Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:06, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Цель исследования – ознакомление с процессами интеграции, изучение становления интеграционных процессов в нефтехимическом комплексе Российской Федерации, их развитие и влияние на Российский рынок, а так же сравнение с примерами международной интеграции
—
концентрическая
—
горизонтальная диверсификация, т.е. пополнение
своего ассортимента изделиями, которые
не связаны с выпускаемой
— конгломератная диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой компанией технологии, ни к ее существующим товарам и рынкам.
В
настоящее время наблюдается
тенденция превращения крупных
компаний, заинтересованных в своем
дальнейшем росте, в транснациональные
компании. Из этноцентрических компаний,
рассматривающих свои зарубежные операции
как нечто второстепенное, они
трансформируются в геоцентрические
компании, считающие единым рынком
весь мир. Рост компании является одним
из главных источников увеличения ее
эффективности и средством
В
долгосрочном периоде не существует
оптимального размера компании, т.к.
ее рост ограничивается только ресурсами
и способностью управляющих приспособиться
к новым масштабам организации
и сохранить целостность фирмы.
Однако, чем быстрее рост, тем
труднее адаптация управляющей
структуры корпорации к изменению
внешних условий и тем выше
издержки адаптации, противостоящие экономии
на росте. С ростом компании должны
радикально измениться управленческие
функции и организационная
Заключение
Условия
работы нефтяных компаний в России
характеризуются
Поэтому
зарубежный опыт управления нефтяной
промышленностью в форме
В условиях высокой неопределенности и неустойчивости экономической ситуации вертикально интегрированные компании имеют существенные преимущества перед независимыми производственными и посредническими фирмами как с точки зрения выживания входящих в них подразделений, так и с точки зрения нормализации общей экономической обстановки в стране.
Вертикальная интеграция в нефтехимическом комплексе – это форма объединения, в которую входят предприятия связанные с единой технологической цепочкой: от сырья до конечного продукта.
Вертикальная интеграция может быть двух типов:
–прогрессивная (направленная вперед), когда компания включает в свой состав последующие стадии переработки. В качестве мотивов такой интеграции обычно называют снижение потребности в оборотных средствах, снижение транспортных расходов, а также повышение конкурентно способности конечной продукции за счет ликвидации промежуточных надбавок к цене. Компании, добывающие сырье, последовательно скупают его переработчиков для увеличения прибыли с единицы сырья в 7-10 раз.
–регрессивная (направленная назад), когда компания включает в свой
состав предыдущие стадии процесса. Перерабатывающие предприятия скупают поставщиков сырья.
Оба вида вертикальной интеграции дают так же рост прибыли за счет экономии на транзакционных издержках (реклама, сбыт, поиск покупателей и т.д.).
Вертикальная интеграция началась в два этапа: ВИНК «первой волны» («ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз»); ВИНК «второй волны» («СИДАНКО», «Славнефть», «ТНК», «Сибнефть», «ВНК», «ОНАКО», «Коми ТЭК» и другие). Анализируя динамику добычи нефти по компаниям можно сказать, что абсолютным лидером по добычи является компания «Роснефть».
Есть два пути наращивания объемов производства. Первый – прирост нефтедобычи за счет собственных запасов, второй – поглощение, захват, приобретение лицензий. По первому пути так или иначе идут все ВИНК. По второму пути за прошедшее время смогли пойти «Лукойл», «Роснефть», и ТНК. Эти приобретения действующих нефтяных компаний можно считать успехом управления.
Российские
ВИНК в существующей их структуре
– конкурентоспособные
Интеграция позволяет повысить эффективность функционирования компании и ее выживаемость в конкурентной борьбе. Преимуществом интегрированной компании является сбалансированность сбыта. Когда цена на нефть падает, прибыль добывающих подразделений уменьшается, но нефтепереработка и нефтехимические производства увеличивают прибыль, так как понижение стоимости сырья, как правило, больше, чем уменьшение стоимости продукта, поэтому потери одного компенсируются приобретениями другого подразделения.
В целом, как показывает практика, вертикальная интеграция компаний, занятых нефтяным бизнесом, имеет конкурентные преимущества перед предприятиями и фирмами специализированного типа.
Реализуя свои стратегии, отечественные нефтегазовые компании могут в перспективе конкурировать с аналогичным зарубежным компаниями не только за счет наличия богатейших запасов нефти и газа и дешевой рабочей силы (т. е. природными, сырьевыми качествами, что, несомненно, является большим плюсом и резервом), но и своими развитыми качествами, полученными в результате реализации собственных оригинальных управленческих решений и подходов, знаний и идей.
Особое
значение в нефтяной промышленности
придается гибкому налоговому законодательству,
обеспечивающему оптимальный
Список использованной литературы
1. Большой экономический словарь // под ред. А.Н.Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 1999, С. 534.
2. Современный словарь иностранных слов. Ок. 20000 слов. С-Петербург: Дует, 1994. - 732 с.
3. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л.Ф. Ильячев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 848 с.
4. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. // СПб: Изд. «Питер» – 2005г. – 538с.
5. Зорина Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла // Современная дидактика: теория - практике // под научной редакцией И.Я Лернера, И.К. Журавлёва. - М.: ИТП и МИО РАО. 1993. - с. 125 - 140.
6. Артамонов
С.Ю. Вертикальная интеграция
нефтегазовых компаний в
7.Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию// пер. с нем. — М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001, С. 52—53.
8. Авилова
В.В., Лыжина Н.В. «Региональная
вертикальная нефтяная
9. Вышегородский Д., Вертикальная интеграция – преимущества и недостатки. //Уральский рынок металлов. – июнь 2002. – №6
10. Садчиков
И.А., Сомов В.Е, Колесов М.Л., Балукова
В.А. Экономика химической
11. Стародубова А.А. Халитова А.М., Химическая и нефтехимическая отрасль РФ: стратегия выживания//Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во КГТУ, 2004.
12. Егоров В.И., Злотникова А.Г. Экономика нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности: Учебник для вузов – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: химия, 2001, - 22с.
13. Черников Н.А. Вертикаль Алекперова. М.: «МАКЦЕНТР. Издательство», 2005г. – c.35
14. Хаматова
Л.А. Экономика предприятия.//
15. Халитова А.М., Стародубова А.А. Специфика состояния и перспективы развития экономической концентрации на рынках нефтехимической промышленности//Сборник материалов 4 Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Изд-во РИО ПГСХА, 2004
16. Халитова А.М. Формирование организационной структуры в системе вертикальной интеграции: Ижевск: Институт экономики УрО Ран, 2006.
17. Финансовые аспекты интеграции в нефтегазохимическом комплексе//Сборник аннотаций. Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во КГТУ, 2004. –С. 186.
18. www.nktu.ru – официальный сайт
19. Экономика отрасли: Учебник. // А.С. Пелих, В.М. Джуха, А.В. Курицин и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 448 с.
20. Экономика
предприятий химических
21. Журнал «Нефтегазовая вертикаль» – 2004г.– №15 – 22с.
22. Журнал «Нефтегазовая вертикаль» 2004г. – №14 – 35с.
23. Некрасов Н.Н. Экономика химической промышленности.// Учебник для вузов. М.: Экономика, – 1966г. – 164с.