Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе организации материального стимулирования в ОАО «ГУМ» и оценке ее эффективности в свете современных теоретических основ мотивации труда.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
раскрыть сущность стимулирования труда;
показать важность оплаты труда в системе мотивов к труду;
проанализировать эффективность труда в ОАО «ГУМ»;
оценить организацию материального стимулирования труда в ОАО «ГУМ» с точки зрения ее эффективности;
обозначить пути повышения эффективности систем стимулирования труда в торговле и конкретно в ОАО «ГУМ».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты стимулирования эффективности труда в торговле……………………………………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность стимулирования труда……………………..6
1.2 Роль и значение процесса стимулирования труда……………….12
1.3 Методическое обеспечение системы стимулирования в Республике Беларусь……………………………………………………………14
2 Оценка материального стимулирования эффективности труда в ОАО «ГУМ»……………………………………………………………………..19
2.1 Организационно–экономическая характеристика ОАО «ГУМ»..19
2.2 Организация материального стимулирования труда в ОАО «ГУМ» и оценка ее эффективности ……………………………………………13
3 Пути повышения эффективности системы стимулирования труда в торговле………………………………………………………………………….2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………10
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………...12
Количество торгового оборудования и вид оборудования в универмаге определяется исходя из:
Для обеспечения нормального температурного режима и влажности воздуха в торговых залах установлена система вентиляции и кондиционирования воздуха. Торговый процесс на предприятии осуществляется в 8 товарных отделах: «Хозтовары», «Обувно–галантерейные товары», «Швейно–трикотажные товары», «Товары для дома», «Культтовары», «Продовольственные товары», которые объединяют 46 секций. «ГУМ» осуществляет торговлю в отдельно стоящих магазинах по улице Ленина, 6 и 8; ул. Козлова, 2 и 15 ул. Красная. 14; ул. Орловской, 31; а также арендованной площади по улице Чкалова, 35. Предприятие предлагает свыше 30 000 наименований товара, заключено около 1200 договоров с товаропроизводителями Республики Беларусь, удельный вес продукции отечественных производителей в общем объеме товарооборота составил более 63 процентов.
Общая
списочная численность
На предприятии существует две формы ответственности: индивидуальная и коллективная. В договоре о материальной ответственности оговариваются права и обязанности членов трудового коллектива и администрации, порядок возмещения ущерба.
Универмагом управляют специалисты высокой квалификации, для которых разработаны должностные инструкции. С целью создания дополнительных удобств покупателям, улучшения условий труда и отдыха работников функционирует кафе и бар, расположенные на 2 и 4 этажах, демонстрационный зал, парикмахерская, здравпункт, комната психологической разгрузки, спортивный и актовый зал.
В 1998 г. и 2001 г. в универмаге организована торговля новыми группами товаров: товары для бани, печатная продукция, садово-огородный инвентарь. Также организованы дополнительные услуги для покупателей: камера хранения, мастерская по ремонту часов и граверным работам, детская комната.
Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчеты, в кредит, а также по пластиковым карточкам «Еврокард/Мастеркард», «Маэстро», «Виза», «Виза Электрон» АСБ «Беларусбанк». Удельный вес самообслуживания в общем объеме товарооборота составляет более.
ОАО «ГУМ» является крупным торговым центром, где можно приобрести товары, как для личного пользования, так и для и дома и семьи. Покупателям предлагается свыше 40 тыс. наименований товаров, кроме этого, предоставляются 69 дополнительных услуг (из них 30 – бесплатно).
Торговый процесс в основном здании ОАО «ГУМ » осуществляется в 4 товарных отделах, сформированных по потребительскому назначению, на трех торговых этажах в 36 секциях.
Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчёты, в кредит, а также по пластиковым карточкам «Еврокарт/Мастеркарт», «Маэстро», «Виза электрон», «Виза». Для удобства покупателей в секциях универмага расположены 4 банкомата и 4 инфокиоска.
Для привлечения покупателей и с целью расширения спектра предлагаемых услуг совместно с банками организованы два пункта оформления и выдачи кредитов на товары, приобретаемые в универмаге.
В 11 секциях функционирует система контроля выноса товара: «Мужская одежда», «Мужские сорочки и трикотаж», «Женская одежда», «Женский трикотаж», «Салон женского платья», «Товары для детей», «Бельё Серж», «Женское бельё», «Спорттовары», «Женская галантерея» и «Мужская галантерея».
Трудовые отношения на предприятии регулируются коллективным договором, в котором предусмотрена повременно–премиальная форма оплаты труда для работников администрации, а для работников магазинов предусмотрена сдельно–премиальная.
Соотношение повременной и сдельной форм оплаты труда представлено на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Соотношение систем оплаты труда на предприятии
Примечание.
Источник: собственная разработка
Как видно, в общей сумме заработной платы 36% приходится на оплату с повременно–премиальной оплатой труда, 47 % – на сдельную оплату труда, и 1% – оплату труда работников – внешних совместителей на основании договоров подряда.
Органами управления обществом является собрание акционеров, правление и дирекция.
Высшим органом управления предприятием является собрание акционеров. К его компетенции относится: внесение изменений и дополнений в Устав Общества или утверждение Устава в новой редакции; изменение уставного фонда; определение основных направлений деятельности предприятия, утверждение его планов и отчетов об их выполнении; решение вопросов приобретения и отчуждения предприятием ценных бумаг, им выпущенных, а также ценных бумаг иных субъектов хозяйствования; утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии, распределения прибыли и покрытия убытков; принятия решения о прекращении деятельности общества и его реорганизации, решение других вопросов в соответствии с Уставом общества.
Правление осуществляет руководство деятельностью ОАО «ГУМ» в период между собраниями акционеров. Полномочия правления: организует выполнение решений собрания акционеров; осуществляет наем и освобождает от должности членов дирекции; утверждает договоры сдачи в аренду зданий и помещений; осуществляет контроль за деятельностью дирекции; привлекает аудиторов для проверки деятельности предприятия и др.
Правление избирается из числа акционеров и их представителей и не может превышать 9 человек.
Дирекция является исполнительным органом общества, подотчетна по всем вопросам своей деятельности собранию акционеров и правлению и действует в пределах полномочий, определенных Уставом общества, решениями собраний акционеров и правления.
В состав дирекции входят директор, его заместители, главный бухгалтер, юрист–консульт, руководители предприятий общества.
Найм членов дирекции осуществляет правление. С каждым членом дирекции правление заключает контракт сроком от 2 до 5 лет.
Директор осуществляет текущее руководство деятельностью ОАО «ГУМ», организует работу дирекции, обеспечивает выполнение решений собраний акционеров и правления, без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы, заключает договоры, выдает доверенности на совершение действий от имени предприятия, открывает счета в банковских учреждениях, принимает на работу и увольняет работников, применяет меры поощрения к работникам и налагает дисциплинарные взыскания, обязательные для выполнения всеми подчиненными ему работниками, решает все вопросы деятельности общества, которые не входят в компетенцию собрания акционеров или правления.
Контроль за деятельностью ОАО «ГУМ», предприятий и филиалов, а также директора и должностях лиц осуществляет ежегодно избираемая собранием акционеров ревизионная комиссия.
По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе: учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия; документы бухгалтерского учета; протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, собраний акционеров и др.
Бухгалтера – ведут бухгалтерский учет по всему предприятию. Бухгалтер по зарплате – начисляет зарплату работникам.
Экономисты – планируют объемы продаж продукции устанавливают отпускные цены в соответствии с закупочными.
Товароведы собирают заявки и завозят товары по торговым предприятиям, изучают спрос.
Заведующий магазином – делает заявки на товары, принимают товары, составляют и сдают каждую семидневку отчеты, следят за порядком в магазине.
Продавцы – выполняют свои непосредственные обязанности (могут быть как продавец и зав. маг в одном лице).
Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.
В магазине существуют следующие категории работников:
Учет рабочего времени на предприятии ведётся по табелю учета рабочего времени, который составляется в магазине заведующим, а на предприятии отделом кадров. Утверждается табель директором предприятия.
Кадровая служба ОАО «ГУМ» выполняет следующие функции:
Основными принципами мотивации труда на ОАО «ГУМ» являются:
Таким образом, на ОАО «ГУМ» система премирования выполняет стимулирующую функцию, так как призвана повысить материальную заинтересованность каждого работника ОАО «ГУМ» в конечных результатах деятельности предприятия, повышении производительности и качества труда, экономном и рациональном расходовании материальных ресурсов и т.д.
Рисунок 2.2 – Структура фонда заработной платы за 2009 г.
Информация о работе Стимулирования эффективности труда в торговле