Совершенствование механизмов перспективного интеграционного развития нефтехимического комплекса в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Цель исследования – ознакомление с процессами интеграции, изучение становления интеграционных процессов в нефтехимическом комплексе Российской Федерации, их развитие и влияние на Российский рынок, а так же сравнение с примерами международной интеграции

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 97.11 Кб (Скачать)

     Развитие  связей через их углубление, усиление, приобретение систематического характера  реализуется в двух направлениях. Во-первых, как углубление кооперированных  связей; во-вторых, как повышение  уровня концентрации производства. Углубление кооперации тесно связано с повышением уровня специализации, развитием ее одно-, двухстадийных форм. При этом кооперационные связи все в большей  степени касаются продуктов отдельных  стадий процесса – в машиностроении, например, заготовок, других изделий  общемашиностроительного применения.

     Четвертая форма интеграции – появление  новых (целостных) свойств в системе, согласование различных связей между  предприятиями, когда изменение структуры системы проявляется как совокупный результат кооперации, концентрации, диверсификации. В отличие от дифференциации, формы интеграции производства не столь однозначно соответствуют выделенным общим видам интеграционных процессов. Думается, что здесь еще раз проявляются особенности этих двух фундаментальных категорий. Дифференциация предполагает обособленность, расчлененность, отличие; более или менее выпукло, особо, отлично друг от друга выступают ее формы и в промышленности (отраслевая дифференциация, специализация, деконцентрация, диверсификация). Выделение отдельных звеньев интеграции, означающей повышение связности, взаимозависимости, напротив, затруднено, ибо они, связывая обособленные элементы, сами взаимодействуют, переплетаются. Таким образом, кооперация, концентрация, диверсификация, по отдельности соответствуя выделенным общим формам интеграции, характеризуют каждую из этих форм и в совокупности. Взаимоотношения в таких интегрированных комплексах, помимо связей по производству продукции, охватывают большое число взаимосвязей в области НИОКР, маркетинга, финансов и пр.

     Итак, делая вывод по вышеперечисленным  категориям, необходимо определить, что  экономическая интеграция – это  особая сложная форма обобществления труда и производства, качественно  новая объединяющая структура с  общей целевой функцией, которая  имеет следующие свойства:

     -установление связей между ранее разрозненными предприятиями – элементами системы;

     -углубление, усиление, придание систематического характера существующим связям;

     -увеличение количества связей и установление новых;

     -появление новых интегративных (целостных) свойств в системе, согласование связей между предприятиями, изменение структуры системы.

     Следующий подход разрабатывался теоретиками  менеджмента. Особое место управления в рыночной экономике обусловлено  его ролью – именно оно должно обеспечить связанность экономических (и всех других) процессов на предприятии. Анализ опыта развитых стран показывает, что переход от узкой специализации к интеграции проявляется в содержании управленческой деятельности. Усложнение технологической составляющей производства, структуры целей порождает разнообразие «стыков» при решении задач управления. Каждый стык – потенциальный источник управленческих ситуаций, требующих интеграции всех элементов системы. Для того чтобы использовать преимущества специализации деятельности в организации (разделение труда), нужна эффективная интеграция организации.

     Под интеграцией понимается процесс  объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. В экономике  в последнее время развивается  экономическая интеграция как регулируемый процесс проведения согласованной  межгосударственной экономической  политики, базирующейся на разделении труда, развитии производственного  и научно-технического сотрудничества, кооперации, взаимовыгодных торгово-экономических  и валютно-финансовых связях и направленной на формирование современной высокоэффективной  структуры национальных хозяйств.

     Термин  «интеграция» к управлению предприятием применялся редко и подменялся понятием «системный подход», в котором система  рассматривается как целостное образование [6]. Применение системного подхода в организациях, к сожалению, чаще всего относилось к статике, к построению структуры и функций организации. Использование концепции систем как бы предполагало, что достаточно единожды определить границы, элементы и связи системы, чтобы они постоянно присутствовали в процессе функционирования предприятия. Однако реальная практика показала, что просто констатации наличия системы, единства организации мало, нужны подходы, механизмы реального объединения всех элементов предприятия в единую систему.

     Постепенно  к менеджерам пришло понимание того, что одного системного подхода для  эффективного, сильного менеджмента  недостаточно, и необходимо внедрять и интеграционные процессы. Одними из первых (применительно к расширению функций руководства) за необходимость  применения в управлении фирмами  интеграционных подходов высказались  американские специалисты М.Х. Мескон, А.Альберт, Ф.Хедоури, швейцарец Х.Грютер.

     В данном подходе выделяется внешняя  экономическая интеграция на уровне государств и интеграция внутренняя – внутри предприятия.

     Итак, можно сделать вывод, что интеграция – углубление, усиление взаимодействия, взаимосвязей и сотрудничества субъектов  хозяйствования или управления с  целью более полного использования  каждым субъектом своих эксклюзивных конкурентных преимуществ во благо  всех субъектов, получения синергического эффекта. 

     1.2 Виды экономической интеграции

     В настоящее время все больше внимания стало уделяться изучению вопросов формирования и деятельности интегрированных  групп предприятий. Во многом это  связано с тем, что в России стала заметной тенденция образования  промышленных вертикально интегрированных  структур. Этот процесс особенно ярко наблюдается в нефтяной и металлургической отраслях, но также он характерен для  химической и пищевой промышленности, гражданского авиастроения и ряда секторов военно-промышленного комплекса. Известно, что основой экономики развитых стран являются крупные корпорации, в которых аккумулируются возможности  промышленного, финансового, торгового, информационного и интеллектуального  капиталов. Поэтому становится очевидным, что подобного рода структуры  могут быть опорой для развития отечественной  экономики. Перспективность создания вертикально интегрированных групп в нефтехимическом комплексе связана с вопросами, решение которых не по плечу разрозненным предприятиям. Это вопросы развития сырьевой базы, выпуска конкурентоспособной продукции высоких переделов, сокращения издержек и модернизации производства. Формированию интегрированных хозяйственных структур препятствует множество проблем, связанных как со сложным характером взаимоотношений между потенциальными участниками, так и с неудовлетворительным состоянием правового регулирования деятельности интегрированных групп.

     Сейчас  же сконцентрируемся на исследовании конкретных стратегий внешнего роста  — диверсификации (концентрической  и конгломератной) и интеграции (горизонтальной и вертикальной).

     Диверсификация – это:

     - объединение предприятий с целью  смягчения налогового бремени  (например, если у одного из  объединяемых предприятий имеются  налоговые льготы, то это может  явиться позитивным моментов  для всех участников объединения);

     - как способ снижения рисков  может служить заменителем эффекта  синергии;

     - эффект разнообразия - производство  многих  видов  продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же  видов  продукции на небольших специализированных предприятиях;

     - обеспечение уникальности продукта  с точки зрения его качества.

     Такие стратегии характеризуются расширением  существующего портфеля с точки  зрения продукта и рынка: фирма расширяет  спектр своей деятельности, начиная  выпуск новых товаров или осваивая новые рынки сбыта. Надо отметить, что диверсификация и приобретение другого предприятия не синонимы. Приобретение может не привести к  диверсификации (если приобретается  однопрофильное предприятие, например фирма, владеющая сетью АЗС, приобретает  еще одну автозаправочную станцию), а диверсификация, как указывалось  ранее, может быть достигнута и через  внутреннее развитие (если фирма, опираясь на внутренние ресурсы, начинает осваивать новые направления в своей деятельности: та же фирма — владелец АЗС может начать строительство многоэтажных автостоянок).

     Как правило, основной причиной диверсификации является стремление снизить риск: неудача в одной сфере деятельности может быть компенсирована успехом в другой в случае разнопрофильного бизнеса. Таким образом, снижается зависимость фирмы от одного выпускаемого ею продукта или освоенного рынка. Кроме того, диверсификация обеспечивает эффективное использование свободных средств. Например, если организация имеет несколько предприятий типа «денежных коров» (т. е. таких, которые приносят много денежных средств), она может вложить полученную прибыль в новые направления деятельности. Особенно это важно в том случае, когда основная отрасль, где действует организация, находится на спаде: в этом случае диверсификация может стать маршрутом выхода из такой отрасли[7, c.240].

     Часто проводится разграничение между  концентрической и конгломератной диверсификацией. В чем различия между этими двумя типами стратегий?

     Концентрическая диверсификация используется тогда, когда  организация приобретает предприятия, которые производят продукты или  предоставляют услуги, сходные с  существующими продуктами или услугами. (Например, приобретение еще одной  АЗС фирмой, владеющей рядом автозаправочных  станций.) Организации, желающие произвести концентрическую диверсификацию внешними средствами, будут искать хозяйственные  организации, которые в значительной степени связаны с ними в вопросах рынков, каналов распределения, потребностей в технике и ресурсах. Финансовые выгоды концентрической диверсификации обычно появляются в течение среднего или длительного срока.

     Конгломератная  диверсификация реализуется в том  случае, если организация приобретает  предприятия, которые производят продукты или обеспечивают услугами, не имеющими явной связи с существующими продуктами, услугами и рынками. (Например, фирма, специализирующаяся на строительстве, приобретает магазин.) Конгломератная диверсификация часто обеспечивает значительную финансовую синергию. Это может происходить из-за возможностей получить некоторые преимущества в налогообложении, лучше использовать финансовые ресурсы и т. д.

     Данная стратегия в целом рассматривается как имеющая высокий уровень риска, так как компания может не иметь управленческих навыков, необходимых для эффективного руководства новым предприятием другого профиля. Эта стратегия подходит главным образом для больших компаний, которые менее чувствительны к перепадам цен.

     Интеграция  – процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации. Интеграция присуща  любой системе, в том числе  и человеку.

     Важнейшим условием обеспечения эффективности  реорганизации является единство цели как в процессе планирования, так  и в процессе организации.

     Для того чтобы достаточно эффективно интегрировать  организацию, менеджеры должны постоянно  иметь в виду общие цели организации  и столь же постоянно напоминать всем сотрудникам о необходимости  концентрировать свои усилия именно на общих целях.

     Существует  несколько методов эффективной  интеграции. Выбор подходящего метода интеграции зависит от среды, в которой  этой организации приходится действовать. Один из них, состоит в разработке соответствующих правил и процедур.

     Метод эффективен лишь в условиях относительно устойчивой и прогнозируемой внешней  среды.

     Выделяют  внутреннюю и внешнюю интеграцию. Внутренняя интеграция осуществляется собственными ресурсами организации  либо фирмы и затрагивает только ее структурные подразделения.

     Внешняя интеграция осуществляется путем объединения  усилий нескольких организаций или  предприятий.

     Выделяют  горизонтальную и вертикальную интеграцию.

     Горизонтальная интеграция – это объединение структурных подразделений одного или нескольких предприятий одного профиля деятельности, позволяющее объединять ресурсы и достигать общих целей совместными усилиями.

Информация о работе Совершенствование механизмов перспективного интеграционного развития нефтехимического комплекса в современной экономике