – 6 торговых секций, 1 склад;

     Отдел 7 «Культтовары» – 6 торговых секций, 4 склада;

     Отдел 8 «Продовольственные товары» – 2 торговые секции.

     В настоящее время структура торгового процесса в универмаге выглядит следующим образом: на трех этажах торговых залов размещены 4 товарных отделов, организованных по потребительскому назначению.

     Таблица 2.2– Распределение торговой площади ОАО «ГУМ»

Структурные единицы Общая площадь Торговая площадь  предприятия
1 этаж (осн. здания) 1490 1156
1 этаж (ул. Ленина 6,8) 1063 385
2 этаж (осн. здания) 1550 1285
2 этаж (салон) 1687 1113
3 этаж (осн. здания) 1545 1254
3 этаж (салон) 1568 1113
Кафе (4 этаж) 314 136
бар (4 этаж) 54 42
экспрессбар (2 этаж) 84 70
Бар (ул. Коллекторная 11) 98 55
Магазин №1 (ул.Орловская 31) 1232 568
Магазин №2 561 332
Красная 14(сдано в аренду) 139 98
Козлова 2(сдано в аренду) 449 206
Козлова 15(сдано в аренду) 140 54

     Примечание –  Источник: материалы внутренней отчетности

     Товары  в универмаге разделены на четыре комплекса:

  • « Товары для мужчин, детей и дома»;
  • « Товары для женщин»;
  • « Продовольственные товары»;
  • « Культхозтовары».

     С каждым годом торговые площади универмага расширяются, в основном за счет сокращения складских помещений.

     Таблица 2.3 – Номенклатура реализуемой продукции

Наименование  реализуемой продукции Ед. изм.      Закуплено в 2009 г.      Реализовано в 2009 г.
всего      В том числе всего      В том числе
Внутри  республики В СНГ В странах дальнего зарубежья Внутри республики В СНГ В странах дальнего зарубежья
Текстильные товары млн. руб. 3296 1295 1200 801 2965 1566 1099 300
Обувь млн. руб. 8688 6088 930 1670 7548 5099 1234 1215
Хозяйственные товары млн. руб. 9832 4588 2333 2911 9138 4321 3111 1706
Галантерейные товары млн. руб. 8439 2870 1669 3900 7919 3988 1234 2697
Парфюмерно–косметические товары млн. руб. 3311 1544 1099 688 3098 1678 1045 375
Товары  для дома млн. руб. 734 306 288 140 725 465 111 149
Культтовары млн. руб. 9532 3452 2876 3204 9522 3568 2356 3598

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Изучим  динамику изменения ассортимента реализуемых  в ОАО «ГУМ» товаров. Данные представлены в таблице 2.4.

 

     

     Таблица 2.4 – Динамика объема и структуры реализации по товарным группам ОАО «ГУМ»

Наименование  продукции 2007г. 2008г. 2009 г.      Отклонение            (+,–)
Общий объем реали зации, млн.руб. Удельный  вес в общем объеме, % Общий объем  реали зации, млн.руб. Удельный  вес в общем объеме, % Общий  объем       реализации,     млн.руб. Удельный  вес в общем объеме, % 2007 от 2008 2008от 2009
По  общему объему реализации тыс.руб По удельному  весу в общем объеме,% По общему объему реализации тыс.

руб

По удельному  весу в общем объеме,%
Хозтовары 4932 11,44 5783 11,65 6568 11,86 +851 +0,21 +785 + 0,21
Обувно–галантерейные товары 8131 16,01 8283 16,69 9423 17,02 +152 +0,68 +1140 + 0,33
Швейно–трикотажные товары 9874 24,17 11928 24,03 13593 24,55 +2054 -0,14 +1665 + 0,51
Товары  для дома 6214 14,23 7129 14,36 7610 13,74 +915 +0,13 +481 –0,62
Товары  для женщин 2435 5,53 2722 5,48 2951 5,33 +287 –0,05 +229 –0,16
Культовары 5832 13,24 6954 14,01 7677 13,86 +1122 +0,77 +723 –0,15
Продовольственные товары 2974,2 6,32 3265,2 6,58 3554 6,42 +291 +0,26 +288,8 –0,16
Корсетные изделия 812,4 2,21 865,8 1,74 976 1,76 +54,4 –0,47 +110,2 + 0,02
Парфюмерно–косметические товары 2364,4 6,85      2701 5,44 3023      5,46 +336,6 –1,41 +322 + 0,02
Итого 43569 100 49631 100 55375 100 +6063 +5744

 

   

     Рост  общей суммы розничного товарооборота торговой организации был наполовину достигнут благодаря росту продаж обувно–галантерейных товаров и швейно–трикотажных товаров соответственно на 1140 млн. руб. и 1665 млн. руб. В результате данных увеличений доля продаж этих товаров в структуре товарооборота  увеличилась на 0,33% и 0,51%.

     Несмотря  на рост продаж 2008 г. по сравнению с  аналогичным периодом 2009 г. на 481 млн. руб. по товарам для дома, удельный вес его продаж в общей структуре товарооборота ОАО «ГУМ»   сократился на 0,62%.

     Наибольший  удельный вес в товарообороте торговой  организации занимают продажи одежды и галантереи, доля которого за 2009 г. достигла 24,55%, или почти ¼ всего розничного товарооборота.

     Продажи корсетных изделий в универмаге за 2009 г. составили 976 млн. руб., или 1,76% всех продаж  ОАО «ГУМ ». По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. продажи кафе увеличились на 110,2 млн. руб., или на 12,7%.

     Что касается организации закупочной деятельности на анализируемом торговом предприятии, то закупочная деятельность торгового предприятия ОАО «ГУМ»  должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы предприятие  вело систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.

     Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров. 

    1. Организация материального стимулирования труда в ОАО «ГУМ» и оценка ее эффективности
 
 

     При организации оплаты труда ОАО  «ГУМ» придерживается следующих принципов:

  • принцип дифференциации заработной платы, который базируется на различной квалификации работников, различной сложности выполняемых ими функций, учитываются условия труда и результаты хозяйственной деятельности предприятия в целом.
  • принцип материальной заинтересованности работников, т.е. построение системы оплаты труда, при которой размеры заработков должны стимулировать работников качественно выполнять свои должностные обязанности и достигать высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.
  • принцип простоты и ясности организации заработной платы, т.е. с работниками заранее оговариваются размеры и условия выплаты заработной платы, отмечаются факторы, которые могут повлечь изменение размеров оплаты.

Информация о работе Стимулирования эффективности труда в торговле