Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе организации материального стимулирования в ОАО «ГУМ» и оценке ее эффективности в свете современных теоретических основ мотивации труда.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
раскрыть сущность стимулирования труда;
показать важность оплаты труда в системе мотивов к труду;
проанализировать эффективность труда в ОАО «ГУМ»;
оценить организацию материального стимулирования труда в ОАО «ГУМ» с точки зрения ее эффективности;
обозначить пути повышения эффективности систем стимулирования труда в торговле и конкретно в ОАО «ГУМ».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты стимулирования эффективности труда в торговле……………………………………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность стимулирования труда……………………..6
1.2 Роль и значение процесса стимулирования труда……………….12
1.3 Методическое обеспечение системы стимулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………14
2 Оценка материального стимулирования эффективности труда в ОАО «ГУМ»……………………………………………………………………..19
2.1 Организационно–экономическая характеристика ОАО «ГУМ»..19
2.2 Организация материального стимулирования труда в ОАО «ГУМ» и оценка ее эффективности ……………………………………………13
3 Пути повышения эффективности системы стимулирования труда в торговле………………………………………………………………………….2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………10
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………...12
Примечание.
Источник: собственная разработка
Данные рисунка 2.2 показывают, что в общем фонде заработной платы 59% составляет заработная плата, начисленная за выполненную работу и отработанное время. Выплаты стимулирующего характера составляют 27%, в общем фонде заработной платы, компенсирующие выплаты – 10 %, В соответствии с рекомендациями по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций удельный вес оплаты труда по тарифным ставкам и окладам должен составлять не менее 65% в ее составе. Как видно из рисунка данное соотношение не соблюдается.
Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест является одним из важнейших направлений изучения организации труда. Цель его – создание на каждом рабочем месте необходимых условий для достижения работником высокой производительности и качества труда при возможно наименьших затратах физических усилий.
Организация рабочего места представляет систему мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке. Организация обслуживания рабочих мест обеспечение его средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса.
Проведём
анализ основных финансово–экономических
показателей работы оптовой торговой
организации. Расчёты представлены в таблице
2.1.
Таблица 2.1 – Основные финансово–экономические показатели деятельности ОАО «ГУМ » за 2007–2009 гг.
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | Темп роста, % | |
2007 к 2008 | 2008 к 2009 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Товарооборот, млн.руб. | |||||
В действующих ценах | 112671 | 150461 | 183532 | 110,4 | 115,3 |
В сопоставимых ценах | 112671 | 150459 | 183521 | 110,4 | 115,3 |
Валовой доход, млн. руб. | |||||
В действующих ценах | 9374,2 | 10275,3 | 12374,2 | 109,6 | 111,4 |
В сопоставимых ценах | 9296,4 | 10275,3 | 12326,1 | 109,6 | 111,4 |
Полные издержки, всего | |||||
В действующих ценах | 4698,5 | 4963,1 | 5537,5 | 110,4 | 111,6 |
В сопоставимых ценах | 4621,3 | 4963,1 | 5175,23 | 109,9 | 104,3 |
Основные фонды, млн.руб. | 4731,2 | 5063,8 | 5889,9 | 115,9 | 116,3 |
Оборотные средства, млн. руб. | 4731,2 | 5021,3 | 5804,9 | 115,2 | 115,9 |
Прибыль от реализации | |||||
В действующих ценах | 583 | 591 | 499 | 102,7 | 84,4 |
В сопоставимых ценах | 583 | 572 | 486 | 101,3 | 84,4 |
Налоги от прибыли | |||||
В действующих ценах | 267,4 | 281,2 | 308,3 | 106,1 | 109,6 |
В сопоставимых ценах | 267,4 | 274,3 | 304,7 | 106,1 | 109,6 |
Чистая прибыль | |||||
В действующих ценах | 102 | 71 | 296 | 96,4 | 314,7 |
В сопоставимых ценах | 98 | 71 | 289 | 96,8 | 314,1 |
Среднесписочная численность работников | 1125 | 1109 | 1064 | 98,6 | 95,9 |
Среднемесячная зарплата на 1работника | 750 | 885 | 1003 | – | – |
Рентабельность % | 2 | 1,23 | 1,37 | – | – |
Прибыль на 1 работника | 44,1 | 46,7 | 49,9 | 105,8 | 103,6 |
Примечание
– Источник: собственная разработка.
Согласно данным, представленным в таблице 2.1, общая сумма товарооборота ОАО ГУМ» в действующих ценах за 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 33071 млн. руб. На динамику товарооборота влияет рост цен на товары. Таким образом, товарооборот торговой организации за 2009 г. в сопоставимых ценах (без учёта инфляции) составил 1835521 млн. руб.
В
настоящее время структура
Отдел № 1 «Хозтовары» объединяет 5 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 2 «Обувно–галантерейные товары» – 7 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 3 «Швейно–трикотажные товары» – 9 торговых секций, 6 складов;
Отдел 4 «Товары для дома» – 6 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 5 «Комаровский» – 5 торговых секций, 1 склад;
Отдел № 6 «Товары для женщин» – 6 торговых секций, 1 склад;
Отдел 7 «Культтовары» – 6 торговых секций, 4 склада;
Отдел 8 «Продовольственные товары» – 2 торговые секции.
В настоящее время структура торгового процесса в универмаге выглядит следующим образом: на трех этажах торговых залов размещены 4 товарных отделов, организованных по потребительскому назначению.
Таблица 2.2– Распределение торговой площади ОАО «ГУМ»
Структурные единицы | Общая площадь | Торговая площадь предприятия |
1 этаж (осн. здания) | 1490 | 1156 |
1 этаж (ул. Ленина 6,8) | 1063 | 385 |
2 этаж (осн. здания) | 1550 | 1285 |
2 этаж (салон) | 1687 | 1113 |
3 этаж (осн. здания) | 1545 | 1254 |
3 этаж (салон) | 1568 | 1113 |
Кафе (4 этаж) | 314 | 136 |
бар (4 этаж) | 54 | 42 |
экспресс–бар (2 этаж) | 84 | 70 |
Бар (ул. Коллекторная 11) | 98 | 55 |
Магазин №1 (ул.Орловская 31) | 1232 | 568 |
Магазин №2 | 561 | 332 |
Красная 14(сдано в аренду) | 139 | 98 |
Козлова 2(сдано в аренду) | 449 | 206 |
Козлова 15(сдано в аренду) | 140 | 54 |
Примечание – Источник: материалы внутренней отчетности
Товары в универмаге разделены на четыре комплекса:
С каждым годом торговые площади универмага расширяются, в основном за счет сокращения складских помещений.
Таблица 2.3 – Номенклатура реализуемой продукции
Наименование реализуемой продукции | Ед. изм. | Закуплено в 2009 г. | Реализовано в 2009 г. | ||||||
всего | В том числе | всего | В том числе | ||||||
Внутри республики | В СНГ | В странах дальнего зарубежья | Внутри республики | В СНГ | В странах дальнего зарубежья | ||||
Текстильные товары | млн. руб. | 3296 | 1295 | 1200 | 801 | 2965 | 1566 | 1099 | 300 |
Обувь | млн. руб. | 8688 | 6088 | 930 | 1670 | 7548 | 5099 | 1234 | 1215 |
Хозяйственные товары | млн. руб. | 9832 | 4588 | 2333 | 2911 | 9138 | 4321 | 3111 | 1706 |
Галантерейные товары | млн. руб. | 8439 | 2870 | 1669 | 3900 | 7919 | 3988 | 1234 | 2697 |
Парфюмерно–косметические товары | млн. руб. | 3311 | 1544 | 1099 | 688 | 3098 | 1678 | 1045 | 375 |
Товары для дома | млн. руб. | 734 | 306 | 288 | 140 | 725 | 465 | 111 | 149 |
Культтовары | млн. руб. | 9532 | 3452 | 2876 | 3204 | 9522 | 3568 | 2356 | 3598 |
Примечание
– Источник: собственная разработка.
Изучим динамику изменения ассортимента реализуемых в ОАО «ГУМ» товаров. Данные представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Динамика объема и структуры реализации по товарным группам ОАО «ГУМ»
Наименование продукции | 2007г. | 2008г. | 2009 г. | Отклонение (+,–) | ||||||
Общий объем реали зации, млн.руб. | Удельный вес в общем объеме, % | Общий объем реали зации, млн.руб. | Удельный вес в общем объеме, % | Общий объем реализации, млн.руб. | Удельный вес в общем объеме, % | 2007 от 2008 | 2008от 2009 | |||
По общему объему реализации тыс.руб | По удельному весу в общем объеме,% | По общему объему
реализации тыс.
руб |
По удельному весу в общем объеме,% | |||||||
Хозтовары | 4932 | 11,44 | 5783 | 11,65 | 6568 | 11,86 | +851 | +0,21 | +785 | + 0,21 |
Обувно–галантерейные товары | 8131 | 16,01 | 8283 | 16,69 | 9423 | 17,02 | +152 | +0,68 | +1140 | + 0,33 |
Швейно–трикотажные товары | 9874 | 24,17 | 11928 | 24,03 | 13593 | 24,55 | +2054 | -0,14 | +1665 | + 0,51 |
Товары для дома | 6214 | 14,23 | 7129 | 14,36 | 7610 | 13,74 | +915 | +0,13 | +481 | –0,62 |
Товары для женщин | 2435 | 5,53 | 2722 | 5,48 | 2951 | 5,33 | +287 | –0,05 | +229 | –0,16 |
Культовары | 5832 | 13,24 | 6954 | 14,01 | 7677 | 13,86 | +1122 | +0,77 | +723 | –0,15 |
Продовольственные товары | 2974,2 | 6,32 | 3265,2 | 6,58 | 3554 | 6,42 | +291 | +0,26 | +288,8 | –0,16 |
Корсетные изделия | 812,4 | 2,21 | 865,8 | 1,74 | 976 | 1,76 | +54,4 | –0,47 | +110,2 | + 0,02 |
Парфюмерно–косметические товары | 2364,4 | 6,85 | 2701 | 5,44 | 3023 | 5,46 | +336,6 | –1,41 | +322 | + 0,02 |
Итого | 43569 | 100 | 49631 | 100 | 55375 | 100 | +6063 | – | +5744 | – |
Рост общей суммы розничного товарооборота торговой организации был наполовину достигнут благодаря росту продаж обувно–галантерейных товаров и швейно–трикотажных товаров соответственно на 1140 млн. руб. и 1665 млн. руб. В результате данных увеличений доля продаж этих товаров в структуре товарооборота увеличилась на 0,33% и 0,51%.
Несмотря на рост продаж 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 481 млн. руб. по товарам для дома, удельный вес его продаж в общей структуре товарооборота ОАО «ГУМ» сократился на 0,62%.
Наибольший удельный вес в товарообороте торговой организации занимают продажи одежды и галантереи, доля которого за 2009 г. достигла 24,55%, или почти ¼ всего розничного товарооборота.
Продажи корсетных изделий в универмаге за 2009 г. составили 976 млн. руб., или 1,76% всех продаж ОАО «ГУМ ». По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. продажи кафе увеличились на 110,2 млн. руб., или на 12,7%.
Что касается организации закупочной деятельности на анализируемом торговом предприятии, то закупочная деятельность торгового предприятия ОАО «ГУМ» должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы предприятие вело систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
Систематическое
изучение торговой конъюнктуры, установление
постоянной связи с поставщиками позволяют
своевременно определять изменение конъюнктуры
рынка, изучать производственные возможности
расширения ассортимента выпускаемой
продукции. Все это дает возможность предъявлять
поставщикам более обоснованные требования
в отношении количества, качества, ассортимента
товаров.
При организации оплаты труда ОАО «ГУМ» придерживается следующих принципов:
Информация о работе Стимулирования эффективности труда в торговле