Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:06, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Цель исследования – ознакомление с процессами интеграции, изучение становления интеграционных процессов в нефтехимическом комплексе Российской Федерации, их развитие и влияние на Российский рынок, а так же сравнение с примерами международной интеграции
В
этих условиях эффективное государственное
регулирование интеграционных процессов,
создание условий для трансформации
положительной динамики и накопленных
ресурсов в инвестиции – важный вклад
в повышение капиталовооруженности и
конкурентоспособности отечественной
промышленности[20, c.420].
3 Совершенствование механизмов перспективного
интеграционного развития нефтехимического комплекса в
современной экономике
3.1 Международная экономическая интеграция
Развитие
нефтяного бизнеса на Западе с
самого начала пошло по пути вертикальной
интеграции. Крупнейшие нефтяные компании
— Standard Oil, Gulf, Техасе, Shell и другие установили
контроль за всеми сферами нефтяного
дела в национальном, а затем и
международном масштабе. Такого же
подхода придерживались и многие
небольшие предприятия-
В
60-70-е годы в мировом нефтяном
бизнесе произошли серьезные
изменения. Страны-экспортеры нефти, входившие
в ОПЕК, сумели в значительной степени
установить контроль над своими нефтяными
ресурсами. Сейчас практически во всех
нефтедобывающих странах
Поэтому
в 70-х годах сначала для
В
другом направлении шла интеграция
в нефтяных компаниях стран Западной
Европы исключая British Petroleum и Shell, давно
входящих в число крупнейших международных
компаний. Так, во Франции и Италии
сформировавшийся еще в 50-е годы
мощный государственный сектор в
нефтеперерабатывающей и
Анализируя опыт создания вертикально-интегрированных нефтяных компаний в странах Запада, среди важнейших предпосылок вертикальной интеграции следует отметить следующие:
-стремление нефтяных компаний к контролю над рынками сбыта конечной продукции — сначала нефтепродуктов, а затем и нефтехимикатов;
-обусловленная природными, технологическими и экономическими факторами необходимость создания эффективно управляемой организации производства и сбыта;
-возможность экономии на масштабах производства. Концентрация капитала и производства, наличие единой инфраструктуры, возможности маневра (капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции) способствуют сокращению удельных затрат в производстве и приводят к приросту сбытовой деятельности, росту массы и нормы прибыли;
-обеспечение в рамках вертикально интегрированных структур контролируемых источников сырьевого обеспечения;
-международный характер нефтяного бизнеса и его теснейшая связь с мировой и национальной политикой.
Однако
основные предпосылки интеграционного
процесса нельзя считать факторами
абсолютного действия. Они достаточно
противоречивы и проявляются
лишь в тенденции. Планомерность, концентрация
производства и капитала, установление
контроля над рынками сырья и
продукции в сочетании с
Нельзя также не отметить того обстоятельства, что стремление компаний к контролю и участию во всех стадиях нефтяного дела приводит к не всегда оправданному дублированию производственных и сбытовых структур. Иными словами, экономия в издержках, достигаемая внутри вертикально-интегрированных компаний, имеет своей оборотной стороной расточительное расходование ресурсов.
Интеграция
и комбинирование в нефтяном деле
отнюдь не исключают и специализации.
Наряду с небольшими существуют крупные
специализированные компании. И те,
и другие, будучи самостоятельными
хозяйственно-правовыми
Развитие интеграционного процесса в нефтяной промышленности при наличии необходимой мощной финансовой базы происходило и происходит в различных формах:
-прямых инвестиций с созданием новых объектов в сферах производства и сбыта;
-приобретения материальных и финансовых активов существующих компаний (слияние, поглощение и т. д.);
-реализации совместных проектов и образования совместных компаний.
В результате этого процесса сложились интегрированные компании двух принципиально различных видов. К первому относятся компании, интегрированные по финансовому признаку, — холдинги, не занимающиеся производственной деятельностью, но осуществляющие контроль над многочисленными компаниями и филиалами.
Интегрированные компании второго вида являются производственными, осуществляющими разведку, добычу, транспортировку и переработку нефти, а также сбыт готовой продукции через свои филиалы и специализированные подразделения. Таких компаний в современном нефтяном бизнесе подавляющее большинство. Однако в настоящее время «чисто» производственных компаний уже практически не существует. Все они в той или иной степени являются финансовыми компаниями.
В целом в нефтяном бизнесе, во многом вследствие процессов вертикальной интеграции, имеет место чрезвычайно сложное переплетение экономических и политических интересов. Сама вертикальная интеграция, в том числе опирающаяся на систему финансового участия и совместного владения, приобрела многоступенчатый характер, адекватный условиям современной рыночной экономики.
В
то же время практически все
Дочерние фирмы практически независимы, у них свое собственное управление, Совет директоров. Штаб-квартира (главный офис) материнской компании дает дочерним конкретные задания, которые должны способствовать достижению высоких финансовых результатов.
В
принципе разделение роли Штаб-квартиры
(материнской компании) и входящих
в ее состав компаний, фирм и отделений
состоит в том, что первая определяет
стратегию, а текущая работа сконцентрирована
в низовых звеньях[22, c.40].
3.2 Перспективы российской нефтехимии
Быстрое
развитие вертикально интегрированных
компаний и демонстрируемая многими
из них на протяжении десятилетий
жизнеспособность объясняются, прежде
всего, их более высокой эффективностью
по сравнению с неинтегрированными
фирмами. Уменьшение издержек производства,
распределения и сбыта
Источники
повышения эффективности в
—
возможность организации
—
возможность существенного
— возможность экономии на издержках рыночных трансакций (издержки, связанные с поиском поставщика, ведением переговоров о сделках, в случае нарушений условий контракта и т.д. — особенно велики в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой).
Для обеспечения экономического роста требуется выявление рыночных возможностей в сферах, где компания будет иметь явное конкурентное преимущество. Стратегию роста возможно разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях. На первом уровне выявляют возможности, которыми компания может воспользоваться при существующих масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). На втором уровне выявляют возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли (возможности интеграционного роста). На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся за пределами отрасли (возможности диверсификационного роста).
Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда компания не до конца использовала возможности, присущие ее традиционным рынкам. Три основные разновидности возможностей интенсивного роста следующие:
— глубокое внедрение на рынок заключается в изыскании компанией путей увеличения сбыта своих товаров на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга;
—
расширение границ рынка заключается
в попытках компании увеличить сбыт
благодаря внедрению
— совершенствование товара заключается в попытках компании увеличить сбыт за счет создания новых или усовершенствованных товаров для существующих рынков.
Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда у сферы деятельности компании прочные позиции и/или когда компания может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли назад, вперед или по горизонтали.
Регрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков. Прогрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под жесткий контроль систему распределения. Горизонтальная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под более жесткий контроль ряд предприятий-конкурентов.
Диверсификационный
рост оправдан в тех случаях, когда
отрасль не дает компании возможностей
для дальнейшего роста или
когда возможности роста за пределами
этой отрасли значительно