Совершенствование механизмов перспективного интеграционного развития нефтехимического комплекса в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Цель исследования – ознакомление с процессами интеграции, изучение становления интеграционных процессов в нефтехимическом комплексе Российской Федерации, их развитие и влияние на Российский рынок, а так же сравнение с примерами международной интеграции

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 97.11 Кб (Скачать)
 

     Сравнивая данные таблицы 1 производственных показателей  по добычи нефти и газового конденсата по России основным вертикально-интегрированным  нефтяным компаниям[18] приходим к выводу, что в период с 2007 года, с общим объемом добычи нефти 455,8 млн т.,  по 2009 год общий объем добычи нефти снизился на 7,5 млн т. и составил в 2009 году 448,3 млн т., что скорее всего связано с истощением источников и на прямую показывает снижение запасов нефти на территории Росийской Федерации.

     Лидером на рынке ежегодно является «Роснефть», добыча нефти в 2007 году составляла 110,4 млн т. и уже к 2009 году она выросла  до 116,3 млн т., т.е. при общем спаде  добычи «Роснефть» повысла свои показатели на 5,9 млн т. При этом суммарная  добыча нефти превышает ближайшего конкурента «Лукойл» на 66,7 млн т. Так в 2007 году «Лукойл» добывал 91,4 млн т., а к 2009 году 92,2 млн т., увеличивая объемы добычи всего на 0,8 млн т.

     Меньшим объемом добычи в 2007 году обладала компания «Сахалин Энерджи» с объемом добычи нефти 1,7 млн т., однако в 2009 году показатель достиг отметки в 9,1 млн т., то есть в среднем вырос на 7,4 млн т. Тем самым вытиснив на последнее  место по добычи компанию «Русснефть». Хотя в 2007 году она обладала довольно высоким объемом добычи и составляла 14,2 млн т. к 2009 году показатель упал до 1,8 млн т., следовательно производительность снизилась на 12,4 млн т.

     Разница «Роснефти» и «Русснефти» в 2009 году составила 25,541 млн т.

     Далее определим доли предприятий занимающие на рынке добычи нефти. Для этого  воспользуемся формулой, характеризующей  долю   предприятия  на рынке, как отношение объёма продаж  предприятия  к общему объему рыночных продаж всех  предприятий:

     ;                                                                                                        (1)

     где qi –рыночная  доля  i-того  предприятия;

     Q– объем добычи предприятия;

     Q – общий объем добычи.

     Результаты  расчетов приведены в таблице 2.

     Таблица 2 – Доля нефтедобывающих компаний на российском рынке

Компания Добыча  нефти и газового конденсата в  России, %
2007 2008 2009
Роснефть 24,22 25,23 25,94
Лукойл 20,05 20 20,57
ТНК-ВР 15,25 15,25 15,66
Сургутнефтегаз 14,15 13,68 13,29
Газпром Нефть 7,17 6,829 6,67
Татнефть 5,64 5,79 5,82
Славнефть 4,59 4,35 4,22
Башнефть 2,54 2,59 2,72
Газпром 2,90 2,82 2,68
Сахалин Энерджи 0,37 0,31 2,03
Русснефть 3,12 3,15 0,40
Всего 100 100 100
 

     Анализируя  полученные данные в результате расчетов доли предприятий в сравнении  с общей долей по каждому году, выявили, что на протяжении всех лет  лидером на рынке является «Роснефть», с ежегодным ростом добычи нефти. В 2007 году её доля составляла 24,22%, а в 2009 году – 25,94%.

     У ближайшего конкурента – «Лукойл», так же наблюдается незначительный рост добычи. Так в 2007 году доля составляла 20,05%, не смотря на то, что в 2008 году она  снизилась до 20% к 2009 году смогла набрать  обороты и составила уже 20,57%.

     На  позициях с наименьшей долей произошла  небольшая рокировка между «Сахалин Энерджи» и «Русснефть» со сравнением с 2007 годом, когда доля соответственно составляла 0,37% и 3,12% в 2009 году эти показатели составили  2,03% у «Сахалин Энерджи»  и 0,40% у «Русснефть».

 

Рисунок 1 - Структура нефтедобывающих компаний на российском рынке 2007-2009

     А так же выявили компании, занимающие лидирующее положение на рынке: «Роснефть», «Лукойл», «ТНК-ВР» и «Сургатнефтегаз». Их динамика изменения долей представлена на рисунке 2. 

     

Рисунок 2 - Динамика изменения долей на рынке ВИНК

     Следовательно, дальнейший анализ коэффициентов рыночной концетрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана будет проводиться относительно лидирующий компаний.

     Коэффициент рыночной концентрации рассчитывается как процентное отношение объемов  производства продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему производства на данном товарном рынке:

     CR–n = d1 + d2 + dn,                                                                               (2)

     где d – доля объемов производства данной фирмы в совокупном объеме производства участников рынка;

     n – количество крупнейших фирм  на рынке.

     СR41 = 25,94245 + 20,56658 + 15,65916 + 13,29467 = 75,46286

     СR42 = 25,23282 + 20 + 15,25499 + 13,68071 = 74,16851

     СR43 = 24,22115 + 20,05265 + 15,24792 + 14,15094 = 73,67266

     Индекс  рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов  долей, занимаемых на рынке всеми  действующими на нем предприятиями:

     HHIm = d12 + d22 + d32 + dm2,                                                                         (3)

     где d – доля определенного предприятия  на рынке;

     m – число участников рынка.

     HHI111 = 25,942452 + 20,566582 + 15,659162 + 13,294672 + 6,6696412+ 5,8219942  +4,2159272 + 2,7213922 + 2,6767792 + 2,0298912 + 0,4015172 = 1632,959

     HHI112 = 25,232822 + 202 + 15,254992 + 13,680712 + 6,8292682 + 5,787142 + +4,3458982 + 2,5942352 + 2,8159652 + 0,3104212 + 3,1485592 = 1580,258

     HHI113 = 24,221152 + 20,052652 + 15,247922 + 14,150942 + 7,1741992 + 5,6384382 + 4,5853442 + 2,5449762 + 2,8960072 + 0,3729712 + 3,1154012 = 1550,516

     В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана выделяют три типа рынка:

     первый  тип – высококонцентрированные  рынки:

     при 70% < CR-3 < 100%; 2000 < HHI < 10000;

     второй  тип – умеренно концентрированные  рынки:

     при 45% < CR-3 <70%; 1000 < HHI < 2000;

     третий  тип – низкоконцентрированные рынки:

     при CR-3 < 45%; HHI < 1000 [19, c. 394].

     Согласно  полученным значениям коэффициентов  концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана, пришли к выводу, что рынок по добычи нефти российскими компаниями – умеренно концентрированный, при этом остается отсутствие конкуренции, в связи с нахождением на рынке нескольких лидеров, способных влиять на цену, а именно «Роснефть», «Лукойл», «ТНК-ВР» и «Сургутнефтегаз». Данный рынок олигополии, со всеми его характеризующими. 

     2.3 Аспекты государственного регулирования интеграционных

     процессов

     Интеграционные  процессы, происходящие в промышленности России, следует рассматривать как  перспективное направление в  управлении организацией, базирующееся на инновационной активности собственников (акционеров) и менеджеров - имеющих  не всегда одинаковые цели, но ориентирующихся  на конечный результат функционирования компании.

     Однако  сложившаяся отраслевая структура  процессов концентрации имеет в  точности такой же сырьевой перекос, как и нынешняя структура российской экономики в целом.

     Поэтому для государства остается актуальным принципиальный вопрос: насколько текущая  реорганизация сектора крупных  компаний увязана с решением задач  достижения ими международной конкурентоспособности?

     К сожалению, если судить по структурной  динамике процесса, наблюдаемый рост концентрации акционерного капитала плохо  увязан с повышением конкурентоспособности  вообще, и ее технологического базиса в особенности. Это крупная проблема, и она требует коррекции стратегии  государственного регулирования. Очевидно, необходимы специальные макроэкономические меры и программы, направленные на активизацию  интеграции и концентрации капитала именно в обрабатывающей промышленности и секторе высоких технологий, с тем чтобы постепенно создать здесь структуры, равновеликие по капиталовооруженности с ведущими ТНК мира.

      Важнейшим средством госрегулирования конкурентных отношений является антимонопольное  законодательство.

      В Российской Федерации закон "О  конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991 г. Его цель — определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условия создания и функционирования товарных рынков. Согласно закону, компания занимает "доминирующее положение", если ее доля на рынке превышает 35% — величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП).

      Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления — контроль над ценами и контроль над слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является любой сговор между компаниями в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда компания умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы потеснить из отрасли конкурентов.

      Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. Правительство  обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния компаний их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объединение технологически связанных производств) закон также устанавливает верхний предел доли компаний на соответствующих рынках, так как слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие компании продавать свои товары компании-покупателю. Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются, так как в результате таких слияний позиции компании на соответствующих рынках практически не меняются.

     Объединение не только сырьевых, но и промышленных предприятий должно стать движущей силой экономики России. Интеграционные процессы - признанный инструмент инвестирования и конкуренции компаний.

     Надо  отметить, что российская практика формирования интегрированных компаний отличается от классического хода процессов  слияния и поглощения. Так, сделка, по сути, являющаяся слиянием (присоединением), оформляется как покупка акций, что избавляет от прохождения реорганизационных процедур, являющихся одновременно контрольными. Состояние нормативно-правовой базы и структуры ходатайств показывают недостаточность государственного вмешательства в регулирование интеграционных процессов. Имеются в виду совершенствование законодательства, разработка норм (требований) о прозрачности реорганизационных процедур, принципов налогообложения хозяйственных операций в рамках реорганизации, а также разработка координационно-управляющих структур и судебного рассмотрения спорных вопросов, возникающих при слияниях и поглощениях.

     Особого внимания заслуживает исследование процессов интеграции в промышленности страны, которые имеют неравномерную  динамику по ее территории. Так, ускоренно  протекают процессы интеграции в  промышленных регионах Урала, Сибири, Москвы, Санкт-Петербурга и регионах, связанных с нефтегазовой отраслью.

     В то же время в агропромышленном комплексе, легкой и пищевой промышленности степень интеграции недостаточна. Сейчас наша страна вынуждена импортировать  почти треть мяса, масла и ряд  других составных частей основной продуктовой  корзины. Интеграционные процессы в  этой отрасли идут непросто.

     К сожалению, в мировой интеграции нашей стране западными странами отводится роль рынка сбыта такой  продукции, которой перенасыщен  мировой рынок. В то же время Западом  болезненно воспринимается успешный рост интеграции в ряде промышленных отраслей России. Заметны попытки иностранного капитала в определенной степени  блокировать процессы вертикальной интеграции, поскольку есть желание  видеть Россию в качестве страны, поставляющей на экспорт лишь энергетическое, минеральное  и другое сырье.

     На  наш взгляд, в отношении концентрации именно промышленного и высокотехнологического капитала со стороны развитых стран  просматриваются двойные стандарты. У себя эти страны сами инициируют слияние и укрупнение ТНК, а когда аналогичные процессы пытается развернуть Россия, чтобы получить сопоставимые по мощи и конкурентоспособности интегрированные структуры, из-за рубежа раздаются негативные оценки. Складывается впечатление, что развитые страны стремятся запретить России делать в области интеграции промышленного капитала то, что делают сами и к своей, разумеется, выгоде.

Информация о работе Совершенствование механизмов перспективного интеграционного развития нефтехимического комплекса в современной экономике