Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Орг-ция как субъект и объект предпринимательской деят-ти.
2. Среда функционирования орг-ции: макро-, мезо-, микро-среда.
3. Доходы и расходы орг-ции: сущность и классификация.
4. Потенциал полиграф. предпр.. и основы его формир-я.
5. Осн. и оборотн. ср-ва полиграф. предпр..: характерные черты, состав, показатели использования.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ -ГОСы 2011.doc

— 827.00 Кб (Скачать)

Стимулирующая функция в современных условиях является одной из важнейших. Эта функция связана с общей проблемой мотивации эфф-ной произ-венной деят-ти. Мотивация — это воздействие на поведение человека д/ достижения личных, групповых и общественных целей:

Внутренняя  мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Если она интересует человека, позволяет реализовать его природные спос-ти и склонности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активности, добросовестному и продуктивному труду.

Внешняя мотивация м.б. трех видов: административная, эк. и статусная. Внешнюю мотивацию называют также стимулированием (Административная мотивация означает выполнение работы по команде, приказу, т. е. по прямому принуждению с соответствующими санкциями за нарушение установленных норм. Эк. мотивация осуществляется через эк. стимулы (заработную плату, дивиденды и т. п.). Статусная мотивация основана на изменении положения (статуса) сотрудника в орг-ции)

Орг-ция заработной платы строится на основе след. принципов:

  • дифференциации оплаты труда в зависимости от спроса и предложения;
  • самостоятельности предпр-й в орг-ции заработной платы, в установлении форм, сис-м и размера оплаты труда работника;
  • государственного регулирования оплаты труда;
  • дифференциации заработной платы в зависимости от условий труда, кол-ва и кач-ва затраченного труда;
  • мат-льной заинтересованности работников в высоких конечных рез-татах труда, в признании рынком продукта труда в кач-ве тов-а;
  • опережении темпов роста производит-ти труда над ростом заработной платы.
  • Различают номинальную заработную плату, т. е. ее ден. размер, и реальную заработную плату, под которой понимается опред-ное кол-во приобретаемых тов-ов и услуг:

Ур =

где: Ур — реальная заработная плата; Ун — номинальная заработная плата; Р — ур-нь цен на предметы потребления и услуги.

 

 

 

49. Формы и сис-мы оплаты труда, надбавки, доплаты и премии в сис-ме оплаты труда.

Формы оплаты труда определяются как способы установления зависимости величины зарплаты работника от полученных рез-татов его труда в течение опред-ного времени, а сис-мы оплаты труда – это, по существу, технология реализации этой зависимости.

 Сдельная – форма заработной платы, при которой заработок зависит от кол-ва произведенных ед. продукции с учетом их кач-ва, сложности и условий труда. При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени). Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки. К разновидностям сдельной формы оплаты труда относятся:

прямая сдельная – при которой оплата труда рабочих повышается в прямой зависимости от кол-ва выработанных ими изделий и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации;

сдельно-премиальная - когда  оплата труда включает премирование за перевыполнение норм выработки, достижение опред-ных кач-венных показателей. Сумма начисленной заработной латы получается путем умножения сдельной расценки на кол-во произведенных деталей и прибавления премии. Премия начисляется при условии перевыполнения работником норм или достижения др. показателей, дающих право на ее получение (отсутствие брака и т.п.).

аккордная – когда совокупный заработок определяется за выполнение тех или иных стадий работы или за полный комплекс выполненных работ. Разновидностью аккордной формы является оплата труда работников, кот. не состоят в штате предпр.. и выполняют работы по заключенным договорам гражданско-правового характера (например, по договору подряда);

сдельно-прогрессивная – предусматривает оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым (неизменным) расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки;

косвенно-сдельная – применяется д/ повышения производит-ти труда рабочих, обслуживающих оборуд-е и рабочие места. Труд их оплачивается по косвенным сдельным расценкам из расчета кол-ва продукции, произведенной осн. рабочими, которых они обслуживают.

 Повременная – форма заработной платы, при которой заработная плата зависит от кол-ва затраченного времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда.

 В повременной сис-ме оплаты труда выделяют две формы: простую повременную и повременно-премиальную.

При простой повременной оплате труда заработок рабочего определяется, умножая часовую или дневную тарифную ставку его разряда на кол-во отработанных им часов или дней.

При повременно-премиальной оплате труда к сумме заработка по тарифу прибавляется премия, кот. устанавливается в %ном отношении к тарифной ставке.

 Сис-ма оплаты труда- это способ соизмерения размера оплаты за труд с его рез-татами (либо затратами).

 В большей части крупных и средних организаций исполь-тся тарифная сис-ма оплаты труда, что предполагает зависимость размера оплаты труда от сложности выполняемой работы, условий труда, природно-климатических условий выполнения работы, интенсивности и характера труда. Тарифная сис-ма оплаты труда включает в себя сов-ть нормативов:

-тарифные ставки, определяющие размер оплаты труда в час или за день и схемы должностных окладов;

-тарифные сетки, показывающие соотношение в оплате труда м/у различными разрядами работ и рабочих (квалификациями);

-тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых можно определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой;

-районные коэффициенты и разного рода надбавки и доплаты тарифного характера, кот. предназначены д/ использования при установлении ставок и окладов работниками и при опред-ии размеров их вознаграждения за выполненную работу.

Бестарифная сис-ма оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных рез-татов работы коллектива, к которому относится работник. При этой сис-ме не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки

 

 

50. Принципы,затраты  и функции планир-я в орг-ции

Планир-е, как центральное звено упр-ия, охватывает сис-му принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспос-ти хозяйственного субъекта.

Планир-е базируется на ряде принципов, т.е. правил, кот. необходимо учитывать в процессе его осуществления:

научность - разработка планов с учетом достижений научно-технического прогресса (экономико-математических методов и вычислительной техники); оптимальность - выбор наиболее эфф-ного варианта плана из нескольких; непрерывность - взаимосвязь перспективного и тек-его планир-я на основе требования непрерывности произ-ва; всесторонность - учет принципа сис-мности развития предпр.. - рассмотрение всего множества прямых и обратных связей в единстве; гибкость (динамичность) - возможность постоянного внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотр в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;многовариантный ситуационный характер планир-я, предполагает разработку нескольких вариантов планов; экономичность - минимизация затрат, связ. с реализацией плана; надежность планир-я зависит от точности показателей предыдущего периода; планир-е базируется на неполных данных (не поддающихся планир-ю аспектов); планы должны строиться на основе учета имеющихся ресурсов (т.е. при наличии сис-мы контроля и корректировки); планы должны содержать резервы безопасности, чтобы избежать неточности или частых изменений плана; планир-е должно отталкиваться от таких факторов, как сбыт, финансы, рабочая сила; составление бюджетов должно охватывать все стороны деят-ти предпр..; концепция планир-я д/б понятна всем работникам предпр...

Планир-е и упр-ие эк. деят-тью тесно связаны м/у собой такими функциями произ-венного менеджмента, как выбор цели, опред-ие ресурсов, орг-ция процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней упр-ия, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Осн. функции высшего руководства предпр.. состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планир-я, выборе осн. способов ее достижения, опред-ии методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев упр-ия, а также специалисты плановых служб разрабатывают все тек-ие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предпр.., составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.

 

51. Сис-ма планов орг-ции: осн. разделы, их сущность, содержание и взаимосвязь.

Планир-е – это опред-ие целей развития управляемого хозяйственного объекта, методов и способов его достижения, разработка программ деят-ти различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.

 Осн. разделы и показатели плана развития орг-ции:

План произ-ва продукции. В нем устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимост-ом выражениях, предусматривается дальнейшее повышение кач-ва продукции. Д/ опред-ия объема продукции в стоимост-ом выражении используются показатели реализуемой, тов-ной и валовой продукции.

План развития науки и техники. Он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению произ-ва новых видов продукции, внедрению прогрессивных технологий и т.д.

 Показатели плана развития науки и техники: продукция, осваиваемая произ-вом впервые в стране; ур-нь механизации и автоматизации труда; относительное уменьшение численности работников; рост производит-ти труда; показатели кач-ва продукции.

План повышения эфф-ти произ-ва. В нем даются как обобщающие показатели повышения эк. эфф-ти произ-ва, так и показатели повышения эфф-ти использования живого труда, осн. фондов, капитальных вложений, мат. ресурсов и т.д.

Показатели: темпы роста произ-ва чистой и тов-ной продукции; общая рентаб-ть; затраты на один рубль тов-ной (валовой) продукции; темпы роста производит-ти труда; показатели капиталоемкости и мат-лоемкости и др.

План капитального строительства предусматривает строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предпр-й, модернизацию оборуд-я, замену устаревшего оборуд-я новым и т.д.

Осн. показатели: ввод в действие осн. фондов и производств. мощностей, отдельных объектов и сооружений произ-венного назначения; прирост производств. мощностей на действующих предпр..х за счет их технического перевооружения; объем капитальных вложений; объем незавершенного произ-ва.

План мат-льно-технического обесп-ния представляет собой сис-му мат. расчетов, отражающих произ-во и потребление важнейших видов продукции, планов их реализации.

Опред-ие потребностей произ-ва в мат. ресурсах должно осуществляться на основе прогрессивных технически обоснованных норм расходов сырья, мат-лов, топлива и энергии, а также научно обоснованных нормативов использования оборуд-я, машин, механизмов.

План по труду  и кадрам. При его разработке главная задача – предусмотреть сис-матическое повышение производит-ти труда. Показатель производит-ти труда рассчитывается как годовая выработка нормативно-чистой, тов-ной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного среднесписочного работника промышленно-произ-венного персонала.

Другим важным показателем  данного раздела является фонд заработной платы. Здесь же рассчитывается и средняя зарплата работников. Д/ опред-ия потребностей предпр-й в рабочей силе разрабатывается расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обесп-ния.

План по издержкам произ-ва и реализации продукции. Главная задача этого раздела – повышение эфф-ти произ-ва, рациональное использ-е мат., трудовых и фин. ресурсов, экономически обоснованные опред-ие величины затрат на произ-во предусмотренной планом продукции, исчисление величины дохода, получаемого в рез-те произ-венной деят-ти.

План по издержкам  составляется на основе плана произ-ва и реализации продукции, внедрения достижений науки и техники и др. разделов плана.

В финансовом плане устанавливаются важнейшие фин. показатели: расчет потребности в собств. оборотн. ср-вах, задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие предпр.. с гос. бюджетом; создание и использ-е осн. производств. фондов, задание по прибыли. Важной частью фин. плана является кредитный план.

План соц.го развития коллективов предпр-й предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных д/ данного коллектива социальных вопросов, улучшения условий труда, отдыха и быта.

План мероприятий  по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов (охрана и рациональное использ-е водных ресурсов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использ-е земель, охрана и рациональное использ-е минеральных ресурсов).

Этот план предусматривает  широкое внедрение малоотходных и безотходных технологий и др.

 

52 Планир-е произ-ва и сбыта продукции.

 После завершения предварительного расчета объема продаж составляется план сбыта, при этом ожидаемое кол-во ед. реализуемой продукции умножается на удельную продажную цену. Первым шагом д/ составления плана является сбор исходной инф-ии (вплоть до данных об индивидуальных актах продажи), кот. дает наиболее полное представление о положении на рынке.

Анализ  внутрифирменных данных. Анализ оборота за предыдущ. годы обычно дается в виде таблиц и охватывает многолетний период. В таблицах д.б. показаны:

  1. обороты продаж (кол-во);2)ст-ть продаж (оборота);3)продажные цены (собственной продукции и конкурентной);4)собств. прогнозы сбыта, составлявшиеся в прошлом;5)колебания м/у плановыми и фактическими показателями, имевшие место в прошлом.

Статистика  сбыта:

  1. тов-ы и группы тов-ов: необходима, так как торговые программы нередко весьма широки, а слишком большие обобщения искажают действительность 2)торговые районы и районы представителей (продавцов): позволяет показать развитие отдельных районов сбыта, провести анализ взаимосвязей м/у работой торгового персонала и эфф-тью рекламы и рекламных средств, а также помогает определить ур-нь заработной платы продавцов;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"