Совершенствование финансовой политики предприятия в целях обеспечения его стабильного финансового состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

К особенностям формирования рыночных отношений в нашей стране следует отнести усиление конкурентной борьбы, технологические изменения, компьютеризацию обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед менеджерами предприятий встает множество вопросов:

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1 Содержательная характеристика категории «финансовая политика предприятия», ее цели и задачи
1.2 Специфика финансовой политики российских предприятий в современных условиях
1.3 Структура финансовой политики
2. Комплексный анализ финансового состояния предприятия
2.1 Задачи анализа финансового состояния
2.2 Характеристика анализируемого предприятия
2.3 Балансовые стоимостные показатели
2.4 Оценка ликвидности активов
2.5 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.6 Оценка платежеспособности предприятия
2.7 Определение длительности финансового цикла
2.8 Оценка эффективности работы предприятия
3. Совершенствование финансовой политики
3.1 Анализ сложившейся ситуации на предприятии
3.2 Операционный анализ
3.3 Рычажное управление прибылью
3.4 Управление денежными потоками
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 875.50 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что финансовая политика выражает интересы работодателей и служит достижению их целей, важнейшим условием успешной реализации финансовой политики является необходимость максимального достижения единства структуры целей и работодателей, и исполнителей через разрешение противоречий между ними.

Структура целей выражает видение, ценности, стремления, интересы, разделяемые руководством и персоналом. Интересы и цели сотрудников предприятия, идущие вразрез с интересами и целями предприятия, лишают персонал энтузиазма, желание работать с полной отдачей в интересах предприятия.

Основными задачами конструктивной финансовой политики являются:

-         обеспечение источников финансирования производства;

-         недопущение убытков и увеличение массы прибыли;

-         выбор направлений и оптимизации структуры производства с целью повышения его эффективности;

-         минимизация финансовых рисков;

-         рациональное вложение финансовых потоков и расчетов, обеспечивающих максимальную их отдачу и минимальный риск;

-         рациональное распределение полученной прибыли (на расширение воспроизводства);

-         поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости предприятия на основе финансового анализа.

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач. Эффективность финансовой политики предприятия как уровень достижения наилучшего результата при наименьших затратах измеряется показателями финансовой эффективности работы предприятия в целом и по подразделениям.

В процессе разработки финансовой политики  прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы финансовых отношений с государством (налоговую политику) и партнерами. Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиций стратегии формулируют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают оперативные управленческие решения.

Выбор той или иной стратегии не гарантирует еще получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов и, в частности, состояния финансового рынка, налоговой и денежно-кредитной политики государства.

Финансовая стратегия реализуется через перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение заданного уровня основных параметров деятельности предприятия: объема продаж и себестоимости, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности, ценовой конкурентоспособности.

Финансовая тактика определяет способы и пути решения локальных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов.

Если финансовая стратегия относительно стабильна, финансовая тактика должна отличаться гибкостью, обеспечивая быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегический и тактический аспекты финансовой политики тесно взаимосвязаны: правильный выбор стратегии создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

 

1.2 Специфика финансовой политики российских предприятий в современных условиях 

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить политику выживания, т.е ограничиваться решением текущих, сиюминутных финансовых проблем. Подобная реакция на неопределенные макроэкономические установки властных структур порождает конфликт интересов предприятий и государства, собственников и менеджеров, обуславливает противоречие между ценой внешних заимствований и рентабельностью производства, доходностью собственного производства и фондового рынка.

Следует отметить, что на первом этапе рыночных реформ в России не уделялось достаточного внимания преобразованию деятельностью предприятий. Только в конце 1997 года был издан Приказ Минэкономики (от 1 октября 1997г.) № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)», в котором нашли отражение рекомендации по разработке финансовой политики предприятий и финансовому планированию.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для практического использования директорами, руководителями финансово - экономических служб, главными бухгалтерами предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность или занятых в сфере производства продукции (работ, услуг), и не учитывает специфики деятельности банков, инвестиционных фондов и других финансовых институтов.

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).

Однако все эти аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие важнейшие аспекты:

- разработку оптимальной концепции управления финансами предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности и низкого предпринимательского риска;

- определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный срок) с учетом планов производственной и коммерческой деятельности, состояния и прогнозов макроэкономической конъюнктуры (налогообложения, учетной банковской процентной ставки, норм амортизационных отчислений по основным фондам и т.д.).

Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, в составе финансовой политики выделяют финансовую стратегию и тактику.

Стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

- максимизация прибыли предприятия;

- оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

- достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

- создание эффективного механизма управления предприятием;

- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

- анализ финансово - экономического состояния предприятия;

- разработка учетной и налоговой политики;

- выработка кредитной политики предприятия;

- управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

- управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

- выбор дивидендной политики.

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает проблема гармонизации таких противоречивых целей, как развитие предприятия и поддержание достаточно высокой ликвидности и платежеспособности.

Итак, финансовую политику можно определить как систему идей и взглядов, целевых установок и способов развития финансов компании для достижения ее целей.

Выбор того или иного варианта финансовой политики предприятия зависит от множества внутренних и внешних факторов. На выбор и обоснование корпоративной финансовой политики влияют следующие основные внутренние факторы: организационно-правовая форма, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности, наличие автоматизированных информационных систем, организационная структура управления, степень развития финансового менеджмента в компании. К внешним факторам относятся: макроэкономическая ситуация, конъюнктура рынков, степень либерализации законодательства и другие1.

В зависимости от временного горизонта и целей следует различать долгосрочную и краткосрочную финансовую политику предприятия. Долгосрочная финансовая политика предприятия – это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов предприятия для достижения ее долго срочных целей. Такая политика направлена на всесторонний писк источников финансового обеспечения ее развития, достижение высокого финансового

1 Слепов В.А. Финансовая политика компании // Финансы. 2003. № 9 с.56

потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость предприятия.

Краткосрочная финансовая политика предприятия – это система краткосрочных целевых установок и способов развития финансов предприятия. Она  направлена на решение наиболее острых текущих финансовых проблем, позволяющее улучшить финансовое состояние предприятия и повысить его финансовую устойчивость в короткие сроки.

Взаимосвязь долгосрочной финансовой политики предприятия с краткосрочной проявляется в том, чти последняя конкретизирует инструменты и способы достижения долгосрочных целей предприятия по отдельным аспектам его финансовой деятельности. Приоритет в принятии финансовых решений принадлежит долгосрочной финансовой политике, способной обеспечить эффективное развитие предприятия и его высокую финансовую устойчивость. Соответственно и состав элементов долгосрочной финансовой политики отличается от краткосрочной финансовой политики предприятия.

В состав долгосрочной корпоративной финансовой политики включаются инвестиционная и дивидендная политика, поскольку от этих направлений зависят финансовый потенциал и долгосрочная финансовая устойчивость предприятия.

Инвестиционная политика направлена на повышение инвестиционной привлекательности предприятия и оптимизацию привлекаемых инвестиционных ресурсов. Не менее важна оптимизация распределения прибыли между собственниками и инвестициями. Соответственно, эффективная дивидендная политика предприятия является гарантом ее финансовой устойчивости и ориентиром для привлечения инвесторов.

Поиск и выбор источников привлечения инвестиций для развития предприятия включает анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде, определение конкретных целей привлечения –заемных средств в предстоящем периоде, расчет предельного объема заемных средств, оценка стоимости заемного капитала из различных источников, определение соотношение объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, выбор форм привлечения заемных средств.

Основным источником инвестиций для российских предприятий остаются собственные средства. Они превышают половину всего объема инвестиций (более 25% общего финансирования идет из прибыли и около 20% - за счет амортизации). Государство, преимущественно из региональных бюджетов, финансирует 20% общего объема вложений. Исключительно низка доля банковских кредитов в финансировании инвестиций – 3,5% (без кредитов иностранных банков – только 2,9%). При этом немногим более 30% предоставленных кредитов приходится на ссуды сроком более одного года. Подавляющая их часть идет на кредитование оборотных средств2.

Эмиссия ценных бумаг, как источник финансирования инвестиций ,для российских предприятий пока не стала существенной. Российским предприятиям в настоящее время не выгодно проводить новые выпуски акций из-за их низкой стоимости.

  Второй составной частью долгосрочной финансовой политики является ее дивидендная политика. Под дивидендной политикой предприятия следует понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общий собственный капитал. Дивидендная политика предприятия заключается в выборе пропорции между потребляемой акционерами и капитализируемой частями прибыли для достижения долгосрочных целей предприятия.

В большинстве российских предприятий сложилась практика выплаты дивидендов по остаточному принципу. Значительная часть прибыли, а зачастую и вся, распределяется в течение финансового года минуя миноритарных акционеров. Наиболее популярным аргументом неуплаты акционерам причитающей-

2 Слепов В.А. Финансовая политика компании // Финансы. 2003. № 9. с 57.

ся им доли прибыли является необходимость дальнейшего развития производства и соответственно роста стоимости предприятия.

При проведении дивидендной политики следует учитывать необходимость компенсации инфляции ростом дивидендных выплат. В открытых акционерных обществах сторонние акционеры изменения в размерах дивидендов рассматривают как показатель рискованности вложения в данные акции. Но, как показывает практика, акционеры – работники предприятия воспринимают дивиденды как «четырнадцатую зарплату» и болезненно относятся к их снижению.

Успешное ведение коммерческой деятельности российскими предприятиями в значительной степени зависит от избранной ими ценовой политики. К основным факторам, способствующим усиление роли цен, относится: увеличение размеров предприятия и усложнение форм их деятельности в условиях рынка, неустойчивость макроэкономической конъюнктуры, усиление конкуренции на рынке, снижение рентабельности и общей экономической эффективности производства. Состояние системы цен – уровень, динамика, соотношение цен – существенно влияют на жизнеспособность предприятия, их финансовую устойчивость. Прежде всего, цены оказывают воздействие на платежеспособный спрос, уровень доходов, направления денежных потоков, инвестиционную активность предприятия.

Ценовая политика рассматривается в контексте финансовой краткосрочной политики предприятия как ее первичный элемент. Иными словами формирование финансовой политики предприятия должно начинаться с определения ценовой политики. Это обусловлено тем, что финансовые отношения предприятия возникают лишь после продажи товаров (работ, услуг) по рыночным ценам.

Информация о работе Совершенствование финансовой политики предприятия в целях обеспечения его стабильного финансового состояния