Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:06, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Цель исследования – ознакомление с процессами интеграции, изучение становления интеграционных процессов в нефтехимическом комплексе Российской Федерации, их развитие и влияние на Российский рынок, а так же сравнение с примерами международной интеграции
Наиболее
типичным образом стратегия
Вертикальная интеграция – это объединение организаций, дополняющих друг друга в технологической цепочке, например по циклу: разработка – производство – транспортировка - сбыт. В практической деятельности – это объединение той или иной организации с партнерами, осуществляющими содействие ей в достижении поставленных целей. Такими партнерами могут быть поставщики, «рекламщики», PR и другие подрядные организации, а также оптовики, розничные сети и др.
Эта
стратегия означает, что компания
расширяется в направлениях деятельности,
связанных с продвижением товара
на рынок, его реализаций конечному
покупателю (прямая вертикальная интеграция)
и связанных с поступлением сырья
или услуг (обратная вертикальная интеграция)
Прямая вертикальная интеграция защищает
покупателей или сеть распределения
и гарантирует покупку
1.3 Преимущества и недостатки вертикальной интеграции
Стратегическим преимуществом вертикальной интеграции является то, что существенной причиной для инвестирования средств компании в вертикальную интеграцию является усиление ее конкурентной позиции. Если вертикальная интеграция не приводит к значительному снижению издержек компании или получению дополнительного конкурентного преимущества, она не является стратегически оправданной и нет смысла вкладывать в нее средства. Интеграция "назад" приводит к снижению затрат тогда, когда требуемый объем производства настолько велик, что обеспечивает такую же экономию на масштабах производства, как и у поставщиков, или если поставщики работают более эффективно и имеют возможности улучшать свои показатели. Интеграция в направлении поставщиков дает существенные преимущества, когда они имеют значительные прибыли (хорошее значение показателя предельной доходности, т. е. отношение прибыли к объему реализации), когда поставляемые компоненты занимают основную часть в себестоимости конечного продукта и когда необходимые технологические навыки легко освоить.
Вертикальная
интеграция "назад" создает конкурентное
преимущество, основанное на дифференциации,
когда компания начинает выполнять
те действия, которые ранее были
ей не свойственны, предлагая лучшее
качество конечного продукта/услуги,
улучшая уровень обслуживания клиентов
или совершенствуя
Подобная интеграция может также снизить зависимость компании от поставщиков важнейших компонентов готовой продукции или от компаний, предоставляющих определенные услуги. Особенно важно то, что может быть уменьшена зависимость от крупных компаний-поставщиков, которые при каждом удобном случае стремятся поднять цену. Такие способы борьбы с нестабильностью в поставках и зависимостью от крупных поставщиков, как увеличение запасов, контракты с фиксированными ценами, работа с большим количеством поставщиков, замена стандартных товаров товарами-субститутами, являются не всегда привлекательными. Компании, которые не являются приоритетными для поставщика клиентами, могут оказаться в ситуации ожидания поставок каждый раз, когда поставщик столкнется с проблемой нехватки своей продукции. Если это будет происходить часто, то возникнет неразбериха как в собственном производстве, так и в работе с клиентами, тогда интеграция "назад" может быть хорошим стратегическим решением.
Стратегические усилия по интеграции "вперед" имеют те же корни. Во многих отраслях независимые торговые агенты, оптовики и розничные торговцы одновременно продают конкурирующие продукты. Они не имеют привязанности ни к одной товарной марке, и основным их мотивом выбора "что продавать" является получение максимальной прибыли.
Независимость
продаж и каналов распределения
может привести к накоплению товарных
запасов, частой недогрузке производственных
мощностей, что обусловливает в
конечном итоге нестабильность производства
и невозможность получения
В подобных случаях для компании может быть выгодна интеграция "вперед" по направлению к оптовикам и/или розничным торговцам, в результате чего создается сеть связанных обязательствами дилеров, представляющих продукцию компании конечному пользователю. Иногда даже небольшое в процентном отношении увеличение использования производственных мощностей за счет собственных продаж, сети дилеров, получивших франшизы от компании, и/или цепи розничных магазинов может значительно улучшить рентабельность производства. В то же время в ряде случаев интеграция "вперед" в деятельность по распределению товаров и проведение прямых продаж конечному пользователю может дать снижение издержек и установление более низких цен для покупателя за счет устранения дорогостоящей традиционной сети распределения.
Для
производителей сырья интеграция в
производство может способствовать
большей дифференциации продукции
и помочь избежать ценовой конкуренции
с другими производителями
Вертикальная
интеграция, однако, имеет некоторые
существенные недостатки. Во-первых, она
увеличивает капиталовложения в
отрасль, где уже работает компания,
повышая тем самым риск (а что,
если отрасль не будет развиваться?),
вместо направления финансовых ресурсов
в другие, может быть, более доходные
сферы. Вертикально интегрированные
фирмы заинтересованы в защите своих
инвестиций и стремятся сохранить
технологии и производственные мощности,
даже если они устаревают. Полностью
интегрированные фирмы имеют
тенденцию медленнее
В-четвертых, интеграция "вперед" или "назад" требует различных навыков и деловых способностей. Производство, оптовая и розничная торговля - разные сферы бизнеса с различными ключевыми факторами успеха даже в случае, когда товары одни и те же.
Менеджеры промышленных предприятий должны скрупулезно анализировать то, что делает их бизнес хорошим, и иметь развитое чутье, чтобы тратить время и деньги на развитие и приобретение опыта продаж с целью интеграции с оптовыми и розничными торговцами. Для многих производителей изучение пути, по которому товары попадают к потребителю, является источником головной боли, мало что добавляют к бизнесу, который они делают самым лучшим образом, и не всегда приносит дополнительную ценность в их основную сферу деятельности, хотя они на это и рассчитывали. Интеграция с поставщиками сырья и компонентов готовых изделий не всегда проста и прибыльна, как это звучало ранее. Производители персональных компьютеров часто имеют трудности со своевременной поставкой последних моделей полупроводниковых чипов по предпочтительным ценам, но большинство из них не идут в сферу производства полупроводников. Причина состоит в том, что затраты на интеграцию "назад" в этом случае могут быть огромными, так как производство полупроводников - достаточно сложное производство, требующее постоянного обновления оборудования и больших затрат на исследования и разработки, а освоение процесса производства может занять достаточно много времени.
В-пятых,
вертикальная интеграция с производителями
частей и компонентов изделий
может сократить
Большой недостаток вертикальной интеграции состоит в том, что она замыкает фирму внутри отрасли. Хотя действия компании охватывают большинство этапов отраслевой цепочки ценностей и создают конкурентное преимущество, к такому стратегическому движению следует подходить с осторожностью.
Стратегии
независимости и
-определенные
действия могут быть выполнены
лучше и даже дешевле
-данная
деятельность не является
-сокращается
риск подвергнуться
-ускоряются
действия компании по
-разрешает
компании сосредоточиться на
ее основном бизнесе и делать
то, что она делает лучше всего.
Часто многих преимуществ
Таким образом, у стратегии вертикальной интеграции могут быть как сильные, так и слабые стороны. Какое направление и какой масштаб интеграции выбрать, зависит от следующего: 1) способна ли интеграция улучшить стратегически важные участки работы компании в направлении снижения издержек или увеличения дифференциации; 2) как она влияет на капитальные затраты, гибкость и быстроту ответной реакции, административные расходы, связанные с необходимостью координации работы всех звеньев цепочки ценностей; 3) способна ли она создать конкурентное преимущество. Без ясных ответов на эти вопросы вертикальная интеграция вряд ли будет привлекательным конкурентным стратегическим выбором.