Себестоимость продукции и пути ее снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.
Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии дел в той или иной области деятельности организации в конкретный момент времени. Так, данные учета издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что участок издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Расходы предприятия.

1.1 Понятие расходов предприятия. Определение и классификация…………… 4

1.2 Структура расходов. Основные элементы расходов………………………….. 8

Глава 2. Себестоимость продукции.

2.1 Понятие и сущность себестоимости, её экономическое значение………… 13

2.2 Себестоимость продукции: её состав и виды………………………………… 14

2.3 Калькулирование себестоимости продукции…………………………………. 18

Глава 3. Основные методы учета расходов и калькулирования.

3.1 Попроцессный, попредельный и показательный методы калькулирования..20

3.2 Фактический и нормативный методы учета расходов и калькулирования себестоимости……………………………………………………………………………….. 26

Глава 4. «Новые» виды и методы учета затрат и калькулирования себестоимости.

4.1 Эволюция методов учета расходов…………………………………………….. 30

4.2 Система «стандарт-кост», как продолжение нормативного метода учета расходов……………………………………………………………………………………….. 31

4.3 Анализ себестоимости продукции и путей её снижения…………………… 35

4.4 Система «директ-костинг»- модификация системы калькулирования себестоимости по переменным издержкам……………………………………………... 37

Заключение…………………………………………………………………………………… 42

Список литературы………………………………………………………………………… 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике и управлению предприятием.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

     Полуфабрикатный вариант позволяет  выявить себестоимость полуфабрикатов собственного производства и контролировать их передвижение внутри предприятия. В стоимостном выражении затраты цехов будут складываться из стоимости полуфабрикатов собственного производства полученных из других пределов и вновь произведенных затрат.

     Этот вариант применяется на  предприятиях, реализующих полуфабрикаты на сторону. Полуфабрикатный вариант предполагает использование счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства». Калькуляция должна содержать комплексную статью такого же названия, которая в дальнейшем расшифровывается и детализируется. Эта операция повышает трудоемкость полуфабрикатного метода.

Недостаток  метода повторение одних и тех же затрат в составе себестоимости. Эта цикличность называется внутризаводским оборотом, который подлежит исключению при суммировании затрат по всему предприятию в целом. Достоинствами являются: возможность определения себестоимости отдельных фаз обработки полуфабриката, выявление причин отклонения от плановых или нормативных значений; учитывать незавершенное производство в местах нахождения, т.е. по отдельным переделам; нет необходимости проводить периодическую инвентаризацию для контроля за внутренним передвижением полуфабрикатов.

     Позаказный метод. Используется метод при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. Примером отраслей служат: машиностроение пошив одежды, мебель изготовляемая на заказ. Полностью отсутствует незавершенное производство, т.к. учет осуществляется по заказам. Заказ – это заявка клиента на изготовление определенного количества изделий, оформленная договором.

     Сущность данного метода заключается  в том, что прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Объектом учета является отдельный заказ. До момента сдачи заказа затраты по его изготовлению считаются незавершенным производством. Если заказ является единичным изделием, его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат. В случаях когда заказ представляет собой партию изделий, то себестоимость рассчитывается путем суммирования затрат по изготовлению всей партии. Если необходимо рассчитать себестоимость одной единицы изделия общие производственные затраты делят на количество единиц в партии. 

     Учет издержек по каждому заказу  начинается с открытия заказа. «Открыть заказ» - значит, заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ хранится в бухгалтерии.

     Наряд-заказ в зависимости от  потребностей предприятия имеет различный вид. Базовой информацией которая обычно содержится в заказе-наряде является: тип заказа, номер заказа (индивидуальный код), характеристика заказа (краткое описание работ по изготовлению заказа), исполнитель, срок исполнения заказа, месяц в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.

     После того как заказ-наряд  составлен, в бухгалтерию начинают  поступать первичные документы  на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных приспособлений и инструментов, связанных с изготовлением данного заказа, т.е. о прямых издержках. В каждом документе проставляется номер заказа.

     Для каждого заказа бухгалтерия  открывает карточку (ведомость). В  карточке накапливается информация о затратах по прямым материалам, прямым трудозатратам и общезаводским расходам, связанным с его изготовлением. Таким образом, карточка заказа является основным учетным регистром в случае использования позаказного метода калькулирования.

     В развитие счета 20 «Основное  производство» организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количеству аналитических счетов должно соответствовать количество заказов. Регистром для ведения аналитического учета является карточка заказов.

    В соответствии с полученными  первичными документами прямые затраты материалов списываются на соответствующие заказы и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство».

     На практике косвенные расходы  распределяют между отдельными  заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.

     Расчет бюджетной ставки распределения  косвенных расходов выполняется бухгалтерией накануне наступающего отчетного периода в три этапа:

  1. Оцениваются косвенные расходы предстоящего периода.
  2. Выбирается база для распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами, и прогнозируется ее величина.

Базу  распределения каждое предприятие  выбирает самостоятельно, исходя из специфических особенностей своей деятельности, характера выполняемых заказов, их размера, количества и т.д. База распределения косвенных расходов записывается в учетной политике предприятия и не изменяется в течение всего отчетного периода.

     3.  Производится расчет бюджетной  ставки путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя.

Пример. Ожидаемая сумма косвенных расходов на предстоящий период составляет 52500 тыс. руб. Базой распределения выбрана заработная плата основных производственных рабочих, которая по предварительной оценке бухгалтерии составит 25000 тыс. руб. Бюджетная ставка распределения составит:          52500:25000=2,1

Таким образом, одному рублю заработной платы  основных производственных рабочих будет соответствовать 2,1 рубля косвенных расходов.

В дальнейшем рассчитанная бюджетная ставка используется для калькулирования издержек по заказам.

Допустим, что в карточке учета издержек по заказу В содержится информация в тыс. руб.:

     фактически израсходованные материалы                                  9000

      фактические затраты на оплату  труда

       основных производственных рабочих 2600

Косвенные расходы будут отнесены на заказ  В в сумме:

         2600*2,1=5460 тыс. руб.

Себестоимость заказа составит:

     9000+2600+5460=17060 тыс. руб. 

   

3.2. Фактический и  нормативный методы  учета затрат и  калькулирования. 
 

     Независимо от множества объектов  учета затраты можно исследовать двумя методами – фактическим и методом учета нормативных затрат.

     Учет фактических затрат – это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам.

     Нормативный метод  учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонений от них.

     Оба метода направлены на выявление  и отражение в конечном счете  фактической себестоимости продукции, но первый – путем непосредственного учета затрат, а второй – через отклонения от норм.

     Фактический метод учета затрат  является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях. Однако данный метод имеет множество недостатков, о которых пойдет речь ниже. 

Метод учета фактических  затрат и калькулирования  фактической себестоимости.

           Учет фактических затрат строится на следующих принципах: полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета, учетная регистрация в момент возникновения, отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и носителям затрат, сравнение фактических показателей с плановыми.

 Метод  позволяет определить фактическую  (историческую) себестоимость.

     В начале ХХ века данный  метод стал подвергаться критике  со стороны ученых-экономистов. Так, Г.Эмерсона затрагивал этот вопрос в своей книге «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы». В главе, касающейся учета себестоимости автор подчеркивал медлительность учета, а ошибочность получаемых цифровых данных о себестоимости как следствие «смешения производственных затрат с приходящимися (случайными) расходами, которые не имеют даже самого отдаленного отношения к себестоимости». По мнению Г. Эмерсона основной недостаток метода заключается, в том, что почти не имеет ни какой ценности в качестве устранения потерь.

     А также недостатками фактического  метода учета затрат являются:

- недостаточная  оперативность предоставления данных  для управленческого персонала. Данные о стоимости изготовляемого изделия предоставляются лишь по окончанию производства;

- отсутствуют, какие либо стандарты, - учет «исторической» себестоимости трудоемок, создает много дополнительной работы по регистрации хозяйственных фактов, а потому оказывается более дорогостоящим.

     Самым главным недостатком метода  является невозможность оперативной подачи администрации сигнала о производительных потерях труда и материалов, которые можно было бы устранить, предприняв экстренные меры.

     Т. о., наиболее прогрессивными  особенно в условиях развивающихся  рыночных отношений и жестокой конкурентной борьбы, оказываются варианты учета нормативных затрат. 

     Нормативный метод учета затрат и калькулирования  себестоимости.

     Нормативный метод предполагает, что по каждому  виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция рассчитанная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.

     Норма – это заранее установленное  числовое выражение результатов  хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценке брака в производстве и размеров незавершенного производства. Нормы могут в течение определенного периода времени изменяться (чаще снижаться) по мере освоения производства и рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

     Учет организуется так чтобы  все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от этих норм. Полученные данные об отклонениях дают возможность управлять себестоимостью изделия и калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной (вычитания из нее) соответствующей доле отклонения по каждой статье. Нормативный метод позволяет исчислять не дожидаясь конца месяца фактическую себестоимость изделий, а также регулярно (один раз в 10 дней или чаще) производить анализ отклонений и выявлять их причину и виновников.

      Основными принципами нормативного  метода учета затрат и калькулирования себестоимости являются:

     1. Возможность предварительного  составления нормативной калькуляции себестоимости по каждому отдельному изделию на основе действующих на предприятии смет и норм.

Данный  принцип может быть реализован лишь при наличии у предприятия  необходимой нормативной базы, в  которой содержатся нормативные, сметные (бюджетные) показатели, рассчитываемые на основании первичной, технологической, конструкторской, финансовой и административной документации. 

      2. Учет изменений (в течение  месяца) действующих норм для  корректировки нормативной себестоимости, определение этих изменений на себестоимость.

     3. Учет (в течение месяца) фактических  затрат с подразделением их  на расходы по нормам и отклонения от норм.  

     4. Выявление причин отклонений, а  также их анализ

Информация о работе Себестоимость продукции и пути ее снижения