Совершенствование финансовой политики предприятия в целях обеспечения его стабильного финансового состояния / на примере МУП «Централ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование финансовой политики, проводимой руководством МП «Центральная районная аптека № 97» с выделением ее долго- и краткосрочных аспектов.
Основные задачи дипломной работы:
- осветить методологию разработки финансовой политики российских предприятий;
- провести подробный анализ финансового состояния предприятия за последние 3 года и выявить тенденции развития предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.
Объектом исследования является муниципальное унитарное предприятие «Центральная районная аптека № 97».
Предметом исследования – финансовое состояние предприятия.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты финансовой политики
Содержательная характеристика категории «финансовая политика предприятия», ее цели и задачи
Специфика финансовой политики российских предприятий в современных условиях
Структура финансовой политики
Комплексный анализ финансового состояния предприятия
Задачи анализа финансового состояния
Характеристика анализируемого предприятия
Балансовые стоимостные показатели
Оценка ликвидности активов
Оценка финансовой устойчивости предприятия
Оценка платежеспособности предприятия
Определение длительности финансового цикла
Оценка эффективности работы предприятия
Совершенствование финансовой политики
Анализ сложившейся ситуации на предприятии
Операционный анализ
Рычажное управление прибылью
Управление денежными потоками
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

АПТЕКА 97.doc

— 875.50 Кб (Скачать)

Ценовая политика российских предприятий включает выбор типа ценовой политики, выбор формы цены реализации товаров с учетом особенностей его движения от производителя к потребителю и особенностей налогообложения товара, выбор уровня цены в зависимости от конъюнктуры рынка и положения предприятия на нем, выбор ценового метода формирования цены товара (работы, услуги). В финансовом менеджменте многих российских предприятий преобладает метод полных издержек, его применят предприятия, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.

Следующим важным элементом  финансовой политики предприятия является ее налоговая политика. Каждое предприятие заинтересовано в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса и повышения финансовой устойчивости. Причем, чем выше налоговые ставки, тем сильнее заинтересованность предприятия в уменьшении налоговых отчислений. Заинтересованность в снижении налоговой нагрузки порождается также несовершенством налогового законодательства.

Налоговая политика предприятия, как составная часть ее финансовой политики, - это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей предприятия.

Большие потенциальные  возможности оптимизации налогов заложены в учетной политике предприятия. Под учетной политикой российских предприятий понимается выбор ею совокупности способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, обеспечивающий оптимизацию финансовых потоков и прибыли предприятия.

При формировании учетной  политики российских предприятий выбираются способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Их выбирают из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами. В случае, если способы не регламентируются законодательством, предприятия разрабатывают собственные. По каждому способу следует приводить подробное обоснование его выбора.

При разработке краткосрочной  финансовой политики предприятия важное значение имеют такие ее элементы, как политика управления оборотными активами и кредиторской задолженностью предприятия.

Политика управления оборотными активами, как составная часть общей финансовой политики, состоит в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизации структуры источников их финансирования для достижения целей предприятия и поддержания высокого уровня финансовой устойчивости.

Политика управления кредиторской задолженностью предприятия  заключается в обеспечении своевременного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав. Алгоритм управления кредиторской задолженностью предприятия состоит в следующем: анализ кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде, определение величины и состава кредиторской задолженности в предстоящем периоде, установление периодических выплат по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности, оценка эффекта прироста кредиторской задолженности предприятия, обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности.

Как показывает практика, управление движением кредиторской задолженности – это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия в зависимость от поступления денежных средств от покупателей. Управление движением кредиторской задолженности увязывается с динамикой дебиторской задолженности. Алгоритм реструктуризации долговых обязательств предприятия может быть представлен следующим образом: проведение инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности; выделение на основе результатов приоритетных направлений реструктуризации; построение финансового плана в форме прогноза движения денежных средств, анализ вариантов реструктуризации с оговариваемыми условиями (оптимизация предлагаемых вариантов и выбор схем реструктуризации, приемлемых для кредиторов и предприятия должника), построение окончательного графика погашение задолженности и документальное оформление достигнутых договоренностей, расчет эффективности проведенной реструктуризации.

Эффективная реструктуризация долговых обязательств предприятия может быть представлена двумя показателями: отношение дисконтированного потока платежей по погашению обязательств к номинальной величине задолженности и отношение фактически выплаченной задолженности к балансовой величине задолженности.     

1.3 Структурные составляющие финансовой политики

Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия может носить многоуровневый характер. Так, например, в рамках политики управления активами могут быть разработана политика управления оборотными и внеоборотными активами. В свою очередь политика управления оборотными активами может включать в качестве самостоятельных блоков политику управления отдельными видами оборотных активов: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.

Чтобы обеспечить непрерывный контроль результатов работы предприятия проводят финансовый мониторинг (мониторинг финансового состояния) предприятия. С целью выявления основных финансовых характеристик за прошедший определенный срок, их тенденцию. При этом тенденция более важна,  чем значение самих показателей, так как характеризует направление, скорость движения и тем самым показывает способность или неспособность достичь намеченных результатов.

В задачи мониторинга финансового  состояния входит определение финансовых показателей: устойчивости, ликвидности, оборачиваемости и других характеристик за определенный период и их тенденцию. Эти и другие показатели являются языком общения в мире бизнеса и инвестиций, поэтому знание и понимание их необходимы. Необходимы также анализ полученных результатов, выводы и предложения3.

Для проведения мониторинга финансового  состояния нужны следующие документы: баланс (форма № 1), приведенный к  более упрощенному виду за счет объединения  некоторых статей для наглядности  общей структуры баланса; отчет о прибылях и убытках (форма № 2) не нарастающим итогом, с тем, чтобы иметь возможность проведения мониторинга; отчет о движении денежных средств (форма № 4) также преобразовать в вид не нарастающим итогом. Для более глубокого анализа потребуются дополнительные документы бухгалтерской отчетности.

Минимальный срок, за который следует  проводить финансовый мониторинг, один год. Анализируемый период, на который разбивается анализируемый срок, должен быть не более одного квартала. На данном этапе анализ параметров можно проводить без учета того, что реально денежный поток состоит из бартеров и взаимозачетов.

Точность анализа соответствует  точности отражения данных в отчетных бухгалтерских документах. Однако даже если точность не соответствует истинному положению дел на предприятии, то тенденция все равно соответствует ему, а это и есть цель мониторинга финансового состояния предприятия.

Финансовая политика как искусство  влияния на объект управления через  распределение и перераспределение  денежной формы вновь создаваемой стоимости нуждается в системе бюджетирования. 

Процесс разработки, согласования, утверждения  бюджетов и контроль за их исполнением  называют бюджетированием.

Процесс бюджетирования является составной частью финансового  пла-

нирования, т.е процесса определения будущих действий по формированию и


3 Илясов Г.Г. Оценка финансового состояния предприятия // Экономист. 2004. № 6. с.49

использованию финансовых ресурсов. Количественный план в денежном выражении, показывающий планируемую величину доходов, расходов и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели, называется бюджетом или сметой.

Бюджет предприятия  представляет собой систему взаимосвязанных  бюджетов и описывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в прогнозном планируемом периоде.

Основные задачи финансовой политики бюджетирования представляют собой:

  • экономически обоснованное планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • оперативное отслеживание отклонений фактических результатов от поставленных целей, выявление и измерение факторов этих отклонений, своевременное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
  • эффективный контроль за расходованием материальных и финансовых ресурсов;
  • прогнозирование возможных финансовых последствий.

В процессе бюджетирования рассчитываются бюджет по всей совокупности бюджетов предприятия (кроме бюджета капиталовложений) и оценивается прогнозное финансовое состояние предприятия. Если результирующие финансовые показатели, рассчитанные на основе системы бюджетов предприятия (такие как ликвидность, прибыль, рентабельность и др.), неудовлетворительны, необходимо реализовать сценарий «что –если» для оценки влияния основных параметров бюджетов и заложенных при планировании нормативов при их изменении.

Бюджетные планы обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами. Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами. В ходе достижения этой цели выделяются следующие основные задачи финансового планирования:

  • определение объекта планирования;
  • разработка системы финансовых планов с выделением оперативных, административных и стратегических планов;
  • расчет необходимых финансовых ресурсов;
  • расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования;
  • прогноз доходов и расходов предприятия.

Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е бюджет создается ДО выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Бюджеты имеют множество  видов и форм: отдельные бюджеты  характеризуют промежуточные операции (закупка сырья и материалов) могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.

Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и доступность.

Бюджетный период, как  правило охватывает краткосрочный  период планирования (год, квартал), однако, бюджеты, связанные с капитальными вложениями, составляются и на более длительный период – пять, десять лет.

Роль и место бюджетирования в общей системе финансового  планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета:

  • планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период;
  • коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых звеньев в организационной структуре, решению проблем коммуникации и распределения ответственности между исполнителями;
  • ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности;
  • контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
  • повышение профессионализма менеджеров, составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответственности на предприятии.

Расчет каждого бюджета  предприятия производится в определенных форматах. Все бюджеты предприятия  составляются на основе прогноза объема продаж. Бюджет продаж показывает объем  продаж в количественном и стоимостном измерении. В общем случае бюджет продаж включает и расчет ожидаемых денежных поступлений от продажи товаров в кредит. Эти расчеты используются при составлении бюджета движения денежных средств.

При составлении бюджетов затрат используется группировка затрат на переменные и постоянные.

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

  • подготовка прогноза и бюджета продаж;
  • определение ожидаемого объема производства;
  • расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукцией;
  • расчет и анализ денежных потоков;
  • составление плановых финансовых отчетов.

Конкретные формы составления  бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.

На исследуемом объекте  расчет объема продаж и ожидаемых  денежных поступлений производится на основании данных объема продаж предыдущего года и исходя из следующих условий:

- объем продаж выражается  только в денежном измерении;

- неравномерность объема  продаж, (сезонная зависимость от  увеличения заболеваемости населения): весной и осенью по 30% и зима, лето по 20% объема продаж;

- 70% от объема реализации оплачивается в квартале продажи, 29% от объема реализации оплачивается в квартале, следующим за кварталом продажи, 1% от объема реализации списываются как безнадежные долги.

Исходя из этого бюджет продаж аптеки на 2004 год имеет следующую  простую форму:                                                                                            Таблица 1

Бюджет продаж аптеки на 2004г.

 

Квартал

Всего,

год

I

II

III

IV

Ожидаемый объем продаж, тыс.руб.

 

12,8

 

19,2

 

12,8

 

19,2

 

64,0


 

И, как следствие 

Таблица 2

График ожидаемых денежных поступлений

 

Квартал

Всего,

год

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

Информация о работе Совершенствование финансовой политики предприятия в целях обеспечения его стабильного финансового состояния / на примере МУП «Централ